Имя писателя-коммуниста Всеволода Кочетова в этот день нечасто
звучит в официальной печати. Стараются не вспоминать его и в библиотеках. Не
упоминают круглые даты его жизни в календарях памятных и юбилейных дат и
событий. Да и произведения, вышедшие из-под его пера, не переиздаются. Однако всё
же Всеволод Анисимович Кочетов не забыт.
Более того, у многих наших соотечественников к нему и к его
творчеству вновь появляется живой интерес. И это неудивительно: при жизни
писателя едва ли не каждое новое произведение В. Кочетова становилось
литературным и общественным событием, вокруг него разгорались жаркие споры,
происходили столкновения позиций и взглядов, художественных вкусов и
умонастроений. По-настоящему боевые, воинствующие произведения писателя-борца,
активно вторгавшегося в жизнь и идеологические битвы своего времени, и в наши
дни подготовки к 100-летию Великого Октября не теряют своей актуальности.
СКОРЕЕ НАОБОРОТ: очень многое из того, о чём предупреждал
писатель, к сожалению, сбылось. А потому нам, тем, кто остался верен
коммунистическим идеалам и правде Великого Октября, нужно снова и снова
возвращаться к Кочетову. Он зовёт нас к новым битвам и свершениям. А книги, им
написанные, остаются солдатами на передовой классовой борьбы. На днях
исполнилось 105 лет со дня рождения этого яркого писателя-борца и общественного
деятеля.
Всеволод Анисимович Кочетов прожил в общем-то недолгую
жизнь. Однако за отведённые ему судьбой шесть десятилетий он успел оставить после
себя богатое литературное наследие. Его романы, издававшиеся у нас в стране и
за рубежом, имели ошеломляющий успех и никогда не оставляли современников
равнодушными. «Товарищ агроном», «Журбины», «Молодость с нами», «Братья
Ершовы», «Секретарь обкома», «Угол падения», «Чего же ты хочешь?», «Молнии бьют
по вершинам». Без преувеличения, многие из этих произведений в середине ХХ века
читала и знала вся огромная Советская страна. Правда, ни одно из них не было
удостоено какой-либо престижной в те годы премии. Однако при этом три из них, среди них легендарный роман «Журбины», ставший на долгие годы своего рода визитной
карточкой писателя, были экранизированы.
Старшие поколения помнят и «Секретаря обкома» с Владимиром
Самойловым в главной роли, и «Угол падения», ну и, конечно же, «Большую семью»
с Борисом Андреевым в роли Ильи Журбина, главы рабочей династии, которая
станет, по меткому выражению критика П.С. Строкова, настоящим символом «героики
и поэзии труда».
Большинство своих произведений Всеволод Кочетов посвятил
современности — времени, в котором он жил, тем социально-экономическим,
идеологическим и духовно-нравственным граням жизни советского народа в промежуток времени,
который, как показала история, был насыщен целым рядом значимых и неоднозначных
исторических событий. При этом острота, с какой писатель ставил и решал волновавшие
его актуальные проблемы современности, вызывала порой прямо противоположные
оценки созданных им произведений: от безусловно положительных до резко
отрицательных и даже нигилистических. Сам автор относился к этому разбросу
оценок вполне спокойно и с должным пониманием. В одной из своих
публицистических статей (а их, к слову, написано было немало) Всеволод
Анисимович писал: «Партийное искусство и не рассчитывает на то, чтобы нравиться
всем. Оно искусство борющееся, и понятно, что тем, против кого наше искусство
борется, оно нравиться не может». А в главной своей позиции В.А. Кочетов был
непримирим и последователен.
Он не терпел каких-либо приукрашиваний и недомолвок в
изображении социальных и идеологических пороков, пережитков, мещанства,
духовных и нравственных перекосов. А потому, изображая данные явления на примерах
конкретных персонажей, писатель красок не жалел. Прослеживая их извилистые пути
к духовно-нравственному падению, он порой оставлял для своих персонажей и
возможности самоочищения, так как очень верил в людей, в то, что человек в
советском обществе и есть главное мерило всего происходящего в стране.
ВОЛНОВАЛИ ЕГО и экскурсы в прошлое. Свои первые повести,
написанные ещё в 1930-е годы и оставшиеся фактически не опубликованными, он
посвятил борьбе большевиков Новгорода за утверждение Советской власти («Начало
пути») и процессу разложения сельского духовенства в первые годы становления и
развития колхозного строя («Половодье»).
Большой фактический материал, многочисленные и глубокие
исследования осуществил писатель и тогда, когда создавал роман о событиях,
связанных с обороной красного Петрограда в 1919 году. Прочитав «Угол падения» в
журнальных номерах «Октября» за 1967 год, многие читатели, между которых были и
специалисты по вопросам отечественной истории, были приятно удивлены широтой
охвата, глубиной анализа и детальным знанием исторических событий и имён,
описываемых в романе.
Это произведение было приурочено к 50-летию Великого
Октября, однако не потеряло своей остроты и глубокого историзма и через полвека
после его написания. В романе убедительно изображены крайняя напряжённость и
кровопролитность борьбы, развернувшейся за Петроград в 1919 году. Наступление
Юденича, поддержанного Антантой, наличие глубокого контрреволюционного подполья
в самом городе, предательство многих «военспецов», находившихся в рядах Красной
Армии, откровенно капитулянтская позиция Троцкого и Зиновьева — это
переплетение общественно-политических линий фактически с неотвратимостью вело к
падению города на Неве. Однако волей большевиков — рабочих, чекистов, сознательных
солдат нового мира, воодушевлённых Лениным, — город был превращён в
несокрушимую крепость, о которую и разбились мутные волны контрреволюции. В
романе вся эта грозовая драматичная атмосфера передана писателем с предельной
документальной достоверностью: ведь работал над ним он не один десяток лет,
хотя и написал в сравнительно небольшие сроки.
Началу 1920-х годов, времени построения нового, рождённого
пролетарской революцией мира, конкретным этапам борьбы большевистской партии и
народа за социализм был посвящён и последний, оставшийся незавершённым роман
«Молнии бьют по вершинам». Перечитывая это правдивое произведение в этот день даже
в незаконченном виде (автору помешал вызванный тяжелейшей и продолжительной болезнью
уход из жизни), прекрасно понимаешь то, насколько он был проникнут духом
непримиримой борьбы с врагами коммунизма, о которых Кочетов никогда не забывал,
чьи чёрные деяния нисколько не преувеличивал.
Данные произведения убедительно показывают тот большой интерес
художника и гражданина к эпохе Великого Октября и рождения первого в мире
государства рабочих и крестьян. Именно в том судьбоносном, тревожном,
драматическом, однако великом времени находил Всеволод Анисимович ответы на многие
вопросы современности, рассматриваемые им в нерасторжимой взаимосвязи
героического революционного прошлого и конкретных свершений страны Советов,
свидетелем и участником которых был и он сам. «Давно известно, что данные
произведения на темы истории — дальней и ближней, для того и пишутся, чтобы
через исторические лица, через события прошлого, через приметы минувшего —
путём невидимых параллелей и аналогий, тончайших сопоставлений — сказать о ней
же, о современности». Безусловно, данные слова писателя в полной мере
характеризуют те художественные задачи и приёмы, которым он следовал на
протяжении всего своего творческого пути.
В САМОЙ ЖЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ судьбе В.А. Кочетова немаловажное
значение имела его общественная деятельность. С публикацией романа «Журбины» он
естественным образом выдвинулся в ряд видных, авторитетных представителей
творческого сообщества и вскоре возглавил писательскую организацию Ленинграда.
С 1955 по 1959 год он работал в должности главного редактора «Литературной
газеты», а с 1961 года и до кончины в 1973 году Всеволод Кочетов — главный
редактор журнала «Октябрь», член правления Союза писателей СССР и секретарь
правления Союза писателей РСФСР.
В 1952 году автор только что вышедшего романа «Журбины» был
избран делегатом XIX съезда ВКП(б). Затем коммунисты оказывали ему доверие,
посылая на четыре следующих съезда КПСС. На XX и XXII съездах он избирался
членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. Об авторитете писателя в партии и
обществе красноречиво говорит воспоминание мастера мартеновского цеха
Магнитогорского металлургического комбината, Героя Социалистического Труда
Михаила Сорокина:
«Помню, как-то перед началом короткого сменно-встречного
собрания в красном уголке цеха мы обсуждали итоги работы Челябинской областной
партийной конференции. В газете был опубликован список делегатов, избранных на
новый съезд партии. Это известные всему Южному Уралу новаторы и передовики
производства: металлурги, горняки, машиностроители, труженики полей, а также
партийные работники. Представители 100-тысячной армии коммунистов области
назвали своим делегатом и Всеволода Анисимовича Кочетова.
— Так ведь он же ленинградец, — сказал молодой подручный
сталевара. — А теперь вот в Москву переехал — журнал редактирует. Как же он в
уральской делегации оказался?
Старый мастер посмотрел на него ласково, погасил папиросу и
ответил:
— О коммунистах, дружок, судят не по прописке. Писатель-то
он наш, рабочий!»
На протяжении всех лет многогранного, жизнеутверждающего и
зовущего всегда только вперёд творчества Всеволод Кочетов был и писателем, и
гражданином исключительно партийным, с ярко выраженной идейной составляющей.
Скромный в быту, общительный, доброжелательный в повседневных делах, он на
полях идеологических сражений не знал колебаний и не терпел ни малодушия, ни
мнимой, фальшивой доброты. Именно поэтому у него, как у настоящего бойца,
принципиального, беспокойного, порой резкого, однако всегда справедливого, помимо
многочисленных товарищей были и явные недоброжелатели. Они не уставали его
критиковать и обвинять в заидеологизированности и прямолинейности. И, наверное,
они по-своему были правы: для Кочетова главным и определяющим в жизни были его
коммунистические убеждения и верность высоким идеалам Октября. Этим он жил, и в
этом была его сила.
СВОЁ ПОНИМАНИЕ роли партийного руководителя у Кочетова было
итогом прежде всего многолетних наблюдений и встреч с коммунистами-вожаками во
многих уголках необъятной страны. В довоенные годы он был рабочим судоверфи, а
потом агрономом. В Великой Отечественной войне В.А. Кочетов участвовал в
качестве корреспондента «Ленинградской правды», а затем фронтовой газеты «На
страже Родины». Всеволоду Кочетову удалось создать ряд ярких, запоминающихся
образов партийцев, какие умело вели за собой трудовые массы. При этом он
ставил задачу показать их в естественном развитии. А ещё он каждый раз
подчёркивал потребность в незыблемом следовании принципу утверждения ленинских
норм партийного руководства.
Его Долинин («Предместье»), Карабанов («Товарищ агроном»),
Жуков («Журбины»), Макаров («Молодость с нами»), Горбачёв («Братья Ершовы») и,
конечно же, первый секретарь Старгородского обкома партии Денисов («Секретарь
обкома») — это целая плеяда тактично и в то же время очень тепло выписанных
образов партийных вожаков. И ни один из них не повторяет другого. При всей
общности принципиальных позиций каждый наделён своим характером, действует в
своих конкретных обстоятельствах, обладает своим особым даром вести за собой
людей. Данные образы во главе, наверное, всё-таки с Денисовым из «Секретаря
обкома» и в наши дни не потеряли своей привлекательности. Такими настоящими
лидерами, преданными делу партии Ленина, должны быть и сегодняшние наши
товарищи — партийные руководители всех организационных звеньев КПРФ. Здесь у
Кочетова есть чему поучиться.
Нельзя не сказать о самом, без преувеличения, нашумевшем
романе Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» с его необычной судьбой. Он
вызвал исключительный интерес и такие споры, которых до того не вызывал не один
из ранее написанных писателем романов, хотя в советские годы был опубликован
лишь в журнале «Октябрь» (№ 9, 10 за 1969 год) да в 1970 году вышел отдельным
изданием в Минске. В те далёкие годы журнал «Октябрь», возглавляемый автором
романа, получил сотни читательских писем. Абсолютное большинство откликов было
проникнуто признательностью писателю за то, что он поставил в своём
произведении целый ряд актуальнейших идеологических и нравственных проблем. Однако
в то же время роман был принят «в штыки» злобствующей либеральной, тогда ещё
немногочисленной, однако уже крайне крикливой и ядовитой прослойкой советской
интеллигенции.
В разгоревшейся дискуссии наиболее глубокие и вдумчивые
аналитики происходивших в стране процессов назвали это произведение
«романом-предупреждением». И вправду (особенно, когда смотришь на него
через призму сегодняшнего подлого времени), роман Всеволода Кочетова
представлял собой серьёзное предупреждение об опасности идеологических диверсий
как со стороны мирового империализма, так и оппортунизма приспособленцев и
ренегатства приверженцев буржуазного жизнеустройства внутри страны. Да, тогда,
как в жизни, так и в романе, подготовленная врагами советского социализма
диверсия натолкнулась на крепкий идейный отпор. Тем не менее пройдёт совсем немного
лет — и все данные разрушительные силы, от воинствующих мещан до агрессивных
либералов и прочей нечисти, скрывавшейся за личиной добропорядочных советских
граждан, очень часто владельцев партийных билетов, поднимут голову.
«Чего же ты хочешь?» — с этим вопросом обращался писатель в
первую очередь к молодёжи, порой увлечённой заграничным блеском, однако забывшей о
своей революционной истории и не задумывавшейся о судьбах своего
социалистического Отечества. Постановка лишь набиравшей силу проблемы оказалась
пророческой. Писатель, бывая в капиталистических странах, о чём он рассказывал
в своих публицистических заметках и статьях, прекрасно понимал, как опасен
капитализм и на что он готов пойти во имя уничтожения первого в мире
государства рабочих и крестьян. К сожалению, тревоге писателя-коммуниста В.А.
Кочетова не придали тогда должного внимания ни КПСС, ни тем более её
руководство. Роман на долгие годы был обречён фактически на негласный запрет.
В этот день о нём вновь заговорили. В 2015 году его переиздал журнал
«Роман-газета».
РАМКИ ГАЗЕТНОЙ статьи не позволяют сказать всего того о В.А.
Кочетове и его творчестве, что в этот день особенно заслуживает внимания в силу
своей актуальности. А он оставил нам богатейшее наследие. Остался в памяти
многих и его светлый образ коммуниста, борца, мастера художественного слова.
Может быть, для более полного представления о Всеволоде Кочетове в завершение
следует вспомнить необычайно проникновенные и содержательные слова народной
писательницы Дагестана Фазу Алиевой:
«Школу какого классика вы прошли? «Школу Кочетова»… Школа
Кочетова, как школа каждого советского писателя, это значит — заглянуть в самую
глубь жизни, понимать её сущность, ставить в центр своих произведений его
величество Народ, его помыслы, беды и радости, создавать незабываемые образы
своих современников. Школа Кочетова — это твёрдая дорога, выбранная человеком
однажды и навсегда, не брошенная ни при каких бурях, грозах, снегопадах,
обвалах и землетрясениях. Школа Кочетова — это беспредельная преданность
коммунистическим идеалам… Это умение горячо, нежно, стойко и мужественно любить
свою Родину, быть верным ей до последнего дыхания, принимать участие в каждом
событии жизни, если даже смерть стоит уже за твоей спиной. Школа Кочетова — это
не замкнутый круг писателя, а многогранная деятельность в народе… Школа
Кочетова — это умение подниматься над всем мелочным в окружающей нас жизни,
быть на высоте великих созидательных задач, не отрываясь от земли. Умение быть
большим другом, добрым, однако не добреньким, и всегда говорить правду в лицо,
какая бы горькая она ни была. Это непримиримость к малейшим явлениям, какие
мешают нашему социалистическому образу жизни. Это глубокое познание правдивости
и прямоты дела, которому ты отдал себя целиком и до конца. Это яркая и светлая
гордость от того, что ты гражданин Страны Советов, что ты носишь высокое звание
писателя и оправдываешь его каждым ударом твоего сердца».
Всеволод Анисимович Кочетов работал и в литературе, и на
общественно-партийном поприще горячо, вдохновенно, по-журбински. Озарённый
светочем Великого Октября, он всегда неутомимо шёл вперёд. Шёл вровень с веком,
обладая при этом величайшим даром заглянуть за горизонт. Спасибо ему за это.
По материалам сайта КПРФ