Да простит меня и ещё полтора десятка моих приятелей-гипертоников Ирина Чазова — доктор медицинских наук, профессор, руководитель Института кардиологии минздрава России и дочь широко известного в недалёком прошлом кремлёвского кардиолога. Все мы виноваты перед ней, что ещё живы. Не почили в бозе, не окочурились и не отдали концы согласно её теории, в основе которой такая высоконаучная мысль: «Две трети больных умирают в первые 5 лет болезни!» Это заключение профессора и крупного кардиолога Ирины Евгеньевны я прочитал на интернетовской страничке, украшенной символикой минздрава. Мало того, она выдаёт неслыханное доселе утверждение, что препарат, рекламируемый ею, — «единственное лекарство, которое официально рекомендуется минздравом для лечения гипертонии… Его разработка началась ещё несколько лет назад и завершилась буквально недавно».
ЭТО ЗНАЧИТ, что советских людей и «дорогих россиян», как говаривал некто Ельцин, лечили и лечат какой-то дрянью, не рекомендованной минздравом страны. Как же я и мои друзья умудрились дожить до почтенного возраста и продолжаем ходить по горам, сплавляемся по бурным рекам и бегаем на лыжах? Значит, и лекарства помогали, а ещё больше помогал здоровый образ жизни.
Прочитал я интервью Чазовой и решил ещё раз продиагностировать самого себя по её методике, включающей такие признаки: головная боль, хроническая усталость, нечёткое зрение, учащённое сердцебиение, потливость… Если есть хотя бы два признака, «то не сомневайтесь — у вас есть гипертония», убеждает нас эта дама. Я взял наугад не два, а три признака, чтобы уж было наверняка: учащённое сердцебиение, потливость и головную боль. По этим признакам выходило, что у меня, кроме гипертонии, куча всяких болезней, в том числе тропическая лихорадка Денге. Причём смертельно опасная её форма — геморрагическая. Правда, пот у меня не холодный, а горячий, когда оденусь слишком тепло. Сердцебиение учащается, если лыжня ведёт в гору. А головная боль возникает, когда начитаюсь всяких глупостей…
Что же делать, «куды бечь», как говорят в народе. Чазова советует: «…Если есть совпадения — обратитесь к специалисту или просто используйте…» Дальше следует название препарата. К специалисту попадаешь разве что через месяц. «Просто» применять препарат, без консультации с лечащим врачом, без учёта особенностей организма, — значит заниматься самолечением. Причём самолечение рекомендует не какой-нибудь медицинский шарлатан, а руководитель Института кардиологии. Однако как ей верить, если в одном месте своего интервью доктор медицинских наук И. Чазова заверяет: «Тонус сосудов полностью восстанавливается после одного курса применения». А в другом утверждает обратное: «Гипертония в зачаточном состоянии сохраняется (проблема с тонусом сосудов)».
Препарата, по словам Чазовой, выпускается мало, всё раскупается прямо «на производстве». Однако после внесения немаленькой суммы его доставят «с ближайшего склада». Значит, выпускается много, если склады уже есть по всей России?
Что-то у профессора не сходятся концы с концами.
В то же время, система продажи препарата, по её словам, надёжна и прозрачна: «Я сама проверяла её на днях и не обнаружила изъянов». В этих словах чувствуется гордая уверенность маститого торговца. Однако должностной инструкцией руководителя Института кардиологии, если она имеется, наверняка не предписана проверка хода реализации препаратов. Значит, это личная инициатива госпожи Чазовой. И тогда становится понятно, почему эта дама не требует обязательной консультации с лечащим врачом и подталкивает гипертоников к покупке препарата угрозой неотвратимой смерти. Наиболее вероятно, интересы у госпожи Чазовой, да простит она меня ещё раз, не лечебные, а коммерческие.
НАША учёная дама не одинока на рекламном поприще. В ногу с ней шагает руководитель Института флебологии Виктор Семёнов, нагоняя страх тромбами и язвами. А главный уролог России профессор Сергей Дубравин сообщает жителям Самары, что специально для них установлены дни льготной распродажи чудо-препарата, который решает урологические проблемы. Цена препарата — 1 рубль. Я проверил. Один препарат стоит и вправду один рубль, если три препарата купишь по цене в пределах тысячи рублей за штуку. А если не купишь, так и гуляй, Вася! Надо полагать, эта «благотворительная» программа из Самары переместится в другие города России, так что, граждане, не рассчитывайте на бескорыстную помощь целителей и продавцов.
Однако всем прочим медицинским светилам дал фору Геннадий Толбухин — директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор. Сфера научных и должностных интересов этого маститого учёного понятна из названия центра. Тем не менее на рекламном поприще его занесло «не в ту степь». Профессор сообщает: «Под моим руководством в нашем центре были проведены сертификационные испытания». Если вы думаете, что они были связаны с проблемами акушерства и гинекологии, то глубоко ошибаетесь. В этом сугубо женском центре испытывался препарат, связанный с мужской потенцией, изготовленный той же фирмой, что произвела виагру. Однако он якобы гораздо эффективнее. И вот теперь учёный муж активно рекламирует этот препарат в самых восторженных тонах как нечто новое, хотя зарегистрирован он был — это мне сказал менеджер по продаже — уже давненько. Осведомлённые граждане читают интервью профессора, смотрят на снимок известного, наиболее пожилого деятеля культуры с молодой женой, врезанный в текст, и ржут во весь голос. Ведь этот пожилой деятель, разрекламированный в качестве символа сексуального долголетия, лет пять назад собственноручно начертал в одном из своих сочинений: «Слава богу, я теперь импотент!»
Перечислять всех рекламных агентов, увенчанных высокими должностями и учёными степенями, можно долго. Для ускоренной продажи препарата используются одни и те же аргументы: производство ограничено, спрос огромный, продаётся только внутри России. И самый важный: промедление смерти подобно!
В МНОГОЧИСЛЕННЫХ интернетовских интервью, сделанных на одну колодку, как правило, не указывается дата публикации. Только у госпожи Чазовой сказано, что материал обновлялся 30 ноября 2016 года. Возможно, другие интервью висят в Интернете пять и более лет. И две трети руководителей институтов — люди пожилые, естественно, гипертоники — могли покинуть этот мир в соответствии с научной теорией Ирины Евгеньевны. Или сменить работу. Однако и они, вместе с ныне действующими академиками и профессорами, продолжают подталкивать наш народ на покупки чудо-лекарств, используя авторитет государства, его атрибутику и высокие звания, этим же государством присвоенные. Причём здравствующие медицинские светила занимаются рекламной шабашкой, отвлекаясь от основной работы. Видимо, все важные проблемы в здравоохранении страны уже решены и осталась только одна — втюрить нам тройной комплект гелей, мазей, капсул и прочих препаратов для полного исцеления от разных болезней, над которыми мается без особого результата вся мировая медицина.
Как поступать в таких случаях, недавно всем нам продемонстрировал президент страны. Он освободил от государственных должностей тех, кто прорвался в академики. Пусть послужат науке, чтобы не губили свои таланты на государственном поприще. А в данной ситуации высокопоставленные учёные со своих постов рвутся в рекламный бизнес. Может, им также надо помочь — освободить от обременительных должностных обязанностей. И пусть руководители различных центров и институтов, доктора, профессора и академики без помех послужат рекламному бизнесу. Только надо бы их немного подучить. При таком примитивном уровне лекарственного пиара у этих господ вряд ли что удастся.