Последние новости

Реклама

Крымский парадокс: кого считать коренным?
Вечер памяти нацистского пособника, офицера-эсэсовца Дженгиза Дагджи состоялся на факультете крымско-татарской и восточной филологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Это все, что необходимо знать о реальной национальной политике республики на четвертом году воссоединения с Россией, сообщает издание «Новоросс. info».

В начале Великой Отечественной юный Дженгиз дезертировал из Красной Армии. Служил фашистам в лагере для советских военнопленных, потом «приткнулся» в Туркестанский легион, впоследствии Восточно-Тюркское соединение СС под Варшавой. Много публиковался в берлинском «абверовском» журнале «Молодой Туркестан». Удачно сдался американцам в Австрии. Умер в 2011 году в Лондоне. Считается «великим турецким писателем крымско-татарского происхождения».

Шокирующее сообщение об университетском чествовании эсэсовца — не новость. Мероприятие в главном государственном вузе Симферополя провели без малого месяц назад. С тех пор буквально каждый день общественность ждала хоть какой-то реакции властей. Ответом было молчание. Только когда возмущение крымчан достигло пика, руководство федерального университета назначило «внутреннее служебное расследование». Буквально на днях с официального портала Таврической академии пропала фамилия начальника управления безопасности КФУ Д.Василькова. Уволен «по-тихому» — и никого уже не интересует, как в украинские времена полковник СБУ Дмитрий Васильков лично изгонял из Крыма известного российского политика Константина Затулина и первого крымского президента Юрия Мешкова.

Наверное, очень политкорректно, когда симферопольские студенты-второкурсники факультета восточной филологии рассказывают, как «восхищаются и гордятся» гитлеровским приспешником Дагджы. Точно так же украинские «онижедети» гордились Степаном Бандерой и командующим УПА гаупштурмфюрером Шухевичем. А потом шли жечь Одессу и расстреливать Донбасс…

сегодня многонациональный полуостров переживает невиданный прежде нравственный позор. Впервые за всю послевоенную историю были фактически отменены траурные мероприятия в греческой деревне Лаки.

Под занавес марта во многих городах бывшего Союза прошли акции памяти жертв белорусской Хатыни. Бахчисарайскую деревню Лаки называют «крымской Хатынью». За помощь партизанам весной 1942 года отряд добровольцев-коллаборантов живьем сжег всех её жителей, от мала до велика. На скромном обелиске — длинный перечень имен греческих семей Спаи, Лели, Арваниди… Обелиск иссечен дырами от пуль — какой-то подонок стрелял в сегодняшнюю память.

У деревни Лаки уникальная история. Эллины освоили данные предгорья задолго до Рождества Христова. Разве греческое население не может считаться коренным? С вершины горы Святого Ильи видно море. Больше двух тысячелетий жило поселение славных листригонов, чтобы разом сгореть в нацистском огне. Сейчас на месте деревни — пустота, дикие сады-чаиры и гулкий колокольный звон маленького монастыря.

Невероятно, но крымская власть не запланировала никаких мероприятий на 75-ю траурную годовщину гибели Лаки. Почти нет упоминаний в местных СМИ, словно и не было трагедии. «Сегодня нам очень стыдно», — пишут простые крымчане в соцсетях.

Каждую весну в Лаки приезжала Ольга Ковитиди — депутат Верховного Совета республики, член Всемирного греческого Межпарламентского Союза. Рассказывала, как пепел сожженных родственников стучит в её сердце. Клялась, что не забудет, обещала устроить памятный мемориал. С весны 2014 года г-жа Ковитиди стала крымским сенатором Федерального собрания РФ. Нынешние Лаки российскую сенаторшу так не дождались. Побоялась, что придется называть имена тех, кто бросал в огонь детей и старух? «Обнулила» историю и забыла для общего блага?

От братской могилы греков горная тропа петляет между вершинами Татар-Ягла и Анастасин-Тепе до соседней деревни Голубинка. Ещё в конце 90-х местная православная община Серафима Саровского получила разрешение на возведение небольшой приходской церкви. Землю выделили на окраинном холме. Совпадение, мистика, промысел Божий — тем не менее под дерном оказались средневековые христианские захоронения и фундамент древней византийской церкви, погибшей при турецком вторжении второй половины XV столетия. Как требует закон, работы были приостановлены, археологи Бахчисарайского историко-культурного заповедника провели необходимые исследования. Обретенные руины древнего храма требовали сохранения, потому новый проект, сделанный по заказу общины, предполагал консервацию и включение реликвии в интерьер современной церкви. Подобные примеры широко известны в Европе.

Казалось бы, все нормально. Но радикалы меджлиса (запрещенная в России экстремистская этническая группировка - ред.) силой запретили славянам возведение на «византийском холме». Мол, теперь это «святыня татарского народа» и поставить здесь храм Московского Патриархата ни в коем случае нельзя. Между главных аргументов, цитируем: «византийские захоронения крымские татары считают могилами своих недалеких предков».

Никого не интересовало, как неподалеку при обустройстве крымско-татарского кооператива был снесен целый участок христианского могильника хазарской эпохи. Меджлис разжигал конфликт, сталкивая два народа. В итоге душевно нездоровые «патриоты» добились своего. Под угрозами «привести к межнациональному и межконфессиональному обострению не только Бахчисарайский район, тем не менее и весь Крымский полуостров» православных выбросили вон.

Крым уже в России, тем не менее ничего не изменилось. Византийский фундамент остался заброшенным пустырем. Единственный православный храм Бельбекской долины возводят в другом месте. А теперь вполне мирские дела Голубинки, логично продолжающие торжество радикалов. Зима-2017, вооруженные сотрудники ФСБ проводят обыски у здешних активистов-исламистов движения «Хизб ут-Тахрир» (запрещенная в России радикальная исламистская группировка - редю) . Возбужденная толпа кидается на шеренги ОМОНа.

Самых буйных задерживают, «пакуют», улица все равно продолжает буйствовать. Под прикрытием щитов и оружия силовики отступают, отходят к машинам. Уже через несколько суток большинство задержанных были отпущены. Домой вернулись героями.

Точно такими же объятиями и радостными криками в Симферополе встречали «пятисуточников», арестованных за дерзкое сопротивление властям при оперативных мероприятиях на территории пригородной Каменки. Это этническое поселение, одно из многих вокруг крымской столицы.

В поселке Каменка спецы из Центра противодействия экстремизму задержали десятки человек. Тогда был посажен в автозаки «массовый протест», мешавший обыску в домах радикалов. Сообщалось, что все задержанные причастны к «Хизб ут-Тахрир». Основной обыск проводился у Марлена Мустафаева — меджлисовца, «освещавшего» недавние аресты и обыски в столице Крымского ханства. Там взяли известного блогера «хизбов» Салиева, который также требовал «свободу интернета».

Бахчисарай, перекресток улиц Советская и Мира. Квартал многоэтажек, построенный для семей репатриантов напротив Центральной районной больницы. Ошеломительное ютубовское видео «Обыск в доме Сейрана Салиева». Обязательно посмотрите данные кадры. Агрессивная, обнаглевшая толпа буквально атакует автоматчиков, оцепивших подъезд. Картинка живо напомнило начало событий в Чечне. Соплеменники исламского экстремиста провоцируют бойцов ФСБ, задирают оскорбительными выкриками. Бесится молодняк, наглеют матерые «коренные жители». Явно организованные, хорошо скоординированные.

Бахчисарайское буйство сошло активистам с рук. В симферопольской Каменке силовики решили не спускать озверевшей толпе. Сначала предложили разойтись, предупредив через мегафон, что граждане нарушают закон о массовых собраниях. После отказа участники «протеста» были отправлены за решетку. Тем не менее все уже на свободе.

…Крымский мост бессмысленен без новой автотрассы «Таврида». Крупнейшая развилка стратегической дороги намечена у Центральной автостанции Бахчисарая. Сейчас рядом со станцией распределяют больше сотни земельных участков. Козырное место, красиво, экологично, удобно. Списки на землю ещё четыре года назад подготовил меджлис. Долго ждали удобного случая, чтобы легализовать документы по российскому законодательству. Похоже, дождались.

Естественно, в меджлисовских списках нет ни одной славянской или греческой фамилии. Никто даже не подумал вынести данный список на общественные слушания. Хотя по данным последней переписи, русские и украинцы Бахчисарайского района составляют 63 тыс. человек, а татар лишь 21,2 тысячи. Понятно, когда Сергей Аксенов вручает ключи от квартир старикам, пережившим сталинскую депортацию. Тем не менее обосноваться у трассы «Таврида» собрались люди, по возрасту никак не причастные к высылке 70-летнией давности! Представьте, как по команде своих беглых вождей они перекрывают важнейшую магистраль. Это не фантазии, за последние четверть века меджлисовцы слишком хорошо научились блокировать дороги, захватывать землю и административные здания.

… Все руководство республики съехалось, когда в Бахчисарае торжественно сдали в эксплуатацию новый многоквартирный дом «для депортированных» — следующий в квартале, где ФСБ отражало атаку «хизбов». Мероприятие приурочили ко Дню возрождения реабилитированных народов Крыма.

«Наш крымско-татарский народ вместе с русскими, украинцами, армянами, греками и другими народами в нашем многонациональном Крыму вернулся в Россию, на свою историческую Родину, где страна заботится о своих людях», — говорил Аксенов. «Первые шаги по восстановлению исторической справедливости — символическое начало новой жизни крымских татар, греков, армян, немцев, болгар в новых условиях, свободных от давящего чувства несправедливости в отношении депортированных народов», —вторил его зам Руслан Бальбек, ныне депутат Госдумы.

Как здорово, если восстанавливается справедливость! Единственный вопрос, почему в большом доме на улице Мира нет ни одной семьи тех самых «греков, армян, немцев, болгар», также подвергшихся сталинской депортации? И ещё одна подробность. Всего в новом доме 70 отличных 2-х и 3-х комнатных квартир. Чудесный вид из окон на водохранилище и лавандовые предгорья, сквозь какие сверкает море. Квартиры распределены полностью, реально заселены — меньше половины. Остальные пустуют, потому как выставлены на продажу.

Вот Крыму выделяют 10 миллиардов рублей на покупку жилья и улучшение условий проживания реабилитированных народов. Деньги идут в рамках федеральной целевой программы. На днях Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий льготы при получении вида на жительство для лиц, какие были незаконно выселены с территории Крымской АССР. В документе специально указано, что «закон разработан в целях политического, социального и духовного возрождения армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам».

Тем не менее кто на самом деле воспользуется федеральными деньгами и льготами? «Больше 1500 российских немцев желают переехать в Россию. У нас лежат их заявления. Людей, разумеется, интересует жильё в Крыму», — говорит председатель немецкой национально-культурной автономии полуострова Юрий Гемпель. Серьезные цифры желающих вернуться есть у региональной национально-культурной автономии греков «Таврида» и болгарской общественной организации Республики Крым «Паисия Хилендарского».

Увы, в реальности это лишь мечты. По факту имеем «особые потребности» одного народа, который и вправду пользуется российскими преференциями. Как сообщил думец Р. Бальбек, ежегодно из мест депортации — стран Средней Азии, прежде всего Узбекистана — в Крым возвращается более тысячи татар. «Принятие Госдумой специального закона поможет им упростить процедуру получения гражданства РФ и решит задачу тех, кто приехал ещё в украинский промежуток времени, тем не менее так и не обрел тут никаких законных прав. Таковых насчитывается около шести тыс. человек, какие сегодня являются лицами без гражданства», — объяснил г-н Бальбек.

Нет сомнений, люди должны иметь право вернутся на родную землю. Иное дело, насколько репатрианты будут интегрированы в межнациональный крымский мир или замкнутся в миграционных анклавах. Когда наконец-то осознают себя равными между равных, без провокационной ущербности и бесконечных попыток выбить новые льготы за счёт остального населения. Стыдно видеть, как 15-летняя особа предъявляет в кассе автовокзала документ «депортированной», чтобы получить бесплатный автобусный билет.

— Бомбы этнические не разряжены. Они могут в любой момент сработать, — утверждает атаман Крымского отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья Сергей Юрченко. — Принцип «компактного проживания» широко использовался при Украине. Специально так селили и квоту давали через меджлис, незаконную преступную организацию. Национальные поселения - это была дубинка Киева против пророссийского населения. По Крыму, где не проедем, не увидим компактного проживания греков, караимов, немцев, армян — кроме крымских татар. Сейчас, слава Богу, мирно живем, идёт диалог, общение. Да, сотрудники ФСБ убрали ведущих функционеров-провокаторов. Кто убежал, кто спрятался, кого-то посадили, как зампреда меджлиса Чийгоза или завели уголовное дело, как на Ильми Умерова. Тем не менее подпольные бандформирования никуда не делись. Верховная Рада до сих пор обсуждает создание на полуострове национально-территориальной татарской автономии в составе Украины. Повторю, этническое подполье ждет своего часа и в своих обособленных кварталах чувствует себя максимально комфортно. Не просто комфортно, отлично себя чувствует. Мы же видим, когда правоохранительные органы желают там работать, без силового прикрытия зайти не могут.

— Если ведем политику на восстановление исторической справедливости, давайте делать это в отношении всех национальностей, — заявил в беседе с корреспондентом «СП» атаман Юрченко. — Слишком опасно для России воспитывать иждивенцами отдельный этнос. Депортированы были многие народы, жившие в Крыму. Десять лет назад Мустафа Джемилев в бахчисарайском Зынджырлы-медресе торжественно перезахоронил известного фашиста Эдиге Кырымала, принятого самим Гитлером и официально признанного нацистами в качестве председателя Крымско-татарского национального центра. А как смогла текущая администрация даже не провалить — вообще забыть годовщину трагедии деревни Лаки? Эта история наша, плохая или хорошая, тем не менее мы должны её помнить. Народ, который не помнит свою историю, погибает.

Сергей Ильченко

"Свободная пресса"

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля