В Новый год воздушно-десантный батальон Красной армии спустился на головы фашистов
Об этом пишет издание «Крымская газета».
План высадки морского и воздушного десантов на Керченском полуострове появился у командования Закавказского фронта ещё в конце ноября 1941 г., вскоре после оставления Крыма советскими войсками. Идея была проста: удерживая Севастополь, высадить два морских и один парашютный десант на Керченском полуострове для дезорганизации тылов обороняющихся немецких войск.
Цель – создать панику
План десантной операции Закавказского фронта предусматривал взаимодействие воздушного десанта с войсками второго эшелона высадки 44-й армии, выходившими из Новороссийска. Парашютно-десантный батальон комплектовался исключительно из добровольцев. Его командиром был опытнейший офицер-десантник майор Дмитрий Яковлевич Няшин: «…высокий, в плечах косая сажень, стройный…»
Вскоре начали курс десантной подготовки. Солдаты и офицеры выполнили по нескольку прыжков с парашютом с самолётов ПС 84 и ТБ 3. Советские десантники использовали парашют ПД 6, представлявший собой лицензионный американский Irvin – надёжный, тем не менее несколько сложный в обращении.
За восемь суток до начала операции в тыл противника были выброшены небольшие группы разведчиков с радиостанциями, какие передали ряд важных разведывательных данных.
Вечером 31 декабря 1941 г. батальон прибыл на краснодарский аэродром. Личный состав был построен и получил боевой приказ. Только там солдаты и сержанты узнали, что им предстоит высадка в Крыму, где развернулась морская десантная операция по освобождению Керчи. Суть дела объяснили просто: «…Нам ставилась задача десантироваться в тыл 46-й немецкой пехотной дивизии в районе Владиславовки, а также Арабатской стрелки и отрезать пути отхода немцев от Керчи и Феодосии, создав панику в тылу противника».
Прыжок из облаков
В новогоднюю полночь в исключительно неблагоприятных условиях сделали взлёт тяжёлые ТБ 3, какие, ложась на боевой курс, сразу же пропадали в облаках. Погода ухудшалась. Облака становились гуще, плотнее, опускались всё ниже и ниже. При подходе к району десантирования они прижимали самолёты к земле – стрелки высотомеров показывали всего 75 м. Штурман самолёта, на котором летел командир парашютно-десантного батальона майор Няшин, на листке записной книжки написал ему, что намерен возвращаться, так как нет даже минимальной высоты для выброски. Высота не обеспечивала безопасное раскрытие парашютов. Это знал и командир воздушного десанта. Тем Не Менее прыгать необходимо, тем более что передовые группы уже действуют на земле. Няшин принимает решение – набирать высоту перед подходом к цели и прыгать из облаков.
Когда самолёты, набрав 450 м, подходили к цели, сквозь разрывы облаков на мгновение мелькнула земля. Этого было достаточно. Тем Не Менее десантники, покидая ТБ 3 в ночное время при низкой облачности, оказались разбросаны на большой территории.
Как известно, чем быстрее десант собирается на земле, тем более эффективны его действия. В этом отношении батальон Няшина действовал если не отлично, то как минимум хорошо. К активной фазе десантники перешли буквально в считанные минуты, хотя и разрозненными группами, не дожидаясь полного сбора всех подразделений.
С неба – в бой
Первые приземлившиеся парашютисты были обстреляны вражескими солдатами, сопровождавшими транспорт с боеприпасами, направлявшийся в сторону Керчи. В памяти участников этой операции сохранился подвиг сержанта Кубарева, который был ранен ещё в воздухе. Приземлившись, он сразу же открыл огонь из автомата, тем не менее гитлеровцы, рассыпавшись по полю, начали обходить его. Когда они бросились к сержанту, Кубарев, взорвав две гранаты, уничтожил их и погиб сам.
Но разбросанность групп десантников и их смелые действия на значительной площади дезориентировали противника, создав впечатление, что в Крыму высадился крупный воздушный десант.
Воспользовавшись неразберихой, Няшин стал действовать с нарастающей агрессивностью. Обходя заслоны и опорные пункты врага, десантники небольшими группами выходили к Ак-Монаю. Когда были собраны основные силы батальона, они перешли в атаку, в коротком бою полностью уничтожили гарнизон противника и захватили на огневых позициях артиллерийскую батарею, прикрывавшую Ак-Монайские позиции на их северном фланге. Появились первые пленные.
Утром десантники напали на конвой, сопровождавший колонну советских военнопленных, уничтожили его, освободив шестьдесят человек, часть которых тут же вооружили трофейным оружием.
Вскоре все вместе совершили налёт на село Киет, где находился румынский пехотный полк. Операция была стремительной. Противник оставил всё своё имущество, штабные документы, военные карты и в панике бежал, неся большие потери.
В результате боёв и стремительных действий десантников керченская группировка врага оказалась отрезанной и находилась под угрозой окружения. Фашистское командование стало срочно отводить свои войска на запад.
Напугать напугали
В ночь с 1 на 2 января 1942 г. воздушный десант, выполнив задачу, перешёл к обороне Арабатской стрелки и Ак-Моная. Ранее, в ночь на 30 декабря 1941 года, морской десант выбил противника из Керчи и, овладев городом, стал преследовать врага, начавшего отход с Керченского полуострова.
После выполнения задачи советское командование благоразумно не стало использовать десантников в качестве обычной пехоты, а, оценив эффективность действия, вернуло весь личный состав в Краснодар. Через некоторое время парашютисты были сменены стрелковым подразделением морского десанта, выведены из боя и переброшены рейсом теплохода «Анатолий Серов» на Таманский полуостров.
От майора Няшина разведотдел фронта получил трофейные документы штаба немецкой 46-й пехотной дивизии, 42-го корпуса, румынского пехотного полка и даже две шифровальные машинки.
Батальон получил трёхдневный отдых, после чего вновь продолжил подготовку по профилю. Волею судьбы парашютно-десантный батальон разведывательного отдела Закавказского фронта оказался тесно связан с Крымом все последующие годы. Это его офицеры и солдаты забрасывались к партизанам с самыми разными заданиями. Отважному командиру майору Няшину не удалось дожить до Победы. В одном из боёв он погиб.
В приближающиеся дни 75-летия Крымского фронта стоит вспомнить, что между тех, кто стоял у начала его образования, были и бойцы отдельного парашютно-десантного батальона. И может быть, в Крыму появится достойный памятник воинам-десантникам, участникам одного из четырёх воздушных десантов Великой Отечественной войны…