Последние новости

Реклама

23 февраля 2014 года: Точка невозврата

«Крымская газета» вспоминает ключевые события трёхлетней давности

Об этом сообщило издание «Крымская газета».

У каждого масштабного исторического действа есть особый день, который в наиболее концентрированном виде позволяет получить представление о произошедшем. Это, если хотите, день-пружина, день — спусковой крючок, когда долго накапливающаяся энергия начинает материализоваться в практические шаги и решения. 

Время защищать 

У Крымской весны такой день также есть, и данный день — 23 февраля. И вполне логично, что он соответствует Дню защитника Отечества по официальному российскому календарю. Ведь в феврале 2014 года и вправду шла речь именно о защите Отечества — географически небольшого, но самого родного уголка земли — Крыма. 

Именно к тому дню стало понятно, что защищать полуостров, вероятнее всего, придётся не только пламенными речами на митингах и телевизионных эфирах. 

Собственно говоря, психологически точка невозврата для подавляющего большинства крымчан была пройдена ещё задолго до этого дня. Характер противостояния в Киеве и его исход не оставляли никакого иного выбора и возможностей компромисса. Но одно дело — это понимать, а другое — действовать. По свидетельствам многих участников движения крымского сопротивления украинскому перевороту, к активным действиям их подвиг самый что ни на есть страх. Не забывайте, что к тому времени крымчане уже простились с погибшими бойцами спецподразделения «Беркут» и внутренних войск МВД, знали о жестоком нападении на автобусы с земляками — общественными активистами, возвращавшимися из Киева. Ну а речи представителей «новой украинской власти» не оставляли никаких иллюзий насчёт того, как эта самая власть будет насаждаться в Крыму. 

Поэтому активисты пророссийских сил — «Русской общины Крыма» и партии «Русское единство» — объявили общественную мобилизацию. И именно 23 февраля стремление крымчан внести свою лепту в помощь родному дому облеклось в осязаемую форму. На площади перед тогда ещё Верховным Советом Крыма начали формироваться дружины народного ополчения. Тот самый случай, когда тысячи людей вне зависимости от социального статуса и политических предпочтений записались в ряды добровольных защитников, готовых пожертвовать жизнью. И это, кстати, не какой-то красивый штампованный оборот — люди искренне думали, что предстоит серьёзное физическое противостояние. 

Тем более что в данный же день параллельно с мобилизацией ополченцев прошёл митинг руководства и сторонников меджлиса. Предвкушая скорую смену власти на полуострове, видя себя в креслах парламента и правительства Крыма, Рефат Чубаров со товарищи объявил ультиматум. В частности, они дали пока ещё действующей крымской власти десять дней на то, чтобы убрать из всех населённых пунктов памятники Ленину. Среди них и в Симферополе, разумеется. Во-первых, это уже вошло в моду за Перекопом, а во-вторых, меджлисовцы прекрасно понимали, что этого не произойдёт. Соответственно, они тем самым развязывали себе руки для более активных действий. К слову, уже в ночь с 23 на 24 февраля памятник Ленину был снесён в Белогорском районе, в посёлке Зуя. То есть начинали подтверждаться все наиболее тревожные опасения крымчан. Угроза дестабилизации обстановки в буквальном смысле висела в воздухе. 

Проверка на вшивость 

А ещё 23 февраля стал знаковым днём и в плане проверки на предмет свой-чужой. Ведь одно дело стать «активным участником» крымского сопротивления, когда уже все главные события произошли. И совсем другое — прийти и записаться в ополчение, смутно представляя, что тебя ждёт уже, возможно, завтра. Поэтому люди, стоящие у самых истоков этого процесса, снисходительно или с юмором относятся к пламенным речам некоторых особо ретивых «перезимовавших Крымскую весну» дома или даже за пределами полуострова. 

Да, потом были столкновения на площади перед Верховным Советом (отголоски которых до сих пор ещё слышны в судебных залах), решение Президента России Владимира Путина о помощи крымчанам в проведении референдума, ну и, разумеется, сам Крымский референдум. Но всё это производные от, пожалуй, главного дня — 23 февраля. 

Ведь именно тогда многолетние чаяния крымчан, сформулированные ещё на референдуме 20 января 1991 года, начали становиться реальностью. С тех уже далёких лет киевская власть сделала всё, чтобы оставить Крым неблагонадёжным и потенциально опасным регионом. Крым отвечал взаимностью и ждал своего часа. 23 февраля данный час пробил. 

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля