Последние новости

Реклама

Взгляд из «настоящего»,

Об этом сообщило издание «Крымское Эхо».

или КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ «БАРДОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ» В КРЫМУ

 25 апреля Симферопольскому клубу самодеятельной песни «Таласса» исполнится 36 лет. С далекого 1981 года много воды утекло — однако и в этот день он продолжает существовать в несколько измененном виде и с несколько иным названием: Литературно-бардовская мастерская, однако также «Таласса».

Поздравляю всех бардов, поэтов, а также любителей бардовской песни и высокой поэзии с новый датой! Мы, сегодняшние, стараемся поддерживать традиции, какие создавались в те далекие годы – участвовать и проводить бардовские и поэтические фестивали, давать концерты, выступать перед различными аудиториями, хранить память об ушедших бардах и поэтах и воздавать им должное своими делами и поэтическими произведениями, ставить им памятники.

Поздравляю всех и желаю написания новых литературных произведений – стихотворений, песен, прозаических книг, а также – благополучия и веры в себя и в свою страну!

Ноябрь 1980 года. Мне, только что отслужившему в советской армии недоучившемуся студенту, 22 года. После почти пяти лет отсутствия в родном городе (после школы — три года учебы в Запорожском машиностроительном институте плюс два года службы в армии) я вернулся в Симферополь.

Страна громко аплодирует решениям очередного съезда КПСС, выполняет пятилетние планы и шепотом пересказывает анекдоты про престарелого «гениального» секретаря Л.И. Брежнева и членов Политбюро. В Афганистане уже вовсю воюют, однако об этом ещё почти никто не знает. В магазинах водка и пиво только одного сорта — «Жигулевское», вареная колбаса по 3,10; макароны, крупа; хлеб по 16 коп. — серый и 20 коп. — белый за буханку.

XIV Грушевский фестиваль (А.Авсиян, К.Фролов) 09.07.87

На экранах ТВ и радио — Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, София Ротару, молодые ещё певцы — Алла Пугачева, Юрий Антонов, Андрей Макаревич с «Машиной времени». В столице России только что прошли Всемирные Олимпийские игры. Совсем недавно — 25 июля неожиданно для всех скончался знаменитый бард и актер Владимир Семенович Высоцкий.

Пожалуй, с этого момента я и начну свой рассказ о симферопольском и других клубах самодеятельной песни в Крыму. К этому времени, то есть к началу восьмидесятых во многих больших, и не очень, городах страны под названием СССР уже сформировалась достаточно мощная сеть клубов. Начало движения под названием «самодеятельная песня» приходится на конец пятидесятых годов. Именно тогда начали писать стихи на свои мелодии авторы так называемой «первой волны»Булат Окуджава, Аркадий Галич — общепризнанные основоположники жанра.

В промежуток времени «хрущевской оттепели» появилась возможность выступать с песнями, исполняемыми под самый демократичный инструмент — гитару, перед достаточно большими аудиториями,относительно не боясь скорой расправы или гонений. Распространению такого рода творчества способствовало имассовое появление ленточных магнитофонов. Песни записывались прямо в концертных залах, а затем расходились в любительских перезаписях, тексты зачастую переписывались вручную, а мелодии заучивались.

XIV Грушевский фестиваль (А.Авсиян, К.Фролов, В.Полунин) 09.07.87

Других путей не было. Не было свободного доступа не только к копировальной технике (которая в те времена была под строгим контролем, да и сами ротапринтные машины весили не меньше тонны), однако даже к обыкновенным пишущим машинкам, какие нужно было регистрировать в милиции и получать разрешения на их приобретение, сдавая отпечатки оттисков шрифта. Тем не менее, процесс повсеместного распространения авторской песни в 60-е и 70-е годы набрал силу.

Появились авторы «второй волны». Выросло и повзрослело первое послевоенное поколение, которое уже почти не помнило ужасов войны и сталинских репрессий (по причине младого возраста), которое жило уже в относительном достатке и имело время и доступ к получению образования и новые возможности организации своего досуга.

В институтах и университетах появились первые студенческие строительные отряды, в которых в каникулярный промежуток времени можно было неплохо заработать (строили все — начиная от коровников до железных дорог), молодежь начала массово увлекаться туризмом, альпинизмом и другими «романтическими» видами спорта; стали модными «бродячие» профессии — геолог, геодезист, океанолог и т.п. И непременным атрибутом в походах и в геологических партиях, на студенческих вечеринках и «капустниках», на кораблях и даже на космических станциях (да-да — космонавты также как-то брали её, родимую, на орбитальную станцию) была гитара.

По стране прокатились первые фестивальные волны. Стало модно исполнять и сочинять авторскую песню. Движение начали усиленно курировать органы ВЛКСМ, действуя больше по указке той же партии и исповедуя известный принцип «если не можешь запретить что-либо —возглавь сам!», чем по собственной инициативе. А иначе в системе всеобщего надзора за всем и вся, сверху донизу пронизанной идеологическими догмами, и быть не могло.

На слетах и фестивалях все тексты просматривались и прослушивались специальными комиссиями (часто — очень некомпетентными), в какие помимо и вправду признанных авторов самодеятельной песни всегда входили и всякие разные официальные лица — секретари райкомов, горкомов, партийные инструкторы и т. п., в зависимости от уровня проведения мероприятия. И не дай Бог было спеть со сцены не то, что ты пел на прослушивании. Микрофон тут же выключался, а автор или исполнитель просто изгонялся со сцены.

Такое происходило не только с отдельными авторами, однако даже и с целыми клубами. В частности, в Севастополе в приборостроительном институте ещё в 1967 г. был создан первый КСП. Просуществовал он недолго именно по этой причине — не угодили песнями. Их содержание показалось кому-то крамольным. В результате в 1968г. клуб был разогнан, один из студентов — организаторов клуба, Александр Паксюаткин за исполнение песни А. Галича «Эта рота...» был отчислен из института с пятого курса, фактически с защиты диплома, и исключен из комсомола, а ещё один организатор — Евгений Федоров, уже окончивший данный же институт годом раньше, —исключен из партии.

Булат Окуджава и Грачев

однако сатиру и политический юмор все равно, разумеется, пели — кулуарно на домашних кухнях, у костров в походах и на тех же слетах и просто в различных питейных заведениях, типа пивных баров, мелких кафешек, которых в те времена было превеликое множество, и цены в них были вполне приемлемы для посещения. Это я знаю лично по своему опыту — часто, после походов по крымским лесам, обычно по воскресеньям, многочисленная туристическая братия собиралась на конечной остановке в с. Перевальное — в работающей и поныне «Чебуречной».

В столице Крыма местом сбора был пивной бар «Каштан» в районе ныне снесенного кинотеатра «Мир» и подвальный пивбар на ул. Воровского в районе Центрального сквера. Сдвигались столы, скамейки, расчехлялась гитара — и, часто всей компанией, хором пелись многочисленные любимые песни. Репертуар был очень широк. Это были и шуточные туристские песни местного фольклора (к примеру — «За Танасом, за рекой зарево сияет, потерял грек покой — скифы пьют-гуляют...), и песни общеизвестных авторов — Ю. Визбора («Солнышко лесное...»), Ю. Кима, Ю. Кукина и многих других.

Вот в такой среде и родилась сначала идея создания ансамбля самодеятельной песни в столице Крыма. Местом первых репетиций была небольшая комната городского клуба туристов на ул. Шмидта. Собирались два-три раза в неделю по вечерам, после работы. Готовили первую программу по творчеству Булата Окуджавы. Такое решение было обусловлено несколькими причинами: во-первых, к тому времени это был достаточно известный и «легализованный» автор (советский монополист граммфирма «Мелодия» записала и выпустила уже несколько больших пластинок с его песнями); во-вторых (и главное) — творчество Б. Окуджавы со времени моего знакомства с ним являлось для меня примером и высочайшей вершиной как поэзии, так и мелодийных решений.

Визбор

Замечательным художником, который в этот день специализируется в технике офорта (его постоянно действующую выставку картин можно посмотреть в гостевом зале домика возле оборудованной для посещений пещере Эминэ-Баир-Хасан на нижнем плато Чатыр-Дага), Владимиром Мицуком была нарисована картина гуашью с изображением Б. Окуджавы с гитарой в руках размером 2х3 (!) метра. Мы её потом, разумеется, неоднократно использовали в течение нескольких лет при проведении самых разных клубных мероприятий (к сожалению, гуашь — недолговечная краска…)

И вот 25 апреля 1981 года в аудитории 323 нашего университета прошёл первый концерт. Так уж получилось, что в первый состав ансамбля, а затем и клуба как такового вошли в основном именно студенты университета — Сергей Головин, Дмитрий и Наталья Кокоз, Вячеслав Хачатурян, Елена Карпенко. И не только студенты. Активнейшее участие в становлении клуба приняли Юрий Петрович Анисимов (это именно он предложил расширить понятие «ансамбль» до понятия «клуб»), Анатолий и Ирина Ковальские, Андрей Канищев, Александр Волков, Олег Сыромятников, Юрий Комов, Лариса Шадченева. И неудивительно, что именно вокруг ансамбля сформировалась общность людей, любящих авторскую песню.

Само название — сначала ансамбля, а затем перешедшее к клубу, придумалось вполне подходящее, отражающее его крымскую принадлежность. Слово «таласса» в переводе со старо-греческого означает «берег», «взморье». Вычитал я его в книге интересного раннесоветского писателя Бориса Лавренева. Один из его рассказов назывался «Таласса», а в сноске давался перевод. Соответственно названию Ларисой Шадченевой — художником-оформителем по профессии была придумана эмблема клуба — дельфин с гитарой на фоне морской черноморской волны. С тех пор, по дате первого концерта, мы и отмечаем День рождения клуба именно 25 апреля.

Встреча в ДКП с Б.Окуджавой —1984г.

Начало нашей клубной деятельности совпало с рядом знаменательных и интересных событий всесоюзного масштаба. Весной того же года я с С.Головиным побывал на 25-м юбилейном Московском слете— в составе крымской делегации, в которую входили недавно образованные севастопольский КСП «Ахтиар» (1980г.) во главе с автором-исполнителем Сашей Петровым (ныне, к сожалению, ушедшем от нас), и керченским КСП «Галс», председателем которого являлся уже широко известный в «каэспэшных»кругах большой знаток бардовской песни Юрий Черноморченко.

Для нас, совсем ещё юных функционеров-песенников, подобное событие явилось в какой-то мере знаковым. Мы воочию увидели, что такое движение КСП. В огромной долине-пойме какой-то подмосковной реки (её название память не удержала) было выстроено шесть так называемых региональных сцен. Все они были с микрофонами и усилением. Седьмая — основная сцена напоминала по размерам большой космический корабль-тарелку, укрытый сверху парашютным разноцветным шелком.

В течение двух дней шли концерты на всех региональных сценах одновременно. Мы и сами пели на одной из них, а в остальное время бродили от сцены к сцене, от костра к костру, внимая выступающим, съехавшимся со всей страны. В итоге мне, молодому начинающему барду, посчастливилось таки быть отобранным от крымской делегации на заключительный концерт на Большой сцене, в котором принимали участие такие мэтры бардовской песни, как Виктор Берковский, Виктор Луферов, Александр Суханов.

Ни до, ни после подобных масштабных мероприятий, несмотря на последующие мои многочисленные поездки на различные слеты и фестивали, я больше не видел. Разумеется, Грушинские фестивали на Волге собирали и продолжают собирать и в этот день до 80-90 тыс. участников и зрителей. Однако мне там побывать пока так и не довелось.

С той поры у меня хранится почётная грамота, врученная Симферопольской делегации КСП — за активное участие в работе слета, подписанная почетным председателем Московского совета КСП (и такой был) Героем Советского Союза летчиком-космонавтом А. Иванченковым (это именно он с Г. Береговым брали с собой на орбиту гитару и пели оттуда песни Ю. Визбора для первой программы ТВ).

Грачев, Шишкин в Керчи после концерта

И ещё к вышесказанному надо добавить важный факт – после этого слета подобного масштаба мероприятия были надолго запрещены властями, а когда в перестроечные годы они возобновились, то никогда уже не собирали столько участников и слушателей, как это случилось в далеком 1981 году.

Вторым, а вернее, уже третьим событием того года (первое — организация клуба, второе — Московский слет) была поездка в Керчь. Вышеупомянутый Юрий Черноморченко, председатель Керченского КСП «Галс», пригласил нас на косу Тузла для участия в работе первого в Крыму бардовского летнего лагеря. Как все это будет происходить, никто не знал, однако мы с удовольствием и щенячьим восторгом приняли его приглашение.

Добирались туда сначала поездом, а затем из Керченского морcкого порта — катером. Палатки стояли прямо на песке и кое у кого — на дощатых настилах у самого обреза косы. Кроме нас, симферопольцев, присутствовали немногочисленные делегации из Харькова, Киева, Винницы, Севастополя. Это те, кого я запомнил. Может быть, и даже наверняка, были представители и других городов.

С каким упоением пели мы друг другу, давали концерты в самой Керчи (в местном театре), на Керченском рыбкомбинате, в прибрежных пансионатах! Однако самое главное — это запомнившаяся атмосфера искреннего благожелательного общения, дружбы, любви и уважения, настоящий интерес к творчеству друг друга.

Традиция проведения ежегодного бардовского лагеря в Керчи сохранилась и до сей поры. Все так же его организовывает и возглавляет неутомимый Юра (теперь уже, разумеется, Юрий Иванович) Черноморченко. Единственно, сам лагерь пришлось перенести с косы Тузла на берег Керченского пролива, между мысами Фонарь и Барзовка (именно так последний обозначен на географических картах). Оттуда в дальнейшем, пошло и название лагеря — «Барзовка».

Керчь — 82 — В.Грачев, Е.Карпенко

По причине ограниченности места пребывания количество приглашаемых туда наиболее ограниченно (до 150 человек). Однако за три смены — по три недели каждая, в течение двух месяцев с «хвостиком» — с июня по конец августа там успевают отдохнуть и пообщаться достаточно много как бардов, так и просто любителей бардовской песни. За 36 лет существования лагеря уже успело вырасти несколько поколений «барзовчан». И известны случаи, когда дети, привозимые много лет подряд родителями-бардами из разных городов, повзрослев, женились друг на друге. Я это точно знаю — на примере Сашеньки Винюковой из Харькова, которую я помню с пятилетнего возраста. Она теперь москвичка-«барзовичка».

За эти годы «Барзовку» посетили многие известные барды и те, кто как будущие артисты начинал с бардовской песни. Я боюсь кого-нибудь обидеть, не упомянув в списке — поэтому этого делать не буду. Сам лично там встречал и Сашу Цекало, в те годы ещё студента Киевского училища эстрадно-циркового искусства (бардовский ансамбль «Шляпа») — ловили вместе удочкой бычков, а затем их с удовольствием жарили и ели; и Борю Бурду, который ещё не успел тогда стать «главным» кулинаром Украины и знаменитым игроком телепередачи «Что? Где? Когда?» — потом он неоднократно приезжал в гости в Симферополь с концертами и просто так.

И ещё очень и очень много других интересных и талантливых людей. Вот такая она была и есть «Барзовка»! Рушатся империи, создаются на их месте новые государственные образования, меняется социальный строй. А бардовский лагерь существует, несмотря ни на что.

Мало того, в какой-то степени по примеру «Барзовки», в 1988 году на другой оконечности Крыма в селе Песчаном Елена Карпенко — одна из организаторов КСП «Таласса», выпускница Симферопольского университета, организовала ещё один бардовский лагерь, официально называемый «Международный бардовский семинар». В сосновом бору, на самом берегу моря ежегодно, до 2013 года включительно, в течение июля-августа собирались барды и просто любители песни со всех концов света.

Я не оговорился — именно со всего света. Так уж получилось, что в итоге многочисленных политических перипетий многие бывшие граждане просторов СССР начали искать более спокойные и сытные места жительства. Кого-то заграница привлекала так называемой свободой, кого-то — обильностью и стабильностью. У каждого эмигранта найдется своя веская причина и оправдание своему поступку.

Не берусь судить или порицать этих людей — факт в том, что многие мои знакомые, в том числе и барды, также оказались за границей. И вторичный факт заключается в том, что все они — рано или поздно — возвращаются на Родину. Пусть ненадолго — кто на несколько недель, кто на несколько месяцев, а многие — вообще в этот день перебираются назад и живут здесь постоянно, сохраняя, тем не менее, заграничные гражданства.

Первый Крымский фестиваль авторской песни в 1986г., Севастополь

Вот и в песчановском лагере можно было встретить бардов, приехавших не только из стран СНГ — России, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Литвы и Латвии (их я вообще зарубежниками не считаю), а и тех, кто живут в этот день в США, Германии, Израиле, Чехии и пр. странах. Однако их всех объединяет любовь к бардовской песне и общие воспоминания юности.

А «наши» приезжали сюда целыми клубными коллективами и семьями. Ежедневно проводились так называемые дневные «мастерские», на которых слово предоставляется не только бардам — авторам и исполнителям, однако и поэтам, прозаикам и просто интересным людям, которым было о чем рассказать и поделиться с аудиторией. На ежевечерних кострах выступали как вновь приехавшие авторы и исполнители (заезд в лагерь был не нормирован сроками), так и признанные мастера жанра.

Остальной досуг был занят морскими купаниями, общелагерными праздниками, в которых участвовали импровизированные команды (зачастую вместе с детьми) — КВН, «Новый год» (ночь с 31 июля на 1 августа), «Праздник Нептуна» и мн. другие. Для детей ежедневно проводились «Детские костры» — на них они приобщались к основам бардовской песни; кружок обучения игры на гитаре; изостудия; курсы иностранного языка; курсы туристского «выживания» в экстремальных условиях.

Ну и, разумеется, творческими силами присутствующих в лагере почти ежедневно в прибрежных пансионатах и домах отдыха, совершенно безвозмездно, проводились концерты бардовской песни для многочисленных отдыхающих посёлка. Вот таков он был, бардовский лагерь в с.Песчаное.

К большому сожалению, все когда-нибудь заканчивается. Стареют телом (однако не душой) барды и организаторы фестивалей. А подхватить «знамя свершений» зачастую в этот день некому. И потому бардовский лагерь в с.Песчаном, к сожалению, уже ушел в историю. Однако навсегда остался в памяти тех, кто его посетил хоть однажды!

Первый Симферополский фестиваль в СГУ в 1982г.

Тем не менее вернемся в прошлое. В 1982 году осенью по примеру других клубов мы провели первый городской фестиваль. Проходил он в ныне разрушенном ДК «Маяк» (бывший кинотеатр), принадлежавшем в то время госуниверситету. Да и сам клуб перебрался под его крышу. Собственно фестиваль, хотя и именовался как городской, однако фактически стал общекрымским. Участие в нем приняли на практике все барды полуострова — из Севастополя, Керчи, Ялты, Евпатории.

Он дал своеобразный толчок к притоку в клуб «Таласса» новых авторов и исполнителей Симферополя. В частности, клуб начали посещать: Светлана Абрамова — тогда ещё студентка мединститута, Виктор Польский — инженер-программист КрымНИИпроекта (ныне гражданин Канады), Олег Жваколюк — офицер СА (в те времена), и многие другие, внесшие впоследствии неоценимый вклад в развитие клуба.

Не забуду то чувство единения душ, которым мы были охвачены, взявшись за руки, во время исполнения песни-гимна Б. Окуджавы «Поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары, и я тогда за жизнь его не дам и самой ломаной гитары. Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!..» Весь зал стоя пел вместе с нами. И впоследствии эта песня звучала не раз, всегда открывая и закрывая мероприятия, проводимые клубом.

А их было немало. Несколько раз мы проводили неофициальные слеты, обычно осенью на ноябрьские праздники (7 ноября — День Октябрьской революции) и весной на 9 Мая (День Победы) — на Малиновом ручье под с. Перевальное, на плато Мангуп-Кале. Желание как можно чаще общаться друг с другом было настолько сильным и искренним, что часто мы просто большой клубной компанией выезжали летом на море (иногда заказывали автобус, а чаще — троллейбусом или попутным транспортом).

Излюбленным местом отдыха было побережье в районе пансионата «Эврика» под Алуштой и скалы мыса Фиолент под Севастополем. А 1983-й Новый год мы встречали составами трёх клубов не меньше, чем 100 человек: КСП Керчи, Севастополя и нашего, симферопольского — в пионерлагере «Тюзлер», на 11 км шоссе Ялта — Бахчисарай под г. Ай-Петри.

Выезжали мы большими коллективами и на фестивали и слеты в другие города — Харьков, Одессу, Запорожье. А Саша Авсиян, в то время работавший инженером-конструктором в СКБ «Фотон», даже стал лауреатом престижного Грушинского фестиваля в Тольятти.

Правда, были и у нас огорчения и неприятности. 1983 год — в стране смена руководства. Генеральным секретарем КПСС после смерти Л.Брежнева, избран Ю. Андропов — председатель КГБ, человек жестких принципов и взглядов. На предприятиях ужесточается дисциплинарный контроль, днем по кинотеатрам по другим общественным местам (магазинам и т.п.) проводятся рейды-проверки по выявлению производственных прогульщиков. Милиция и дружинники на выходе задерживали посетителей и проверяли на предмет того, почему люди в рабочее время были не на рабочем месте.

Органы КГБ ужесточили меры по отношению к «инакомыслящим» (диссидентам) и по отношению к тем, кто, пусть даже теоретически, мог им стать или поддерживать их. Попало под раздачу и бардовское движение. В частности, наш клуб. В ноябре того же года при попытке провести не зарегистрированное официально мероприятие на Малиновом ручье (желали, как всегда, собраться дружеской компанией и попеть песни) — все участники оного были задержаны городским комсомольским оперотрядом (под руководством 2-го секретаря горкома ЛКСМУ и работников КГБ), сопровождены в специально подогнанные автобусы (какая честь!) и доставлены в город.

Три крымских председателя КПС — Грачев, Черноморченко и Петров в 1982г.

В каких инстанциях я потом как председатель клуба только ни побывал — райком партии, горком партии, горком комсомола, обком комсомола, и, наконец, в КГБ на ул. Франко…). Инкриминировать нам особо было нечего. И сделать нам ничего не сделали, однако нервы потрепали и крови попили изрядно.

В данный же промежуток времени по неизвестным причинам несколько раз срывались наши плановые концерты. Причины-то были понятны — перестраховка функционеров от культуры. Никто не желал рисковать своей должностью из-за «каких-то» песен.

Однако прошло время. Начался промежуток времени горбачевский «перестройки». Клуб из университета перебрался сначала под крышу «Дирекции городских парков культуры», а затем в только что открывшийся ДК профсоюзов, где заместителем директора был в то время М.М. Голубев (ставший впоследствии его директором, а ещё позднее — министром культуры АР Крым). Не премину поблагодарить его за все, что он сделал для нашего клуба и продолжал делать, уже будучи директором Русского культурного центра в столице Крыма, а также методиста и прекрасную певицу Галину Куберскую, с легкой руки которой в том же Центре прошло много бардовских мероприятий.

Именно уютный, небольшой зал РКЦ многие годы, начиная со дня его основания в начале двухтысячных и до его упразднения после воссоединения Крыма с Россией, являлся основной сценой бардовских авторов и исполнителей — и не только Симферополя. К нам часто приезжали гости из других городов Крыма, Украины и ближнего зарубежья. А традиция эта была заложена ещё при прежнем директоре РКЦ — также ставшем впоследствии Министром культуры АР Крым А. Л. Ермачкове.

Тем не менее снова вернемся в прошлое. 1986г. — в Севастополе проходит первый Крымский областной фестиваль авторской песни. 1988 г. — в Алуште проходит второй — и последний областной фестиваль. В этом же году в ДК «Профсоюзов» был проведен и первый «официальный» Симферопольский городской фестиваль. Следующий прошёл только через 12 лет, в 1998 году, и назывался он «Крымский подснежник».

Однако, к сожалению, традиционными они так и не стали по разным причинам. Основная всё же заключается в том, что не нашлось лидера, который взвалил бы на себя первоочередное бремя организационных проблем. Менялись и председатели клуба. В разные периоды его возглавляли Лариса Шадченева, Елена Свок, Владимир Шишкин, Татьяна Демченко, Татьяна Зенина. Одно время, в начале 90-х, в столице Крыма работал и детско-юношеский клуб авторской песни, которым руководила Елена Свок. Дети стали взрослыми, однако свою клубную юность не забыли. На 25-летие «Талассы», который мы отмечали в Голубом зале Крымского краеведческого музея весной 2006 года, в большом гала-концерте принимали участие больше 40 человек — авторов и исполнителей, выросших и повзрослевших за это время, однако не забывающих авторскую песню.

Юрий Визбор и КСП Таласса,1983г.

Потом, после концерта, на так называемой «чайхане», вспоминали многое и многих. В том числе и о незабываемой встрече в 1983 г. с Юрием Иосифовичем Визбором (он любил приезжать отдохнуть в Крым, и, пользуясь случаем, его упрашивали дать попутно несколько концертов), и с Булатом Шалвовичем Окуджавой в 1984 г. (нам удалось с ним пообщаться в клубной обстановке в ДК профсоюзов в его, как оказалось, последний приезд с концертами в Крым).

Нам было о чем вспомнить в наши предыдущие юбилеи...

 И ещё — нельзя не рассказать о фестивальных традициях Крыма. Самый традиционно-большой фестиваль, собирающий наибольшее количество участников, проходит в Ялте зимой — с 5 по 7 января. Он так и называется — «Зимняя Ялта». Посвящен он памяти Артура Григоряна — ялтинского горноспасателя, туриста, чемпиона Украины по скалолазанию, барда. В общем, человека по-настоящему мужественного, погибшего на спасработах в Крымских горах при сходе лавины.

С 1986 года и по сей день организатором фестиваля является Игорь Вульфиус. Также неординарный человек — турист со стажем, руководитель молодежного движения скаутов в Ялте, преподаватель по профессии, бард, пишущий песни.

Другой ялтинский бардовский фестиваль проходит осенью — 5–7 октября. Называется он «Осенняя Ялта». Традиция его проведения была заложена ещё в середине 80-х прошлого столетия. Были периоды, когда в отдельные годы его не проводили вовсе. Однако нашелся человек, который его возродил и все последние годы является его бессменным организатором. Данный человек — Константин Вихляев, имеющий по жизни многие профессии и образования, пишущий замечательные песни и прозу. Примечательно то, что Константин сравнительно недавно начал сочинять бардовские песни — с 1997 года. И очень жаль, что это не произошло раньше. Тем не менее, им за это время изданы несколько книг прозы и сборник стихов, записаны CD-диски.

Со стороны может показаться, что два ежегодных фестиваля в одном городе — это много. Однако я так не думаю. Фестивали отличаются один от другого не только составом участников и организаторами, однако и временами года. А Ялта, уверяю вас, красива и привлекательна не только летом как курорт, однако осенью, зимой и весной также!

Третий (нумерация сугубо умозрительная) традиционный фестиваль, начиная с 1995 года, проходил в районе пещеры Мраморной. Да, именно в этом посещаемом многочисленными туристами объекте, в зале Перестройки, уже много лет — в первую субботу-воскресенье лета проводился фестивальный концерт. Отборочные слушания и заключительное награждение участников проходили на околопещерной поляне нижнего плато г. Чатыр-Даг.

Руководил этим действом один из самых известных и любимых многими поколениями туристов и любителей бардовской песни — бард-автор из Зеленогорска (есть такой посёлок, расположенный в предгорье у плато Караби-яйла, между Симферополем и Белогорском) Виктор Самусь. По профессии — преподаватель, по духу — поэт и путешественник. В активе Виктора сотни стихов и песен. Несколько лет тому назад была, наконец, издана его первая поэтическая книга под названием «Странник».

В 2012 году фестиваль «переехал» на так называемую «Точку» — туристическую базу отдыха, расположенную в 5 км от Мраморной пещеры. Однако и там он из года в год продолжает собирать многочисленных любителей бардовской песни. Вот только Вити Самуся не стало в 2016 году – сердце его не выдержало и остановилось. Вечная ему наша память! Однако дело его продолжает жить.

И, несмотря ни на что, в этом году там же,– на нижнем плато Чатыр-Дага, в этом году снова произойдёт новый фестиваль, носящий имя известной крымской тележурналистки Л. Вертяевой, дружившей в свое время со многими нашими крымскими (и не только) бардами и поэтами и всегда привлекавшая их для участия в записи цикла своих незабвенных телепередач под названием «Ветер странствий». А памяти Вити Самуся его друзья и последователи организовали и проводят в с.Межгорье в ущелье Баксан (это недалеко от с. Зеленогорс) новый фестиваль, который также собирает очень многих бардов.         

Фестиваль «Балаклавские каникулы» организовал в 2002г. и пятнадцать раз проводил его бард-автор из Севастополя Андрей Соболев (ныне – сенатор СФ РФ от Севастополя). Задумывался он как международный и проходит, пожалуй, с самым большим финансовым размахом. Почетными гостями фестиваля в разные годы были такие легендарные барды-авторы, как Александр Городницкий (С.-Петербург), Александр Мирзаян (столица России), Сергей Никитин (столица России).

Ежегодно последнюю неделю июля участники фестиваля общаются в Балаклаве — ныне курортном районе города-героя Севастополя. За данный промежуток времени они дают многочисленные концерты. Заключительный же проходит на импровизированной сцене-яхте прямо на набережной Балаклавской бухты.

Кстати, там же, в Севастополе, живет и творит ещё один замечательный бард-автор — Владимир Губанов, стоявший у истоков создания КСП «Ахтиар» ещё в далеком 80-м году прошлого века. Услышав хотя бы один раз его песни, ты не сможешь их забыть. Пусть Володя и не обладает эстрадными вокальными данными — однако неповторимо-трогательны мелодии, какие он придумывает. Стихи его исключительно выразительны, метафоричны и глубоки, задевают, как говорится, душу слушателя «за живое». Особенными получаются у него песни о Крыме, Севастополе — истории нашего края и многострадального города-воина, в котором он родился и живет.

Кроме этих четырех крупных фестивалей, в Крыму проходило ещё несколько, как я их называю (не в обиду будет сказано) — «карманных фестивалей». Почему «карманных»? Да потому, что их проводят на подотчетной им территории определенные административные лица (точнее, наверное — предприниматели-владельцы), издавна любящие бардовскую песню. Таким образом, в частности, в пгт.Щелкино под Керчью, в пансионате «Крымское Приазовье» уже больше десяти лет директор А. Аржанцев принимает у себя на неделю около двадцати человек бардов с семьями, обеспечивает их бесплатным жильем и питанием, предоставляет великолепный концертный зал для выступлений.

 У бардов есть возможность отблагодарить своим творчеством за гостеприимство, отдохнуть у моря, показать себя и свои новые песни — и отдыхающие не прочь получить бесплатное развлечение, «приобщиться» к теперь уже, к сожалению, многим незнакомому искусству.

Я, может быть, несколько упрощаю ситуацию. Однако во всяком случае, мне кажется, что именно так и происходит. Подобное же мероприятие под патронатом директора ММЦ «Юность» А. Романенко проходит и в Алуште в конце сентября. Вот только составы участников отличаются. Если в Щелкино бардовский состав участников был в основном с Украины, то в Алуште показывают свое мастерство барды из России и Белоруссии.

Хочу ещё отметить, что в Щелкино, к сожалению, в последние годы бардовский фестиваль уже не проводится, однако ему на смену пришли поэтические фестивали – международный «Славянские традиции» (с 2008г. – организатор Ирина Силецкая), и городской фестиваль «Казантип поэтический» (организатор — Валентина Яровая).

В списке остальных крымских городов, проводящих свои бардовские, сравнительно небольшие по составу участников, фестивали, числятся и Феодосия (июль), и Бахчисарай (май), и Судак (конец апреля), и Евпатория (в районе мыса Тарханкут, июль). И в результате вырисовывается достаточно интересная картина: Крым, по сути, является самым бардовско-фестивальным местом, наверное, всего пространства не только России, однако и бывшего Союза независимых государств – а ныне Евразийского Союза.

И если брать количество интересных и талантливых бардов-авторов и исполнителей на душу населения, то и здесь мы, как написал в своей песне Ю. Визбор, «впереди планеты всей!..» Перечислю лишь самых-самых: Константин Фролов из Симферополя, избравший профессиональную стезю актера-барда, Василий Ежов из Феодосии — филолог по образованию, журналист, замечательный поэт и бард, Сергей Яцуненко (родом из г. Джанкой) — самобытный и незабываемый автор, к сожалению, уже ушедший в 2014г., Павел Гребенюк из Симферополя — также журналист по профессии и бард-поэт по призванию (эмигрировавший в Израиль), Владимир Шишкин из Симферополя — исключительно многообразный исполнитель авторской песни и прекрасный организатор, Михаил Нестеров — знаток бардовской песни и великолепный исполнитель, в последнее время пробующий себя в написании авторских мелодий, Елена Свок — поэтесса с прекрасными вокальными данными, получившая образование в музыкальном училище им. Гнесиных в столице России.

Список данный можно было бы продолжить. Однако обо всех написать невозможно. Тем более, что о многих – не менее достойных бардовских авторах, я уже написал ранее в этой же статье. Собственно, побывать и поучаствовать во всех мероприятиях, проводимых в Крыму, также невозможно. Поэтому каждый выбирает то, что ему больше по душе и ближе географически.

Значит ли подобная ситуация, что бардовские творческие силы распыляются «по мелочам»? Пожалуй, нет. Потому как хорошие песни при соответствующем исполнении ещё никому не приносили вреда, а только наоборот. Другое дело, резонен вопрос: почему авторская песня, как впрочем, и другие виды искусства: поэзия, серьезная литература — в этот день не так востребована широким кругом слушателей и читателей, как это было лет 20 тому назад. Однако это уже совсем другая тема, и её надо рассматривать в отдельной статье.

Главное на сегодняшний д

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля