Главный судебный пристав республики о коллекторах, зарплате приставов и суде присяжных
Об этом сообщило издание «Крымская газета».
О специфике работы, причине большой текучести кадров, небесном покровителе службы, которую возглавляет, и о многом личном и. о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым – главного судебного пристава рассказал «Крымской газете».
Приставам – новый статус
– Что такое служба судебных приставов Крыма сегодня? Её функции остались теми же, что и при Украине?
– Служба совершенно отличается от той, которая была при Украине. Сейчас мы имеем больше полномочий. При Украине были просто судебные исполнители. А теперь первая и основная наша функция – это обеспечить условленный порядок деятельности судов. Этим занимаются приставы по ОУПДС. Они охраняют суд и поддерживают порядок во время судебного процесса. Круглосуточная охрана здания суда также на них возложена. Среди них здания Арбитражного и двух зданий Верховного суда Республики Крым. При Украине служба этим не занималась. Приставы по ОУПДС осматривают здания судов, обеспечивают безопасность судьи и участников судебного процесса.
Ещё одна наша функция – это выдворение незаконных мигрантов по решению суда за пределы Российской Федерации. Этим также занимаются приставы по ОУПДС. Они же обеспечивают безопасность приставов-исполнителей на исполнительных действиях.
– Это отдельное подразделение службы?
– И военизированное, наш силовой блок. Они имеют право на ношение оружия, специальных средств. В этом подразделении служат и женщины. Их немного. Потому что в судах надо, например, иногда досмотреть и женщину. Вторая категория наших служащих – это приставы-исполнители, какие занимаются расследованием преступлений, уголовных дел. Злостная неуплата алиментов, злостное оскорбление в судебном процессе, злостное неисполнение решений суда о выплате кредиторской задолженности, растрата вверенного имущества, переданного на хранение. Всё это наши статьи. Появилась у нас и новая функция – контрольно-надзорная. Согласно 230-му закону, мы ведём реестр и контроль над предприятиями, какие занимаются возвратом просроченной задолженности, так называемыми коллекторскими фирмами. От желающих это делать принимаем документы, лицензируем их и вносим в реестр. И затем контролируем их деятельность.
– И несёте ответственность за их деятельность?
– Да. Если поступают жалобы, рассматриваем их и принимаем меры воздействия. В Крыму зарегистрировано 6 предприятий, имеющих право заниматься возвратом просроченной задолженности. Однако в РФ сейчас их порядка 100. И они могут, например, из Москвы звонить крымскому должнику и заниматься возвратом задолженности. С нового года к нам поступило четыре жалобы на действия московских коллекторов, мы переслали их на рассмотрение в столицу. И две жалобы на действия предприятий, занимающихся микрофинансовой деятельностью. Однако их контролирует Центробанк, и мы передали данные жалобы туда. Сейчас занимаемся расследованием ещё двух жалоб, поскольку в них люди не указали, кто им звонил и требовал возврата долга.
– Недавно назначенный директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов в одном из интервью говорил о необходимости защиты присяжных заседателей сотрудниками вашей службы. Работы прибавится ещё?
– Институт присяжных заседателей начнёт функционировать с 1 января 2018 года. Сейчас работают только суды общей юрисдикции, начали работать суды мировой юстиции. И мы также обеспечиваем охрану и судебного процесса, и зданий судов. А когда со следующего года в судебном процессе начнут работать присяжные заседатели, тогда, разумеется, мы также будем обеспечивать их безопасность во время судебных процессов.
– В службе работают в основном мужчины?
– На сегодня штат управления 878 человек. Из них мужчин порядка 60%, женщин – 40%. Основная масса приставов-исполнителей – процентов 70 – женщины. А приставы по ОУПДС в основном мужчины. Сотрудников старшего возраста мало, возможно, потому, что зарплата у нас не очень большая. Из-за этого в основном и текучесть кадров высокая. В прошлом году она достигла 52%. То есть половина людей поменялось.
– О каком качестве исполнения служебных обязанностей тогда можно вести речь вообще?
– Согласен. На последней итоговой коллегии нашего ведомства я поднял этот вопрос. Уже разработан законопроект об изменении статуса приставов. Мы являемся государственными гражданскими служащими. В РФ есть гражданская служба, военная и иная – полиция, прокуратура. Нас также желают перевести в категорию «иной службы», чтобы поднять статус работников, их социальную защищённость. Планируется также изменить законодательство для того, чтобы финансово стимулировать приставов-исполнителей. Потому что средняя зарплата сотрудника со всеми выплатами – отпускными, премиями – составляет 25 тысяч рублей. Это без вычетов.
– А кто может стать приставом?
– Человек, имеющий высшее экономическое либо юридическое образование, среди них и не имеющий стажа работы вообще. Мы берём всех и учим. Наиболее способные поднимаются по карьерной лестнице. Недавно, например, назначили руководителем подразделения нашей службы в Феодосии молодую девушку, надеемся, что она справится с возложенными на неё обязанностями.
Доберутся и до Белгорода, и до Беларуси
– Как рассказала пресс-служба прокуратуры Крыма, в прошлом году их ведомство выявило более 3,5 тысячи нарушений в деятельности судебных приставов. Получается, более 10 нарушений в день?
– Это происходит из-за того, что к нам на работу приходит молодёжь без опыта. Возбудили исполнительное производство, на его исполнение отводится пять дней, надо отправить уведомление, а его вовремя не отправили. Это считается нарушением. Однако мы вместе с прокуратурой разбираемся по каждому нарушению. Если у нашего сотрудника много таких нарушений, проводим служебное расследование и наказываем. Между основных нарушений, какие выявила прокуратура, – несоблюдение сроков или неполный комплекс мер, принятых к исполнению.
– В прокуратуре Крыма также отмечают недостаточную работу судебных приставов в сфере фактического исполнения судебных постановлений о взыскании задолженности по заработной плате.
– данные производства в основном нам достались в наследство ещё с Украины. Вновь образующейся задолженности в российский промежуток времени как таковой нет. Люди судятся с предприятиями, задолжавшими им зарплату ещё с украинских времён. К примеру, в 2016-м у нас было окончено и прекращено 1400 таких производств. По ним взыскано 66 млн. рублей. Это 66% от всех находившихся на исполнении производств по задолженности по зарплате. Уже в этом году окончено и прекращено 421 исполнительное производство. Из них 398 фактическим исполнением на сумму 7,3 миллиона рублей.
– Число должников, которым запрещён выезд за рубеж из-за имеющейся задолженности в Крыму велико? Кто данные люди?
– Тот, кто имеет сумму долга свыше 10 тысяч рублей, уже может попасть в категорию невыездных за пределы РФ. Причём долга перед кем или чем угодно. Если человек должен другому лицу, коммунальному предприятию или штрафов ГИБДД накопил свыше 10 тысяч рублей, алиментов и т. д., мы можем ограничить ему выезд за пределы РФ. Эта мера применяется тогда, когда он вообще ничего не делает для погашения своего долга. Всем злостным должникам-алиментщикам в основном выезд ограничен. Сегодня в Крыму таких около 7 тысяч человек. У нас на исполнении сегодня находится около 11 тысяч исполнительных листов по алиментам.
– Знаю, что в этом направлении служба активно работает с Крымской епархией.
– И с епархией, и с муфтиятом работаем. Организуем совместные встречи, на какие собираем нерадивых папаш. Действует. Небесный покровитель нашей службы – Фёдор Стратилат. В Алуште есть храм Всех крымских святых и Фёдора Стратилата. Священника этого храма отца Димитрия, которого владыка Симферопольский и Крымский Лазарь благословил на работу с нами, также привлекаем к таким мероприятиям. Он беседует с горе-папашами. Эффект есть. Особенно когда отец Димитрий проводит воспитательную беседу с папашей один на один. В Кировском, Советском районах проходили такие разговоры по душам, что называется. В Чечне, например, у наших коллег на самом деле нет листов на исполнение алиментов. Там такое считается позором для семьи. Мы также желаем добиться положительных изменений в этом плане.
– Чтобы выполнить свои функции, судебные приставы Крыма взаимодействуют с коллегами из других регионов РФ?
– Конечно. Ведь бывают ситуации, когда человек живёт в Крыму, а должник – в другом регионе России. Тогда мы даже в режиме видеоконференции выходим на связь с коллегами. Был случай, когда крымчанка взыскивала средства с жителя Белгорода за погибшего в ДТП сына. Мы связались с главным судебным приставом Белгородской области, он взял это производство на контроль. И уже непосредственно с этой женщиной ведут диалог. Потому что статья 33 закона об исполнительном производстве предусматривает исполнение по месту жительства должника, по месту его нахождения и по месту нахождения его имущества. Взысканий с граждан других стран мы не производим. Правда, есть договор о международном сотрудничестве с Беларусью. И мы взыскиваем штрафы ГИБДД в отношении пьяных водителей жителей Крыма или с крымских предприятий по решению белорусского суда, для Беларуси.
За показатели – «макаров»
– Объём работы судебных приставов колоссальный. В каких показателях его можно оценить?
– Есть установленный Государственной программой юстиции, утверждённой Правительством РФ, показатель, где сказано, что доля фактического исполнения решений суда на этот год – 48,1%. Потому что решение суда может быть отменено. Или не исполнено в связи с тем, что не нашли имущества у должника. Или было отказано в исполнении, потому что проверили, а человек, например, бомж. У него нечего взять. Интенсивность исполнения решений суда на этот год установлена – 104%. Мы должны исполнить все решения судов, поступившие к нам в текущем году, и ещё захватить те, что остались с прошлого года. Есть ещё такой показатель, как доля степени влияния реализации имущества должника. У нас она установлена на уровне 11% от общей суммы взысканных нами денег. В прошлом году у нас такого имущества было продано и направлено нереализованного на 95 млн. рублей. На более чем 60 млн. люди приняли имущества должника в счёт погашения долга. А примерно на 35 млн. рублей специализированной торгующей организацией было продано имущества в счёт погашения долгов.
– А с должниками украинских банков работаете?
– Нет. Исполнительные производства, какие были в отношении должников перед украинскими банками, отменены и переданы нами в специализированный отдел при директоре Службы судебных приставов РФ. А взыскателем является Фонд защиты вкладчиков. По этому вопросу должно быть принято политическое решение. Пока идёт взыскание для Фонда защиты вкладчиков за счёт имущества банков, какие были в Крыму. Полагаю, что вырученных средств должно хватить для погашения долгов.
– Служба приставов Крыма – самая молодая в РФ, как она выглядит на фоне других регионов?
– 2016 год мы отработали довольно хорошо. По исполнительному производству выполнили все основные показатели и заняли 21-е место в России между 84 структур. А год назад были где-то на 70-м. Поднялись на 50 ступенек вверх. В общем рейтинге заняли 52-е место. Руководство даже приняло решение наградить меня табельным именным оружием – пистолетом Макарова. Скоро поеду за ним в Москву.
– Тяжело быть главным судебным приставом Крыма? Вам часто угрожают или, наоборот, благодарят?
– Угроз как таковых не было. Я провожу приёмы граждан и всегда пытаюсь вникнуть в суть их проблем. Для меня что взыскатель, что должник – одинаковые стороны исполнительного производства. А главное – это судьба человека. Бывает, приходят наглые, надменные должники, какие пытаются уйти от ответственности. Тем не менее им я также стараюсь объяснить главное: долги надо отдавать.
– Знаю, что ваши сотрудники – одни из самых активных по сдаче норм ГТО. Хорошая физическая форма важна для судебного пристава?
– Естественно. Приставы по ОУПДС сдают комплексные зачёты – бег, подтягивание и т. д. Всегда участвуем в соревнованиях между правоохранительными структурами общества «Динамо». Недавно заняли второе место по боевому самбо, третье место по дзюдо. Сейчас готовимся к соревнованиям по стрельбе. Участвуем в различных турнирах по футболу.
– А какой вид спорта вы предпочитаете?
– Я кандидат в мастера спорта по плаванию. Лет в 16 в нашем ДОСААФе занимался прыжками с парашютом. Я тогда ещё учился в автотранспортном техникуме. Затем получил высшее инженерное образование, а после – магистра государственного управления. Сейчас получаю юридическое в Академии права в Туле. В июне будет защита диплома.
– Как удаётся отключаться от рабочих проблем? Ведь, по большому счёту, вы всё время соприкасаетесь с отрицательной стороной жизни.
– Недавно был отпуск, посвятил его семье. Сразу сказал своим близким: либо мы уедем из Крыма, либо я всё равно буду на работе. Наверное, это участь всех руководителей. Очень люблю кататься на лыжах, дочка также. И мы на неделю уехали на Кавказ, на Эльбрус. Четыре дня не сходил с лыж. А если выпадает выходной день, просто провожу время с семьёй. И от всего отключаюсь.
Фото Наталья ГОЦАНЮК.