Последние новости

Реклама

Смертельная игра: Есть ли в Крыму «Синий кит»?

Как правильно контролировать действия ребёнка в социальных сетях и уберечь его от фатальных поступков?

Об этом сообщило издание «Крымская газета».

«Крымская газета» вместе с экспертами попыталась разобраться, насколько реальную угрозу несут так называемые группы смерти, почему подростки интересуются темой ухода из жизни и что делать, чтобы уберечь ребёнка от непоправимой ошибки. Также, мы примерили на себя образ 14-летней школьницы и сами попробовали сыграть в смертельную игру.

50 дней до самоубийства...

Паника вокруг «групп смерти» в соцсетях, где подростков толкают к самоубийству, растёт с каждым днём. Вступивший в такое сообщество принимает на себя обязательство добровольно уйти из этого мира через 50 дней, в течение которых он выполняет различные указания куратора. Начинается игра с чего-то простого, например, с безобидного изображения кита. Дальше — по нарастающей: каждое новое задание становится всё сложнее и опаснее.

Не обошла эта беда и крымских подростков. Недавно алуштинские следователи возбудили уголовное дело по факту попытки доведения до самоубийства 14-летней школьницы. Девочка в течение нескольких месяцев вела в социальной сети переписку с неизвестными людьми, какие при помощи психоконтроля и психовоздействия заставляли её выполнять опасные для жизни задания. По информации пресс-секретаря крымского Следкома Евгении Беликовой, данный случай в Крыму пока единственный. Но станет ли он последним?

Специалисты считают, что интерес к теме смерти, на котором спекулируют организаторы подобных игр, естествен для школьников

— Вспомните себя подростком, особенно младшим: «Чёрная простыня летит по городу... В твой подъезд въезжает чёрный гроб на колёсах... Из стены вылезает чёрная рука...» А эти извечные похвальбушки о прогулках по кладбищам... Такой интерес к феномену смерти характерен именно для подростков. Поэтому появление соответствующих групп и игр будоражит подростковое сознание и помогает выплеснуть адреналин. Просто подростки не в курсе, что через подобное проходили и их родители, — отмечает доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии КИ-ПУ Анжелика Лучинкина.

Согласна с мнением коллеги и детский психолог Юлия Титаренко. По её словам, в подростковом возрасте человек переживает символическую смерть ребёнка и рождение взрослого. Особую актуальность в данный промежуток времени приобретает поиск смысла жизни, остро встают вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Боюсь ли умереть?»

Впрочем, подростковый возраст сам по себе не повод для паники

— Уход в себя. Свёртывание всех окон на мониторе при входе в комнату родителей. Самопорезы. Появление в жизни подростка особых моментов — одно и то же время выхода в Сеть (в принципе, в Сети всегда, но в данный интервал времени обязательно), философствование на тему жизни и смерти. Особая депрессивная музыка, — перечисляет тревожные симптомы Анжелика Лучинкина.

Заметив их в поведении своего ребёнка, следует незамедлительно принять меры. В том числе профилактические. Прежде всего надо объяснить ребёнку правила безопасного поведения в Интернете.

— Моим сыновьям по 12 лет, и мы с ними обсудили, какую информацию можно давать в Интернете, — делится опытом член Общественной палаты РК Алёна Плакида. — Личную информацию лучше вообще не давать. Дети этого, как правило, не понимают и могут спокойно написать какому-то незнакомцу из Сети свои телефон, адрес, имена родителей — словом, всю первичную информацию, которую бандиты впоследствии могут применять для психологического давления на ребёнка.

Специалисты единогласны: во избежание беды главная задача родителей — выстроить доверительные отношения с ребёнком.

— Детям требуется уделять внимание, искренне интересоваться их делами, организовывать совместный досуг. Может, не стоит противопоставлять себя (я молодец, я в твоём возрасте так себя не вёл...) подросткам, какие не имеют такого социального опыта, как их родители? Обращать внимание на то, чем занимаются дети. Ведь доходит до абсурдного: врачи во время профилактического осмотра обнаруживают самопорезы на теле ребёнка, а родители не в курсе. Для младших подростков на компьютер требуется установить программы родительского контроля. И... помогать ребёнку самореализовываться, — рекомендует Анжелика Лучинкина. — Если же подросток по всем признакам вызывает озабоченность родителей — немедленно сообщайте психологу. Самостоятельно с проблемой справиться трудно.

При этом наивно полагать, что проблема «групп» смерти касается только подростков и их родителей.

— Одно из заданий этой игры называется «Беги или умри». Его суть — перебежать дорогу в непосредственной близости от едущего автомобиля. Я часто езжу за рулём и в последнее время всё чаще замечаю детей, бросающихся едва ли не под колёса, — говорит Алёна Плакида. — Значит, водители должны быть предупреждены. Аудитория широкая, поэтому решать задачу надо на всех уровнях: проводить собрания в школах, давать социальную рекламу на телевидении, привлекать общественные организации, работающие с детьми и подростками.

Ещё один вопрос: «Кому всё это требуется?» — мы адресовали Анжелике Лучинкиной, которая отметила:

— Мы с коллегами-психологами не так давно обсуждали данный вопрос. Цели могут быть разные — в зависимости от глубины погружения. На поверхности — модераторы групп, кураторы. Анализ их высказываний даёт возможность говорить о реализации комплекса власти, сверхценности. Отношение к подросткам в группах как биомусору, отождествление себя с чистильщиками, какие избавляют мир от грязи, наиболее чётко демонстрирует цели и мотивы модераторов — неограниченная власть и желание стать великим. Также, может присутствовать ещё и материальный мотив: за доведение до смерти подростка возможна плата куратору — как система бонусов за хороший труд. Но это поверхность. Глубже могут быть разные варианты. К сожалению, все они могут быть частью информационной войны, приводящей к уничтожению нашего потомства.

Катя будет жить!

Как именно работают «группы смерти» и какими психологическими приёмами пользуются их кураторы? Чтобы выяснить это, решаемся на эксперимент — заводим в одной из социальных сетей страницу от имени 14-летней симферопольской школьницы Кати Солнцевой. Несколько мрачных фотографий и депрессивных статусов — и готово.

Публикуем на странице Кати специальный стишок, щедро сдобренный хэштегами, по которым в теории подростков находят кураторы игры. Уже через пару секунд приходит первое сообщение. Некий Евгений написал, что у нашей вымышленной Кати вся жизнь впереди и надо тратить своё время на друзей и близких, мечтать и наслаждаться каждой минутой, а не заниматься всякими глупостями. Тогда мы ещё не знали, что послание от Евгения — лишь первая ласточка. В течение последующего часа буквально посыпались сообщения от неравнодушных интернет-пользователей со всех уголков нашей страны. Одни предлагали выслушать, другие писали, что жизнь прекрасна, третьи попросту советовали выбросить дурь из головы... Особенно запомнилось сообщение от Анны, которая написала: «Привет! Я твой куратор. Твоё первое задание: подкачайся к лету и будь счастлива!»

Что ж, такая поддержка десятков незнакомых людей и в самом деле могла бы помочь заплутавшему подростку. Но наша цель — выйти на настоящих кураторов, и мы стараемся от неё не отвлекаться. Вскоре приходит сообщение от Валеры из Подольска. Юноша пишет, что он куратор нашей Кати, а её первое задание — нарисовать синего кита с тремя сердцами. «Что ж, игра началась!» — подумали мы. От этой мысли по спине забегали мурашки, но отступать было нельзя. Старательно рисуем в блокноте кита и отправляем своё творение куратору... Дальнейшее больше походило на фарс. Горе-куратор давал различные дурацкие задания: отгадай загадку, походи по комнате с полным стаканом воды на голове, поприседай... Словом, ничего опасного и таинственного в указаниях Валеры не было. Наиболее вероятно, он просто развлекался или по доброте душевной пытался отвлечь от настоящей игры... К этому времени мы вошли в азарт и уже без всякого страха ждали послания от настоящего куратора. Но где же оно? Мысли прервало сообщение от некоего Максима. Он спросил, готова ли Катя к игре, и, получив утвердительный ответ, дал первое задание: «Лезвием пореж руку. С фотографией кинь ми не. Жду 5 мин. Иначе мы тебя найдём и убём» (орфография и пунктуация автора сохранены). Пока мы думали, что делать с этим «грамотеем», отведённые пять минут истекли, и Максим вышел из Сети, предварительно отправив нашу Катю в «чёрный список», чтобы впредь она не могла писать ему сообщения. Что ж, невелика потеря! Никакого психологического прессинга в сообщениях от Максима мы не обнаружили. Вряд ли подростки бросятся резать конечности после подобной переписки. Да и глупые ошибки нашего виртуального собеседника наводили на мысль, что перед нами всего лишь двоечник-пятиклассник...

В данный момент раздался характерный звук нового сообщения. Писала некая Дарина. Она с ходу поставила Катю перед фактом: «Здравствуй, с сегодняшнего дня я твой новый куратор. И далее ты будешь выполнять мои указания». Затем незнакомка рассказала, что кураторов двое, и предложила перевести разговор в беседу. Дарина и её «коллега» Анастасия писали кратко и по делу, не допуская глупых ошибок. Неужели наконец клюнули настоящие кураторы? Прежде всего собеседницы спросили, какие причины привели Катю в игру. В ответ мы перечислили типичные подростковые проблемы: друзей нет, парень бросил, родители не уделяют внимания... Кураторы попросили побольше рассказать о себе и сообщили, что выберут первое задание к вечеру. Ближе к полуночи предложили посмотреть фильм «Королева Катве».

Досмотреть кино удалось только к вечеру следующего дня. Картина оказалась на удивление жизнеутверждающей. Эта биографическая лента повествует о судьбе шахматистки из Уганды, которая родилась и возросла в трущобах, но благодаря природному уму и добрым людям сумела взобраться на вершину спортивного олимпа и выбраться из нищеты. Когда мы собрались связаться с кураторами для получения следующего задания, нас ждал неприятный сюрприз: администрация ВКонтакте заблокировала нашу страницу за использование запрещённых хэштегов. Впрочем, для восстановления доступа к странице следовало всего-навсего сменить пароль, что заняло меньше минуты. Едва ли эта мера смогла бы спасти оказавшегося в беде подростка.

Когда наша Катя всё же связалась со своими кураторами, они аккуратно поинтересовались, нет или изменений в её настроении. Ответили, что по-прежнему твёрдо намерены играть. «Кураторы также люди, и мы пытаемся помочь тем, кто принял такое решение и захотел вступить в данную игру», — написала Дарина. А наша ситуация, по её словам, не так уж и критична: бросил парень — найдёшь нового, друзья также со временем появятся, а невнимание родителей — это и вовсе голубая мечта любого подростка: никакого контроля, делай что хочешь, наслаждайся жизнью! Затем Дарина и Анастасия стали наперебой интересоваться мечтами Кати и планами на будущее. К этому моменту мы уже были уверены: играть с нами в смертельную игру девушки не намерены. Прямо спросили, кто они и почему написали. Ответ удивил и обрадовал. Оказалось, что девочки — обычные школьницы. Написали нам в шутку, а когда поняли, что мы настроены серьёзно, обратились за помощью к школьному психологу. Именно по её указке девочки пытались найти плюсы во всех проблемах нашей Кати и заставить задуматься о своём будущем. Что ж, поступок школьниц из далёкого Мурманска вселяет надежду. Мы твёрдо решили, что наша вымышленная Катя будет жить! Хотя бы в виде обычной страницы в социальной сети!

Обратите внимание! То, что нашему корреспонденту не удалось выйти на кураторов игры, не означает, что их не существует. Органы следствия обращаются ко всем родителям с просьбой проверить личную переписку подростков в социальных сетях и в случае обнаружения записей с предложением совершить ряд опасных для жизни и здоровья детей действий немедленно позвонить по телефону доверия Главного следственного управления +7 (3562) 69-24-81 или на короткий номер телефона «Ребёнок в опасности!» — 123.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля