| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | 179 лет назад Ялта официально стала городам
Об этом пишет издание «Крымская газета».
179 лет назад, 4 апреля 1838 года, Ялте был присвоен статус города – до этого времени она именовалась местечком. Какой была жизнь в местечке Ялта в те далёкие «догородские» времена, можно судить по официальным документам и описаниям, оставленным нам учёными и путешественниками тех лет.
Ни пашни, ни угодий
Французский путешественник Жильбер Ромм так описывал Ялту конца 1780-х: «Проехав Никиту и Магарач, мы прибыли в Ялту, где насчитывают 40 домов. Всё пространство, замкнутое между Султан-горой и морем, покрыто плодовыми садами, какие создают прелестное впечатление».
Представление о Ялте начала 1790-х можно получить из книги Петра Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам русского государства в 1793-1794 гг.». Паллас пишет: «Ялта, или Ялита, лежит в шести верстах от Аутки, у моря на высоком мысе, у которого протекает ручей того же имени. Прежде она была населена греками, теперь в ней – небольшое число татар. Находившаяся здесь греческая церковь была случайно уничтожена пороховым взрывом во время предпоследней турецкой войны, и теперь видны её остатки на скале у моря. Местность Ялта пригодна для всех насаждений жарких стран, а окружающие горы богато покрыты приморской сосной и другими лесными породами».
А вот какой увидел Ялту Сумароков в 1805 году: «Ныне Ялта заключается в 13 скудных домах греческого батальона, кои, содержа тут кордонную стражу, живут не имея тут ни пашни, ни угодий, ибо окружающие оную сады принадлежат господину адмиралу Мордвинову. Карантинная застава, окружённая простым плетнём, учреждена здесь для 6-дневного карантина разъезжающим по морю крымцам. В Ялте ловятся лучшие большого рода устрицы, и отсюда начинаются по берегу каперсы в таком же множестве, как у нас на степях растет чемерика. Сей потребный нам плод пропадает без употребления, и редкие из греков приготовляют его для Крыма».
«…признали мы за благо»
Одним из первых сооружений Ялты был собор Святителя Иоанна Златоуста, освящённый в 1837 году. Здание церкви было разрушено в годы Великой Отечественной войны, до наших дней сохранилась лишь колокольня – единственная постройка тех первых лет. Здесь, в нижней части Поликуровского холма и на мысе Св. Иоанна, там, где в этот день находится морской вокзал, и зарождался будущий город. Собор был освящён 16 сентября 1837-го, а на следующий день в Ялту прибыл Николай I с супругой и детьми. Он решил навестить графа Воронцова в его алупкинском имении и по пути заглянуть в Ялту. Николаю I очень понравился собор и сама Ялта, и «государь повелел возвести Ялту в достоинство города, указал план для строений и улиц, и повелел увеличить место для гавани».
В императорском указе о присвоении Ялте статуса города говорилось: «Приняв во внимание особенное местное положение Южного берега полуострова Таврического, быстрое возрастание там населения и приметное между жителями распространение промышленности, признали мы за благо, для устранения неудобств, происходящих от накопления дел в присутственных местах уезда Симферопольского, учредить в Таврической губернии новый уезд из части нынешнего Симферопольского уезда, составить новый уезд под названием Ялтинского, переименовав местечко Ялта городом».
К моменту подписания указа в Ялте были мол, таможня, карантинная застава с госпиталем, почтовый дом, уже упомянутая церковь, 36 домов, 224 жителя и всего одна улица – Елизаветинская (ныне улица Игнатенко).
Одиннадцать пунктов указа говорили об учреждении в Ялте городского и уездного самоуправления, суда, дворянского собрания, магистрата, думы и прочих присутственных мест. Ялтинские купцы освобождались от налога на торговлю, а мещане – от сословного оклада на пять лет. Также на пять лет город освобождался от воинского постоя. Через шесть лет в Ялте был утверждён первый план застройки, а через восемь – городской герб.
32 лошади, 9 свиней и 990 жителей
Впрочем, формальный переход в городской статус вовсе не сразу превратил Ялту в известный южнобережный курорт – жизнь в ней ещё довольно долгое время не отличалась особым размахом. «Деревушка Ялта гнездится внизу амфитеатра, который, отступая от моря, понемногу подымается и переходит в крутую горную гряду, и кажется, что деревушка эта тихо соскользнула сюда откуда-то сверху», – так описывал Ялту Марк Твен, побывавший здесь в качестве туриста в 1867 году.
А вот что сказано в «Памятной книги Таврической губернии» за 1867 год: «Город Ялта, заслонённый с севера хребтом яйлы, известен здоровым морским климатом. В торговом же отношении Ялта не имеет никакого значения. Рейд города открыт всем ветрам и оживляется только в летнее время благодаря положению города – посреди Южного берега, куда пристают пароходы с многочисленными пассажирами, приезжающими подышать чистым благорастворённым воздухом. Прекрасно устроенное шоссе по обеим сторонам Ялты – до Севастополя и Алушты – также немало способствует приливу разного народа в Ялту, откуда легко и удобно совершать поездки по всему побережью. Жителей в Ялте – 990 душ обоего пола. Зданий: каменных – 113, деревянных – 5. Из них жилых домов: казённых – 3, церковных – 2, частных – 108. Лошадей в городе – 32, рогатого скота – 5 голов, свиней – 9. Промышленность города ничтожна. Самый важный доход для обитателей – сдача внаём квартир для приезжающих в летнее время».
Всё изменилось после того, как в Крым пришла железная дорога. В 1885 году Лев Толстой писал жене: «После обеда взял лошадь верховую и поехал в Ялту за двадцать верст. Нет следов той Ялты, которую я знал, – великолепие необыкновенное и разврат цивилизации. Здесь, как я говорил, радостно, что не видать бедных и пьяных, однако дурно то, что много безумных богачей».
Дата: 7 апреля 2017 | Разделы: Отдых и туризм, Строительство и недвижимость Метки: Алупка, Алушта, Великая Отечественная война, Крым, Севастополь, Симферополь, Турция, Ялта, Город-герой, железная дорога, карантин, налоги, Таможня, туристы, Беднейшая, деревушка, Джалита 7 апреля 2017 |