Об этом пишет издание «Крымское Эхо».
БЫВШИЙ ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ГОРОДА МСТИТЬ НЕ БУДЕТ, однако ГОРОД НА РАСТЕРЗАНИЕ НЕ ОТДАСТ
Закончив свою трудовую деятельность в администрации Симферополя, первый (теперь уже бывший) главный архитектор Симферополя в новейшей истории Крыма Эрнст Мавлютов согласился дать интервью Таврическому телевидению. Начать решили с самой громкой темы, которую бурно обсуждали, однако по факту получилось, что этой идеей больше напугали как горожан, так и сельских жителей. Эрнст Филсурович отметил, в чем суть предложенной им агломерации города Симферополь и Симферопольского района.
Э. Мавлютов : Существует мировая практика понимания того, что две сопряженные территории лучше развивать по единой схеме пространственного развития. Есть два пути агломерационного развития: физическое присоединение территорий — и по муниципальным соглашениям (единых схем дорог, инженерных сетей, застройки, согласованность бюджетов строительства объектов социальной инфраструктуры). Такая согласованность действий дает экономический эффект на 15-20 процентов, а в части инвестиций и в макроэкономике эффект ещё выше.
В 2015 году было принято решение разрабатывать единую схему с учетом развития Симферопольского района. По поручению С.В.Аксенова эта работа ещё продолжается.
Читатели могут вспомнить, сколько тогда было разговоров, что в самом городе нет порядка, а присоединение района сыграет в сторону негатива. Многие тогда открыто говорили, что объединение затевается с целью создания вечной потребности тянуть деньги из федерального бюджета — мол, «ну мы же расширили город и теперь нам надо много денег на обустройство!»
И в этом ожидании золотого дождя чиновники забыли учесть, сколько потеряют жители-работники района, лишившись доплат по программе развития сельских территорий. Это при том, что в стране вообще объявлен приоритет развития (а не «съедания») сельских территорий). Однако Эрнст Мавлютов развеял в беседе эти страхи. Изначально идея была именно совместного развития.
Э. Мавлютов: В итоге в границы города включили лишь 2,5 тыс га земель района. И на том в принципе все успокоились. Данный результат составляет процентов 10 от того, что мы желали добиться. Жизнь покажет, что такое совместное агломерационное развитие территорий жизненно нужно. У города есть строительный и инфраструктурный потенциал, а у района есть территориальный ресурс
Автор: Вот тут и скрываются все те страхи и опасения, какие были у жителей сельской местности. О восстановлении сельскохозяйственных производств, увеличении площадей посевов и садов можно забыть, а землю просто пустят под застройку – вот чего опасались жители сел. Я уже молчу обо всех остальных бедах. Город расширят, и что в этом городе делать сельским жителям?
Э. Мавлютов: В любом городе есть управление сельского хозяйства, есть земли сельхозназначения. И если раньше там выращивали, примеру, картошку или абрикосы, то это так и остается. Вопрос в экономике! Если городу нужно выращивать картошку или абрикосы, то их будут выращивать
Автор (полу шёпотом): У нас бы они не остались!
Думаю, и читатели согласятся, что с точки зрения сегодняшней экономической политики в Крыму и Симферополе выращивание абрикос в черте города окажется менее выгодным, чем строить многоэтажные жилые комплексы.
Э. Мавлютов: А вот тут вопрос, насколько нам нужно развивать массовое жилищное возведение? И для кого? Это не море и не природа. Это степь. Строить в степи 10-15 этажные дома — зачем? Никто не просчитывал экономику! Я говорю не о физическом присоединении и принудительной застройке этих территорий. Я говорю о комплексном, гармоничном развитии двух сопряженных территорий. В противном случае мы окружим Симферополь жильем, которое не обеспеченно инфраструктурой – детскими садами, школами и т.д.
Автор: А с транспортом что делать?
Э. Мавлютов: Дороги, обслуживание, такси, общественный транспорт — потому, что территория небольшая, население около 500 тыс — это может быть сосредоточено в руках одного ГУПа, республиканского, а не муниципального. Я высказываю это как идею, потому что город небольшой. Территория небольшая, население города около 350 тыс человек, района — около 150 тыс, агломерация на 500 тыс вполне могла бы решить многие проблемы.
Крым — это своеобразная территория, которую нельзя подводить под один шаблон. Это и курорт, и море, и горы. Надо стремиться не к массовой застройке (она в этот день вредит Симферополю), а к микрорайонной. Самобеспечивающиеся микрорайоны с садиками и школами и пр.
Вот такой подход к планированию территории, такое совместное развитие генеральных планов дает инвестору и власти понимание, что делать дальше. Сколько больниц и школ построить, какие дороги строить и составлять бюджетные планы до 2025-2035 гг. Это называется План реализации генерального плана. У Симферополя таких планов пака нет.
Автор: То есть генплан есть, а плана его реализации нет?
Э. Мавлютов: Совершенно верно. Разработчики предложили его сделать. Однако решение на уровне администрации города пока не принято. Мы обозначили конечную цель, а как до неё добираться и с кем, мы не знаем…
Теперь, и вправду, симферопольцам не с кем добираться до намеченных к 2035 году целей. Главного архитектора теперь в Симферополе нет. Позже Эрнст Филсурович скажет такую фразу: «А его и раньше фактически не было», однако об этом далее.
Автор: Не могу не задать вопросо появившихся высотках в частном секторе или в зоне малоэтажной застройки. Что это такое? Откуда это взялось?
Э. Мавлютов: этот механизм и для меня до сих пор является диким. Главный архитектор города на самом деле не принимает участия в принятии решения о застройке, высотности, соблюдении СНиПов, экспертизе, согласовании. После Крымской весны умудрились принять такую схему согласования, что можно обойти главного архитектора, СНиПы. Можно на 10 сотках, образно говоря, поставить девятиэтажку. И всё! Ни парковок, ни садика, ни школы, ни детской или спортивной площадки. Ну и так далее. Теперь уже пора говорить о том, что должен быть чёткий порядок согласования. Хотя бы такой же, как в России.
Автор: А он очень сильно отличается?
Э. Мавлютов: Сильно! Если там даже главного архитектора нет в согласовании… Я не о себе говорю. Моим преемникам придется с этим столкнуться. То, что специалист не участвует в подобном процессе и система не отлажена, приведет к тому, что мы застроим всю территорию девятиэтажками без детских садов, школ, спортивных сооружений и без учета транспортной инфраструктуры…
Автор: ...и на коммуникациях, рассчитанных под частный сектор!
Э. Мавлютов: Совершенно верно! Можно один «зуб» в квартале потерпеть, однако через 10 лет это будет коллапс. Тот, кто в это время будет руководить городом, через полгода работы станет седым. Потому что у людей будет недостаточно света, воды, газа. Не будет нормальных комфортных условий проживания. Будут постоянные жалобы.
Автор: И что же теперь делать?
Э. Мавлютов: Говорят же, «критикуешь – предлагай!» Предлагаю эту схему изменить. Каким бы уважаемым человеком ни был С.Тимощенко (уже уволенный глава Службы госстройнадзора — ред .), тем не менее, в его инструкции не было прописано, что он обязан выдавать разрешения на возведение только после согласования или получения заключения по объектам главного архитектора города.
Автор: А кто же тогда согласовывал такие решения вместо главарха?
Э. Мавлютов: Написано «согласовать с начальником управления архитектуры»! Получается, что главарх отвечает за техническую сторону, норматив застройки. А вот соответствует ли вся эта застройка генплану и имеющейся инфраструктуре, главарх за это не отвечает. Для простого народа в такой ситуации во всем виноват главный архитектор.
Однако я сейчас говорю не об архитекторе. Главная беда здесь в том, что будет с городом лет через пять-десять. Потом опять будем рассказывать о том, какими плохими были наши предшественники? Рано или поздно будем вынуждены думать, какими «героическими усилиями» исправить ситуацию…
Автор: Зачем думать, как её исправить, если её можно не допустить, не создавать?
Вот и получается, уважаемые читатели, что сама система в этот день устроена таким образом, что она плодит проблемы для будущих поколений. Даже не поколений, а на будущие лет пять-десять . И существует такая система потому, что она выгодна сегодняшней власти. Эта система, по словам Эрнста Филсуровича, отличается от материковой. Почему? Зачем крымчанам это надо? Крымчанам это не надо! Крымчане шли голосовать за Россию, чтоб у нас действовали российские законы. Псевдороссийским тут не должно быть места!
Э. Мавлютов: Главное, чем недоволен инвестор в промежуток времени отсутствия генеральных планов – тем, что нет чётко рассчитанной перспективы. Вкладывать в точечную застройку жилых домов не выгодно. Затрат много, а люди понимают, что если они купили жильё в этом доме, значит, рядом должен быть садик, парковка и за неё не надо драться с соседом… Отсутствие всего этого приводит к последствиям, на первый взгляд, невинным. И схема вроде бы простая, однако может привести к появлению «крымских гетто».
Об этом надо говорить. Такие промахи уже есть и в Москве, и Краснодаре. Симферополю бы такого не повторить… Сейчас все ринулись «давайте будем жильё строить». С каждого метра квадратного 50% прибыли. Ну, построят. А через десять лет будут стоять пустые коробки.
Автор: Они уже сейчас стоят пустые.
Мавлютов: Вот именно! Это — работа руководителя города, края, республики! Для примера: руководители Татарстана, Москвы выходят на улицы и смотрят, как идёт застройка, вникают во все. Потом спрашивают: «А что будет вот здесь вокруг, как будет развиваться социальная инфраструктура?»
Я: ...Участие!
Мавлютов: Активное участие! День начинается в 6 утра со стройки и заканчивается в 12 ночи на стройке. Это тяжелый график, большая ответственность, однако в то же время это и результат!
Продолжение следует