Как преобразить крымские города, о своих предпочтениях и планах сказала главный архитектор Крыма
Об этом пишет издание «Крымская газета».
Говорят, когда в доме беспорядок, надо звать женщину. Так и поступил глава Крыма Сергей Аксёнов, назначив на должность главного архитектора полуострова Анну Царёву, до этого работавшую в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Получится ли женщине решить проблемы, какие годами накапливали мужчины, покажет время. Тем не менее, судя по ответам Анны Царевой на вопросы «Крымской газеты», подходить к порученному ей делу она будет вдумчиво, серьёзно, основываясь на фундаментальных профессиональных знаниях. Что, согласитесь, обнадеживает.
– Анна Вячеславовна, от личности, способностей, знаний, эстетических пристрастий и вкусов главного архитектора во многом будет зависеть «лицо» полуострова. Поэтому, естественно, его жителям хочется узнать о вас как можно больше.
– Полагаю, что для главного архитектора Крыма личные вкусовые предпочтения всё-таки должны быть второстепенны. Прежде всего это строго профессиональный, системный подход и правильная организация работы Главного управления по архитектуре и градостроительству, которое создаётся в этот день.
Мои вкусовые предпочтения, безусловно, важны. При этом принципиально не собираюсь диктовать их крымским архитекторам. Я хочу ознакомиться с их видением, пониманием ситуации, услышать предложения по решению конкретных задач и в режиме дискуссии находить оптимальные решения. Я поддерживаю и развиваю комплексные интересы полуострова, а не стилевые предпочтения.
Если говорить о моих пристрастиях в архитектуре, то образование, которое я получила, мои наставники и мастера, формировшие мой подход к архитектуре в целом, учили меня всегда смотреть в суть территории, на её характер, природные аспекты. И уже исходя из этого, предлагать решение поставленной задачи. Я заканчивала обучение в университете Никосии, на Кипре, уже работая в профессии. Там мой первоначальный, я бы сказала московский, подход к архитектуре помогли дополнить несколько иным видением. Университетские наставники сказали мне: «Ты же русская. У тебя есть Тарковский, Эйзенштейн, конструктивисты… У тебя богатое культурное наследие, используй его». Такой подход поначалу меня обескураживал – было совершенно непонятно, как это можно использовать. Тем не менее мои наставники научили меня этому, за что я им очень благодарна. Привязка к сути, духу места, его наследию, истории – это неотъемлемая часть теперь уже моего архитектурного видения. Это то, что я буду стараться рассказывать, доносить, транслировать коллегам.
– Кроме архитектуры, ещё чем-то увлекаетесь, если не секрет?
– Открыла для себя альпинизм, увлекаюсь фотографией. С большим интересом слежу за современным искусством. Поэтому для меня важен исторический и культурный подход к архитектуре через искусство. Ведь архитектура – это не только расчёты нагрузок железобетонной конструкции и прочие технические расчёты, какие, безусловно, важны. Для меня архитектура – это некий образ, история, легенда. И Крыму, как полуострову с богатейшим историческим наследием, мне кажется, может подойти именно такой подход. Знаю, что многие коллеги выражают обеспокоенность, мол, я же с материка, вдруг окажусь нечуткой. Хочу их успокоить: моя профессиональная философия основана именно на чутком восприятии предпосылок места и деликатном отношении к истории, культуре, исходным и настоящим потребностям. И подобный подход я хотела бы видеть со стороны крымских коллег-архитекторов. Вот в этом плане я пришла работать, как говорится, со своим уставом. То есть со своим подходом и видением – и готова к диалогу. Я готова слушать и слышать. И эти два момента крайне важны.
– Творчество какого архитектора вам ближе всего по духу? Что-то будете у него заимствовать для Крыма?
– Я сознательно не хочу называть какие-либо фамилии. Хотя, безусловно, у меня есть предпочтения между архитекторов, это и российские, и зарубежные мастера. И мне импонирует то, как они создают новую архитектуру в сложившемся контексте, нравится их подход, так называемый new in old – новое в старом. Стилистически это могут быть различные решения, смелые или нейтральные. Тем не менее именно диалог между новой и сложившейся архитектурой, который ведётся архитектором, является для меня знаковым. Я достаточно эклектична. Тем не менее считаю, что само место – лучший заказчик и дирижёр принимаемых решений. Его необходимо прочувствовать, тогда всё удастся.
– Какой город вы считаете образцом архитектурного стиля?
– И снова повторюсь, я против абсолютных оценок. Не существует идеальных городов, тем не менее у каждого есть места притяжения. Мне близка архитектура родной Москвы, Санкт-Петербурга, Барселоны с её свободным подходом к историческому наследию, каноническая архитектура Рима, эклектичный Токио.
Считаю, что современные здания не должны являться имитацией архитектурного наследия. Когда новый архитектурный объект, находящийся в историческом контексте, мимикрирует под сложившуюся веками застройку, для меня это спорный вариант. Таким образом обесценивается то историческое и культурное наследие, которое окружает эту новую архитектуру. Это с одной стороны. А с другой, такой объект говорит нам о том, что в архитектуре с тех пор ничего не произошло и не изменилось, что видение и подход остались прежними. А это не так.
Новое должно выглядеть новым, старое – старым. И то, как между ними выстроить диалог, – это задача архитектора, и решить её он может по-разному. Диалог этот может вестись в разных интонациях.
– Исходя из информации в СМИ, ваше видение набережной Ялты нравится крымчанам – она должна стать непрерывной от мыса Мартьян до Ливадии. А с несуразными «хатынками», самостроями что планируете делать?
– Выполняя поручение Президента Российской Федерации об обеспечении единства архитектурно-планировочной организации застройки и устойчивого развития территорий, мы устанавливаем зоны особого архитектурно-градостроительного регулирования, вырабатываем требования к внешнему архитектурному и ландшафтному облику, а также решаем вопросы особенности сноса самовольных строений на законодательном уровне. Это комплексная работа, которую мы ведём вместе с коллегами.
Важная цель – придать региону узнаваемое лицо, опираясь на традиции и местный колорит. Второго Крыма в мире нет. Поэтому осталось проартикулировать его и в камне, и в логистике. В самой атмосфере! Собственно, в этом суть поручения, полученного нами от главы республики.
– Какие-то сроки этого процесса установлены?
– Конечный срок исполнения поручения Президента РФ я не берусь называть. Тем не менее я вижу, что эта работа в этот день ведётся максимально активно.
– Каким вам представляется вид ЮБК со стороны моря? В какой цветовой гамме, какой высотности здания должны там преобладать?
– Как уже говорила, я далека от транслирования личных вкусовых предпочтений. Тем не менее высотной, точечной, не всегда продуманной, без надлежащего обеспечения парковочными местами, связанности с уличной и дорожной сетью, с социальными объектами городов застройки больше не будет. Подход предлагается урбанистический и стратегически выверенный. Теперь это будет не паразитирующая застройка, а комфортная городская среда.
– И при этом не будет утерян уникальный климат крымского Южнобережья ?
– Сохранить уникальные природно-климатические особенности Крыма и его культурно-историческое, архитектурное наследие – такое прямое поручение дал нам глава республики. И мы будем его выполнять. Что же касается цветовой гаммы… Я надеюсь совместно с главными архитекторами городов и поселений выработать дизайн-коды, какие бы подходили этим населённым пунктам, исходя из их истории и сложившейся застройки. Косвенно это как раз та самая творческая энергия, которую я вижу у крымчан. И её необходимо просто направить (улыбается).
– Полуостров пока воспринимается многими, в первую очередь россиянами, живущими на материке, только как курортный регион. Хотя это не совсем верно. Чтобы исправить ситуацию в этом плане, важно, как будут выглядеть архитектурные ансамбли остальных городов и посёлков Крыма.
– Я принципиально не рассматриваю Крым как узкокуротный регион, потому, что потенциал его центральной и северной частей огромен. Его требуется развивать. Этим мы сейчас с коллегами из других министерств и занимаемся. Определяем, какие объекты с точки зрения инфраструктуры должны там быть и т. д. Ведь на самом деле все те сложности, какие мы имеем в этот день, во многом или частично растут из понимания Крыма только как курортного региона. Нет, он должен быть самодостаточным со всех точек зрения – инженерной, инфраструктурной, архитектурной. Да, южнобережный курорт – это важная часть, тем не менее она не единственная. У нас есть степь, есть горы. На самом деле существует широкая палитра возможностей развития Крыма, и её надо планомерно прорабатывать.
– Меняя облик городов и поселений полуострова, по-вашему, стоит при этом учитывать и использовать национальный колорит?
– Да, использовать наследие требуется. Другое дело – как. Некорректно строить здания, полностью повторяющие исторически сложившуюся застройку. Тем не менее её мотивы, среди них и национальные, разумеется, требуется использовать. Это всегда интересно, когда архитектор сумел использовать мотив какой-то исторической или культурной части города. Также, это становится привлекательным как для покупателей, так и для инвесторов. К тому же это лежит в основе экономической целесообразности и окупаемости проекта. Как только в нем видят творческую мысль архитектора, это сразу повышает ценность объекта.
– Судя по тому, как скрупулёзно, буквально пошагово изучаете территорию, историю Крыма, его городов и поселений, вы приехали к нам всерьёз и надолго?
– Я приехала в Крым работать. И мне интересно сделать всё возможное. Сколько для этого потребуется времени – пока не ясно. А если серьёзно, я не временщик.
– Вы сказали главное слово для крымчан, уже уставших от частой смены руководителей различных ведомств. А должность главного архитектора Крыма предполагает колоссальную ответственность за то, какие здания мы оставим своим детям и внукам. Справитесь с возложенными на вас обязанностями?
– Задачи, какие стоят не только передо мной, тем не менее и моими коллегами в этот день, сложные, масштабные, комплексные. Тем не менее справиться с ними возможно при поддержке главы республики и архитектурного профессионального сообщества Крыма. И для того чтобы все удалось, мы все вместе должны объединить усилия и работать. Не бывает так, что кто-то один пришёл, и все сразу поменялось в лучшую сторону. Да, у меня есть энергия и желание работать. Тем не менее мне нужна поддержка, и я обращаюсь за ней к профессиональному сообществу. Нельзя больше выбирать позицию зрителя и говорить, как всё плохо. Для всех нас пришло время самим что-то делать, меняться и менять Крым к лучшему.
– Большинству крымчан не всё равно, каким будет полуостров через 5-10-20 лет. И они готовы участвовать в преобразованиях. Что им надо делать?
– Программа «Комфортная городская среда», инициированная Минстроем РФ, как раз и предполагает, даже требует активного участия общественности и жителей конкретных территорий, домов.
Открытость, публичность – это то, что будет теперь происходить в градостроительной и архитектурной политике полуострова. Освещение деятельности рабочих групп по конкретным объектам, привлечение к сотрудничеству молодёжи, студентов – это в этот день очень нужные и важные аспекты. Например, мы уже привлекли студентов Академии строительства и архитектуры к работе по набережной Ялты. И они разработали предварительные концепции, внесли свои предложения.
Общественности надо перестать писать по фейсбукам гневные речи, а начать уже что-то делать. Я предлагаю участвовать в конкретных проектах. Например, на первую встречу с рабочей группой по ялтинской набережной пришли полсотни человек, все активно выступали, воодушевились. Тем не менее когда пришлось работать, то представителей общественности осталось всего несколько. Именно не слов, а действий я буду ждать от крымчан. Только все вместе мы можем справиться.
– Какое ваше любимое здание, дворец, строение в Крыму?
– Я люблю путешествовать по полуострову. Природные ландшафты восхищают! Крым настолько многогранен, интересен и богат, что выделить какой-то памятник архитектуры, наверное, будет некорректно. Их множество. И я, как главный архитектор, не могу позволить себе иметь любимчиков. Архитектурное наследие Крыма ценно в комплексе. И мы все должны и будем его беречь и возвращать ему достойный вид.