«Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский заявил, что Крым можно разделить между украинцами, крымскими татарами и русскими… при этом политолог признал, что полуостров «никогда не был украинским»… «И есть ещё третий элемент, о котором забыли, тем не менее который очень важен, – это крымские татары. Они – важный местный элемент», – сказал Бжезинский, отметив, что компромисс возможен с учетом трёх перечисленных им факторов: украинского, крымскотатарского и российского… В то же время американец признал, что сейчас сценарий раздела Крыма воплотить нереально»[1], передаёт «Крымское Эхо».
Мне трудно согласиться со всемирно известным русофо… политологом, поэтому я просто немного скажу о современных крымских татарах, какие предпоследними пришли в XIII веке на наш благословенный полуостров (русские имели здесь своё княжество с X по XIII века и вторично вернулись в XVIII веке).
Потом для сравнения расскажу о и вправду коренных жителях Северной Америки – индейцах и их современной численности в цитадели демократии, откуда требовательно вещает борец за права «особо коренных» народов России Збигнев Бжезинский.
Если пришельцы полуострова татары Тавриды после присоединения Крымского Юрта к Российской империи просто сменили род деятельности — с набегов на соседей на занятие общественно полезным трудом, то с индейцами Северной Америки всё было куда печальнее. Дабы не вступать в пререкания, буду цитировать западные источники.
«…Согласно Уорду Черчиллю, профессору этнических наук университета Колорадо, сокращение численности североамериканских индейцев с предполагаемых 12 млн. (1500 год) едва достигло 237 тысяч (1900 год). Такие данные выражают «многочисленный геноцид».
Историк Гавайского университета Дэвид Стэннард пишет: «К концу 19 века коренные американцы подверглись самому ужасному холокосту, который когда-либо видел мир, бушующему на двух континентах беспрерывно на протяжении 4 столетий, уничтожающему жизни десятков млн. человек».
…По некоторым оценкам, исконное население США и Канады колебалось от 2 до 12 млн.. На протяжении последующего времени их количество сократилось до уже упомянутых 237 тысяч.
Цифра оставшихся к началу ХХ века индейцев на практике одинакова у всех исследователей. А вот какое число коренного населения невероятными темпами сократилось под влиянием «пилигримов», вычислить сложно. Точное количество уничтоженных индейцев могло бы нанести урон имиджу Соединенных Штатов. Поэтому чиновники всячески подавляют попытки ввести термин «геноцид» в американскую историю…
…«Относительно идеи концентрационных лагерей, он был во многом обязан своими исследованиями истории Англии и Америки. Его восхищали лагеря в Южной Африке для заключенных буров и на Диком Западе для индейцев. Гитлер часто хвалил перед своими приближенными эффективность американского уничтожения с помощью морения голодом и неравных боев с красными дикарями, которых не удавалось укротить пленом».
Разумеется, признание этих фактов не в интересах США. Американский патриотизм учит своих и чужих граждан, что Америка – великая и свободная страна. Тем не менее невозможно быть самой великой нацией в мире, когда обвиняешься в геноциде. Особенно, если политика твоей страны была вдохновением в проектировке одного из самых сокрушительных геноцидов…
…Все следующие столетия власть Нового Света своими действиями только подтверждала, как им мешало коренное население. История оставила показательные примеры уничтожения.
В 1763 году Джеффри Эмхерст, главнокомандующий британской армией в Северной Америке, написал в форт Питт: «Будет хорошо, если вы постараетесь притравить индейцев оспой посредством одеял, равно как и если попробуете любой другой метод искоренения отвратительной расы».
В июне того же года двум индейцам-делаварам, посещавшим порт, были выданы одеяла и косынки из карантинного госпиталя. Один их продавцов записал в журнал: «Надеюсь, это произведет эпидемиологический эффект». До этого методика зараженных вещей была предпринята между племен в Огайо. Умерли сотни человек. Огромные человеческие потери от данных мер продолжались и в следующем веке. С 1836 по 1840 года через форт Кларк уничтожено 100 000 индейцев...
Несмотря на очевидные потери и отсутствие человечного отношения к индейцам на протяжении всей истории, нынешние политики все ещё не соглашаются со словом «геноцид», предлагая глупые аргументы. Республиканский сенатор Эллен Робертс посчитала, что это термин можно употребить только в отношении народа, истребленного полностью»[2].
В результате сегодня индейцы контролируют 225,4 тыс. км² территории США, что составляет 2,3 % площади всей страны (9 629 091 км²). Всего резерваций в США насчитывается около 300, тем не менее не каждое из племён имеет собственную резервацию некоторые племена имеют несколько резерваций, некоторые не имеют ни одной. Крупнейшая по площади — резервация народа навахо (около 64,7 тыс. км²), тем не менее есть резервации, территории которых не превышают 50 км². Вот так они поделили территорию США с исконным индейским населением.
По данным Бюро переписи населения США US CensusBureau, в 2000 году в США проживало примерно 1.8 млн. чистокровных индейцев. Наиболее крупные индейские племена ныне: чероки (около 302.5 тыс. коренных американцев), навахо (276.7 тыс.), сиу (113 тыс.) и чиппева (почти 111 тыс.). Для сравнения, население США в 2000 году составляло примерно 290 млн. человек.
Для сравнения приведу данные переписи, которая проходила в Республике Крым и Севастополе с 14 по 25 октября 2014 года, самая многочисленная национальная группа – русские (1,49 млн. человек, 68% населения). На втором месте в национальном составе – украинцы, их в Крыму 344,5 тыс. человек, что составляет 15,7% населения. Третья по численности группа – крымские татары (232,3 тыс. человек, 10,6% населения). При этом 45 тыс. человек (2%) назвали себя татарами(переписчикам категорически запрещалось каким – либо образом влиять на мнение респондента и он писал именно ту национальность, которую заявлял последний).
Тем не менее, по требованию бывших (?!) меджлисовцев в нынешней власти все чохом записаны крымскими татарами и согласно этого сформированы статистические данные (хотя, согласитесь со мной, что казанский татарин не есть аналог крымского).
Если навскидку соотнести численность татар Тавриды и всего населения России, то получается, что их в ней всего около 0,002% — тем не менее, для них в Республике Крым татарский объявлен одним из государственных языков, их дети имеют полное право учиться на родном языке, для татар нет никаких дискриминационных мер по месту проживания или же создания аналога гетто.
Посмотрим, как дела обстоят в колыбели и эталоне демократии всего человечества. «В США индейцы долгое время подвергались дискриминации со стороны американского правительства. Проводилась довольно жесткая антииндейская политика, которая затронула такую важную сферу социальной жизни, как образование. Образование играет одну из ведущих ролей в формировании личности человека, в его адаптации к окружающему миру.
На протяжении всей истории колонизации Америки целью школьного образования для коренных народов была насильственная ассимиляция. Индейцы должны были отказаться от своей родной культуры, говорить на языке своих завоевателей, и принять христианство.
Правила в школах, где обучались индейцы, были очень жестокими. Детей строго наказывали за использование в общении их родного языка. Поначалу это не дало никаких ожидаемых результатов, ведь обычно такие школы находились недалеко от резерваций, поэтому дети могли свободно контактировать со своими родственниками, естественно, общаясь с ними на родном языке.
Поняв свою ошибку, американское правительство поменяло тактику: теперь детей забирали из семей, из их родных резерваций и помещали в школы-интернаты. Дети могли видеться со своими родными только на рождественских и летних каникулах. А если семьи не желали добровольно отдавать своих детей на обучение, то забирали силой.
Будучи оторванными от родной культуры, неспособными понимать родной язык и в то же время не приученными к образу жизни белых американцев, индейцы подвергаются огромному стрессу. Постоянное внушение, что индейская культура ущербна, что индейцы должны отказаться от неё, от родного языка, чтобы хоть как-то преуспеть в обществе, способствовало снижению самооценки у представителей коренного населения. Из-за этого большое количество молодых индейцев быстро деградировало.
В начале XXI в. показатели алкоголизма, наркомании и суицида между американских индейцев были одними из самых высоких по США. Особенно страшно то, что между коренного населения очень высока доля суицида между подростков от 14 до 19 лет.
Таким образом, оказалось, что принудительное обучение и наказания за использование родного языка не являются продуктивными. На данный момент такая практика больше не применяется»[3].
Согласитесь, что такого никогда не было в истории Тавриды, начиная с 1783 года. Татары не были закрепощены, их верхушка получила все права русского дворянства, мечети продолжали функционировать, национальные школы учили детей по-прежнему, вплоть до XIX века, когда сами татары стали понемногу переходить на учёбу в русские учебные заведения, причём никакого давления на них не было ни во времена Российской империи, ни эпохи СССР, ни сейчас в Республике Крым.
Посмотрим, как это обстоит в США. «Доминирующим на территории страны в силу её британского колониального прошлого является английский язык, принесённый колонизаторами и ранними переселенцами с Британских островов. По данным на 2000 год (всеобщая перепись в США), английский язык является родным для 82 % населения США, и 97 % им владеет в разной степени.
Тем не менее, страна не имеет официального языка на федеральном уровне, хотя, из-за нарастающей роли испанского (например, на телевидении) и достаточно ограниченной ассимиляции мигрантов из Азии и Латинской Америки, многие штаты объявили английский язык официальным на местном уровне. Тем не менее, ряд языков (испанский, французский и гавайский) признаны официальными в ряде штатов и территорий.
Официальным языком образования и делопроизводства де-факто (а в некоторых штатах и де-юре) является английский язык. На местном уровне статус официальных наряду с английским имеют французский язык — в Луизиане, гавайский язык на Гавайях, а также испанский язык — на острове Пуэрто-Рико и в штате Нью-Мексико. За исключением гавайского — автохтонного языка — французский и испанский — языки колонизаторов, какие когда-то осваивали территорию современных США, тем не менее уступивших в борьбе британцам. В более ранний промежуток времени на территории современных США официальными были русский язык на Аляске, нидерландский язык в штате Нью-Йорк»[4].
Ныне в США насчитывается 139 языков индейцев, тем не менее более половины из них находятся под угрозой исчезновения. По данным на 2008 г. 72 % американских индейцев не владеют никаким языком, кроме английского и лишь 21 % индейцев говорит дома не только на английском языке.
В США существует несколько общин коренных жителей Америки, индейцев и эскимосов, использующих в повседневной жизни родные языки, несмотря на это, ни о каких государственных программах по обучению на родных языках и речи нигде не идёт. Наиболее распространены языки индейцев:
— навахо (на нем говорят около 178 тысяч человек) — единственный язык коренного населения Америки к северу от американо-мексиканской границы, на котором говорит, по состоянию на начало XXI в., 178 000 человек, причём это число увеличивается. Многие родители передают навахо детям как родной язык: между индейских племён Северной Америки это сейчас редкость. Тем не менее, язык всё же находится под угрозой, особенно в городских районах вне резерваций, по той причине, что всё больше молодых навахо переходят на английский язык. Даже в резервациях, по данным переписей, доля индейцев 5-17 лет, не владеющих навахо, с 1980 по 1990 год возросла с 12 % до 28 %. В 2000 году эта цифра достигла 43 %.
— дакота (около 20 тысяч человек),
— юпикский (около 16 тысяч человек, эскимосы Аляски),
— чероки (около 16 тысяч человек),
— апачский (около 12 тысяч человек)[5].
Согласитесь, что мы, русские, нигде и никогда не создавали резервации, не отнимали земли у местного, присоединённого к Российской империи населения, не пытались лишить их родного языка и культуры, несмотря на прошлые, иногда очень непростые отношения к нам как к народу.
Поэтому господам из США лучше бы всего решить подобные вопросы с и вправду коренными жителями – индейцами, а не учить русских, как делить Тавриду между проживающими народами.
Фото uznamania.ru
[1] http://nowcrimea.ru/novosti-kryma/politika/amerikantsy-predlozhili-podelit-krym-mezhdu-russkimi-ukraintsami-i-krymskimi-tatarami/
[2] http://uznamania.ru/amerikanskij-genoczid-o-chem-molchit-istoriya.html
[3] http://www.scienceforum.ru/2013/253/4180
[4] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1219365
[5] http://megapredmet.ru/1-68635.html