Последние новости

Реклама

Границы дружбы

Белоруссия снова решила выяснить отношения с Россией

Об этом сообщило издание «Крымская газета».

Желание России сделать отношения с соседями более деловыми наталкивается на жёсткое сопротивление Минска.

Агрессивная риторика из уст Александра Лукашенко звучала почти всю прошлую неделю. И, надо понимать, раскаты батькиного грома ещё долго будут звучать в СМИ. В общем, налицо новое обострение противоречий. Если прислушаться повнимательнее, то претензии Минска сводятся к нескольким основным позициям.

Без вариантов

Прежде всего, это «нефтегазовый вопрос». Александр Лукашенко так прямо и сказал: «Зачем хвататься за живое, зачем нас брать за горло. Понятно, что без российской нефти мы не обойдёмся. Нам будет очень трудно», – сказал он. И батьку понять можно: когда тебе, к примеру, выставляют счёт в $550 млн за поставки газа – есть о чём говорить, и говорить громко.

Но, с другой стороны, можно понять и Россию. Ведь Белоруссия, напирая на особые отношения с нашей страной, пытается их применять по максимуму. В том числе далеко не всегда вовремя оплачивая поставки энергоносителей. И это при том, что их поставляют по самым что ни на есть льготным ценам (к большому неудовольствию «Газпрома»). То же самое касается и нефти: ещё в советские времена система работы с ней была выстроена так, что многие перерабатывающие заводы размещались как раз в Белоруссии. Соответственно, Россия поставляла своему стратегическому партнёру нефть по опять-таки хорошим ценам, там она превращалась в бензин, продававшийся и в самой Белоруссии, и поставлявшийся в Россию. Но есть один нюанс: часть бензина Белоруссия продавала в Европу, оставляя все деньги в своём бюджете. То есть, покупая нефть у России по ценам ниже рыночных, затем продавала бензин в Европу по самым что ни на есть мировым. Ситуация как бы не совсем справедливая. Москва о таком положении вещей говорила уже давно. Но в условиях санкционного давления на экономику это становится уже просто вопиющим фактом. Поэтому как бы Александр Лукашенко ни  возмущался, а садиться за стол переговоров всё равно придётся. Ведь как ни крути, а поставки нефти не из России ни с технической, ни с какой-любой другой точки зрения просто невозможны.

Решить миром

Или взять ситуацию с положением на границе. Опять-таки президент Белоруссии возмущается мерам безопасности, какие сейчас активно принимаются российскими силовиками: паспортный контроль на авиарейсах из Минска, организация полноценного контроля на сухопутной границе. Но всему этому предшествовало решение руководства Белоруссии об отмене визового режима для граждан 80 стран. То есть, грубо говоря, пользуясь открытостью российско-белорусской границы, иностранные гости Белоруссии без особых проблем могут попасть и в Россию. Согласитесь, что в условиях далеко не стабильной ситуации в мире и высокого градуса антироссийской истерии в той же Европе оставлять открытым белорусское окно в Старый Свет более чем легкомысленно. К тому же Москва чётко даёт понять: ограничения на въезд в Россию касаются только граждан тех стран, с которыми установлены визовые отношения. Белорусы как ездили в нашу страну без препятствий, так и будут продолжать ездить. Но Лукашенко уже предъявил претензии Кремлю в нарушении договора о свободной границе. В общем, и здесь есть о чём обстоятельно и предметно договариваться.

Так же как по тесно связанной с пограничным вопросом теме поставок продовольствия. Как все знают, Россия ввела эмбарго на поставку европейского продовольствия в ответ на меры. И механизм вроде бы работает, но есть ряд претензий опять же к белорусским друзьям. Ведь Минск, несмотря на жёсткие ограничения Москвы, со своей стороны никак этим ограничениям не содействует. И это несмотря на все заверения в единстве государственных интересов и прочих проявлениях товарищества.

Если внимательно присмотреться, таких точек напряжения между странами можно найти ещё больше. Но главное во всём этом следующее: после развала СССР ряд постсоветских стран пытались (и продолжают пытаться) выстраивать самостоятельную стратегию развития, но при этом эксплуатируя российские материально-технические возможности. Мол, мы же ваши самые близкие друзья, поэтому давайте нам скидки и льготы на всё. Желательно – побольше. До какого-то момента это действует, но потом наступает болезненный, но неизбежный этап корректировки этих отношений. Сейчас, по-видимому, такой этап наступил в российско-белорусском партнёрстве. Но, думается, обе страны настолько связаны и экономически, и политически, что смогут пересмотреть сотрудничество без каких-то глобальных потрясений.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля