70 лет назад, 29 января 1947 года, дирижабль «Победа» во время полёта на небольшой высоте зацепил линию электропередачи. Провода намотались на винты и «привязали» судно. Сбросив балласт, экипажу удалось освободиться из плена, однако после этого дирижабль стал слишком резко набирать высоту – и взорвался. Все три члена экипажа погибли, погиб и сам дирижабль, честно проработавший три года. Часть его полётов проходила над Чёрным морем, передаёт «Крымская газета».
20 полётов «Победы»
Дирижабль «Победа» был построен в 1944 году, и когда после войны на Черноморском флоте организовали специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей, «Победа» полетела из Москвы в Севастополь (по дороге дирижабль опускался на землю лишь однажды, в Харькове). Это было в сентябре 1945 года. В Севастополе дирижабль разместился на полевой стоянке в Килен-балке на окраине города. Для вывода огромного судна на стартовую площадку команде приходилось, удерживая его за специальные поясные верёвки, подниматься по крутым склонам глубокого оврага. 26 сентября «Победа» вылетела в свой первый ознакомительный полёт, который продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полёте прямо на выходе из Севастопольской бухты с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина. Вызванный по радио из дирижабля тральщик выловил её, отбуксировал в открытое море и там расстрелял. Командир «Победы» Алексей Рощин вспоминал: «Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, какие их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин». Всего дирижабль «Победа» совершил на Чёрном море 20 полётов общей продолжительностью 113 часов.
Английские «Черноморы»
С Крымом и Чёрным морем была связана судьба и четырёх дирижаблей, купленных Россией в Англии в 1916 году. Данную четвёрку назвали «Черноморами» («Черномор-I», «Черномор-II» и
т. д.), и они составили отряд для поиска и уничтожения в Чёрном море подводных лодок. Правда, к своим непосредственным обязанностям приступить ни одному из этих дирижаблей, по сути, так и не удалось.
Первые три «Черномора» прибыли в Севастополь в конце июня 1916-го, и сразу же начались трудности: оказалось, что не было ни инструкции по сборке дирижаблей, ни специальных подъёмных кранов для этого, ни эллинга, куда можно поместить уже собранные воздушные суда. Но русские моряки не растерялись и, к огромному удивлению сопровождавших дирижабли англичан, собрали «Черномор-I», что называется, «по нюху», с помощью пожарных лестниц. При этом сделали всё правильно, хотя и видели данный дирижабль впервые. Затем были собраны ещё два «Черномора», построен эллинг для них, и начались испытания.
В день, когда должен был состояться полёт на «Черноморе-I», в Севастополь съехались почти все авиационные чины Черноморского флота. И хотя первый полёт прошёл успешно, последующие показали ненадёжность работы двигателей: они периодически отказывали прямо в воздухе. Один из таких отказов закончился тем, что «Черномор-I» погрузился в воду в 6-10 километрах от Херсонесского маяка. Оказавшийся поблизости патрульный гидросамолёт прислал катер для людей, а дирижабль отбуксировали в Круглую бухту. Но во время транспортировки поднялся такой сильный ветер, что во избежание поломки дирижабль разобрали прямо посреди дороги.
«Черномор-II» также часто возвращался в эллинг с одним неработающим двигателем. Однажды при дальнем вылете в новый раз отказал двигатель, полёт решено было остановить и посадить дирижабль на аэродроме Качинской школы военных лётчиков. Во время посадки встал и второй двигатель. После этого был разобран и «Черномор-II».
«Черномору-III» вообще не довелось взлететь – в марте 1917 года он прямо в эллинге был повреждён сильным порывом ветра, загорелся и взорвался вместе с эллингом.
Дирижаблем «Черномор-IV» командующий флотом распорядился не заниматься и сдать имущество в порт. Так первая попытка русского флота обзавестись дирижаблями потерпела неудачу и оказалась последней.