О том, как заработать на мусоре, переходе на экоупаковку и в чём причина «расслабухи» чиновников, а также о функциях министерств и местных советов в вопросе уборки мусора и как наконец сделать Крым чистым «Крымской газете» рассказал заместитель председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Государственного Совета РК Валерий Аксёнов.
Подключиться должны все
– Валерий Николаевич, 2017-й в России объявлен Годом экологии. Крымчане надеются, что благодаря этому удастся сдвинуть с мёртвой точки проблему № 1 – уборки и утилизации мусора. Эта проблема решаема?
– Конечно. Я был во Франции, Германии, Венгрии, Австрии и других странах Европы. Там на мусоре, точнее, на том, что получают в результате его переработки, зарабатывают деньги. А у нас, к сожалению, только тратят огромные суммы на его вывоз на свалки. Хорошо ещё, если они не стихийные.
– Чиновники от ЖКХ часто пытаются убедить крымчан в том, как сложно найти инвестора на постройку мусороперерабатывающего завода. Неужели колоссальных запасов уже накопившегося на полуострове и давно посчитанного мусора недостаточно для работы хотя бы одного такого завода? Чиновники лукавят или инвесторы им не те попадаются?
– Без сомнения, надо прекращать говорильню и начинать перерабатывать уже накопившиеся запасы мусора. На днях один из депутатов приходил к нам в комитет с потенциальным инвестором, который на свои средства хочет организовать переработку мусора в Сакском районе. У него для этого там уже и земля есть. Но этот инвестор сообщил, что МинЖКХ вставило ему палки в колеса. Хотя он намерен в Сакском районе из мусора получать биогаз, биоудобрения, перерабатывать пластик, стеклотару и т. д. То есть человек хочет сделать то, что сегодня крайне необходимо не только в этом районе, а всему Крыму. Но пока у нас эта проблема решается как в той басне о лебеде, раке и щуке. За её решение как бы отвечает МинЖКХ. А Минпромполитики и Минэкологии, скажем так, к этой проблеме относятся как сторонние наблюдатели, спокойно. Взять ситуацию с тем же карьером в Белогорске. Почему Минэкологии ничего не предпринимало, когда туда почти два года назад начали возить мусор из Ялты? Не подготовили проектную документацию, не провели экспертизу. А свалку Симферополя мигом закрыли. Да, городские власти были предупреждены об этом. Но ведь надо, извините, всё делать по уму. И что в итоге? Сегодня хотят увеличить тариф на вывоз мусора, объясняя это тем, что увеличилось расстояние – до Белогорска. А ведь для начала надо было сесть и проработать этот вопрос, что называется, «от и до». К сожалению, этого не было сделано, поэтому сегодня Симферополь в таком состоянии. Мы готовы помогать всем местным исполнительным органам в решении проблемы мусора. Но нередко они подписывают какие-то документы, при этом не согласовывая ничего даже с общественностью. Мы узнаём об этом, когда такие хитрецы-мудрецы приходят к нам уже за подписью. Были на днях одни: хотят поставить мусоросжигающий завод, но в придачу хотят ни много ни мало тысяч двенадцать гектаров земли – чтобы поставить на ней теплицы и выращивать в них помидоры с огурцами.
– И каков был ваш ответ им?
– Очень простой. Мы предложили этим сказочникам для начала построить завод, а потом уже будем вести речь о земле для теплиц.
– А разве нельзя все условия строительства скрупулёзно прописать в соответствующих документах?
– Мы предложили им пройти все предусмотренные законом процедуры – через инвестпрограмму и т. д.. Увы… Они решили, наверное, найти, извините, «толкача». На что мы им дали чёткий ответ: не по адресу обратились. Есть закон, будьте добры его выполнять.
Чьё это дело?
– Действительно, МинЖКХ и Минэкологии должны быть, как сейчас модно говорить, драйвером решения мусорной проблемы. Но она настолько актуальна, что, если всем миром не возьмёмся, плохо будет всем. А вы как считаете?
– Министерство промышленной политики обязательно должно подключиться к решению этой проблемы. И прежде всего – вопроса переработки стекла и пластика. В Крым поступает ежемесячно около 600 тонн стекла – бутылки, банки и т. д. Всё это остаётся на полуострове, и мы могли бы его перерабатывать. Но в итоге все эти бутылки и банки оказываются на свалках. Хотя раньше в Симферополе и Керчи работали стеклотарные заводы. Если их восстановить, от этого выгоду получит не только Крым. Ведь тот же стеклотарный завод в Керчи в советское время работал и на Краснодарский край – в крымских банках консервировали фрукты их сельхозпроизводители. Это же касается и пластиковой тары – надо для начала установить, как в Европе, специальные автоматы, в которые бы люди складывали пластиковые бутылки. Полиэтиленовые пакеты надо срочно убирать из оборота, упаковка должна быть бумажная. Задаём Минпромышленности вопрос: почему не работаете над решением этой проблемы? А к нам никто не обращался, говорят. Получается, что, пока Министерство ЖКХ не подаст курирующему эти вопросы вице-премьеру бумагу о том, что надо решать проблему стекла и пластика, никто и с места не сдвинется. Не хотят работать.
– Может, для начала хотя бы восстановить пункты приёма стеклотары в тех же крупных супермаркетах, как это было раньше?
– Тем более что Министерство промышленной политики занимается и вопросами торговли. Мы с коллегами-депутатами уже обговаривали вопрос создания двух-трёхгодичной программы перехода с пластиковых бутылок на стеклянные. В других регионах России уже перестали, например, разливать пиво в полуторалитровые пластиковые бутылки, используют другую тару. Нам тоже этим вопросом надо заниматься. И снова встаёт вопрос: кто должен координировать все эти действия с утилизацией и переработкой мусора? Пока каждое ведомство занимается этой проблемой чуть-чуть.
– А природоохранная прокуратура не может посодействовать? Ведь мусорные свалки – это не что иное, как загрязнение окружающей среды.
– На сегодняшний день у этой службы работы, как говорится, невпроворот.
– Ваши коллеги из местных советов вообще самоустранились от этих процессов. Хотя логично было бы именно от них ожидать инициатив и предложений в этом плане. Они же первыми должны откликаться на чаяния своих избирателей. Например, помочь в заключении договоров с владельцами частных домовладений.
– Согласитесь, что, например, большая часть симферопольцев в глаза не видела своих депутатов. А так не должно быть. Тем более что каждому депутату из бюджета выделяется определённая сумма денег, порядка миллиона рублей, на реализацию их депутатских запросов. Но, опять же, этой системой пользуются считанные депутаты. Все остальные решили, что не царское это дело – решать проблемы избирателей. Что касается договоров с владельцами частных домов, то это тайна за семью печатями. Например, власти Симферополя мне всё время доказывают, что получают 82-85% платы за вывоз мусора из частного сектора. У меня в этой части есть очень большие сомнения.
– Почему?
– Да, красивый офис открыли в районе школы № 1 (гимназия № 1 в Симферополе. – Ред.). Но его сотрудники ждут, когда домовладелец или предприятие сами к ним придут и заключат договор на вывоз мусора. А работу надо организовать наоборот: они сами должны идти и проверять, есть ли у них эти договоры. Поэтому имеем то, что имеем: в контейнеры, установленные возле многоэтажек, несут мусор и производственные отходы и кафе, и магазины, и владельцы частных домов со всей округи.
Убери свою планету
– Почему бы не перенять опыт у соседей-краснодарцев? Там даже в маленьких городках улицы шампунем моют. А если территория возле частного дома не будет благоустроена или, того хуже, будет куча мусора, штраф выпишут такой, что мало не покажется.
– У них, во-первых, есть положение о благоустройстве. У нас тоже в каждом городе что-то подобное имеется. Но фактически эти положения никем никогда не контролируются. Мы пытались принять закон Крыма о благоустройстве. Не получилось. Это связано с тем, что требуются изменения в федеральном законодательстве. Поэтому наш комитет вышел с предложением создать и принять общее для всех поселений положение о благоустройстве. И прокуратура Крыма обещала нам в этом деле помочь. Мы ведём речь о том, что уборкой городов должно заниматься государственное бюджетное учреждение. Потому что, например, в прошлом году Симферополь заключил договор на покос травы с какой-то «конторой» из Оренбурга.
– Ближе фирмы не нашлось? Или своих газонокосильщиков нет?
– Эта компания выиграла по конкурсу. И они только в конце года… просто скосили траву. Потому что в договоре не было прописано, с какой периодичностью это надо было делать – еженедельно или ежемесячно.
– Но есть же конкретные люди, чиновники, которые должны нести ответственность за то, что город, например, зарос амброзией и сотни людей, в числе которых дети, страдали от аллергии.
– Согласен. Но тут надо понимать, что мы ещё очень мало времени находимся в России. Фактически только сейчас у чиновников появляется понимание того, как надо работать в российском законодательном поле. Поэтому есть проколы и в плане документации, и квалифицированных кадров не хватает. Да, порядок и чистоту надо наводить. Но, например, ни в одном строительном документе нет пункта о том, что человек, строящий частный дом, должен возле него оборудовать площадку для сбора мусора. И спросить сегодня не с кого. А что обычно делают люди в таких случаях? Вывозят мусор на стихийные свалки, в лес, вываливают вдоль обочин дорог. Хотя можно было бы перенять опыт других стран, где контейнеры стоят возле каждого дома. Но сильно сомневаюсь, что их не украдут или к соседям не перетянут. Извините, менталитет. А как тогда выстраивать схему очистки частного сектора в городе?
– Но зачем изобретать крымское колесо, не лучше ли поехать и ознакомиться с необходимой документацией у тех же краснодарцев?
– Куда угодно мы можем поехать и уже ездили. В тот же Краснодарский край. Да, состояние населённых пунктов там по сравнению с крымскими – это как небо и земля. И вопрос даже не в колесе. А в том, что у многих наших руководителей имеет место, как говорит молодёжь, расслабуха. Ещё от Украины не отошли, когда годами сидели по уши в грязи, и ладно. И здесь хотелось бы от журналистов услышать такой вопрос: а за что сегодня вообще отвечают городские власти, чем они занимаются?
– Многим крымчанам, симферопольцам в первую очередь, тоже хотелось бы это знать.
– Медицину, жилищно-коммунальное хозяйство у них забрали, водоканал, теплосети тоже. Им оставили уборку города, вывоз мусора и образование. То есть будем говорить прямо: сегодня местные власти очень хорошо устроились. Например, на днях мы проводили совещание по вопросу капитального ремонта жилых домов. И тут проблема: муниципалы сегодня не хотят передавать информацию в МинЖКХ и Минстрой о состоянии жилого фонда, который у них есть. А на 1 января, например, собрали на капитальный ремонт аж... 50 миллионов рублей. И сколько домов можно отремонтировать на эти средства? Такая же история по аварийному жилью. В Симферополе сегодня их масса. А в программу ремонта не попал ни один. И получается, что все проблемы свалили на Министерство ЖКХ. Я считаю, что это неправильно.
– Может, пора к чиновникам армейский принцип применять: не можешь – научим, не хочешь – заставим?
– Скоро такие времена наступят. Пусть не так быстро, как нам бы всем хотелось, но дисциплина и порядок будет наводиться во всех сферах. И в ЖКХ непременно. Но, опять же, не зря есть выражение: чисто не там, где убирают, а где не сорят. Крымчане тоже не должны быть сторонними наблюдателями, а пресекать ту же несанкционированную свалку мусора, помогать убирать наш общий дом. Скажите, многие выходят на общекрымские субботники?
– Большинство жильцов нашего дома с удовольствием выходили бы. Но не у каждого в квартире есть лопата, грабли и метла. Почему бы нынешним МУПам, как это делали в советские времена ЖЭКи, в день субботника не развозить этот инвентарь?
– Правильно организовывать субботники надо учиться. Но у тех же частных домовладельцев есть весь необходимый инвентарь, чтобы навести порядок на улице, хотя бы перед своим жилищем. Но большинство же этого не делает. И здесь в первую очередь должна проявить себя общественность, СМИ надо больше привлекать внимания к таким аспектам проблемы. В конце концов мы придём к тому, что каждому крымчанину будет стыдно за мусор на площадке своей многоэтажки или в общем дворе, а частнику – за неухоженную территорию перед домом. И мы все вместе наведём порядок.