Со дна Черного моря в районе строящегося моста через Керченский пролив подняли советский истребитель времен Великой Отечественной войны. По словам поисковиков, он прекрасно сохранился. В будущем машину разместят на одной из исторических площадок, сообщает издание «РИА Крым».
Как сообщает инфоцентр «Крымский мост», самолет Р 40 Kittyhawk американского производства, поставленный в СССР по ленд-лизу, обнаружили в шести километрах от таманского берега. Нашла машину поисковая экспедиция «Большой десант – 2017». По словам руководителя отряда Александра Елкина, самолет подбили в районе Эльтигена во время ходе Керченско-Эльтигенской операции в 1943 году. Пилот пытался добраться до своего аэродрома в Тамани, тем не менее ему это не удалось.
«Наиболее вероятно, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — сообщил Елкин, отметив, что поисковики не обнаружили спасательного плота. Он добавил, что экспедиция попытается выяснить, кто летал на этом самолете.
Подъём со дна
После того как местоположение Р 40 было установлено, участники «Большого десанта» попросили строителей Крымского моста поднять истребитель со дна пролива.
«Вся наша команда, все до единого откликнулись… Для каждого из нас это дань памяти воинам, какие сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — сообщил капитан плавучего крана Игорь Демьяненко.
Фюзеляж весом более трёх с половиной тонн подняли при помощи спецтехники. По оценкам экспертов, истребитель находится в очень хорошем состоянии: на нем даже сохранились фрагменты краски.
В будущем машину планируют разместить на территории 29-й береговой батареи Керченского укрепленного сектора береговой обороны Черноморского Флота СССР. Пока же самолет будет храниться в Керченской крепости.
Торпедный катер и Ил 2
Это не первая находка военной техники времен Великой Отечественной в районе строительства Крымского моста. Летом прошлого года поисковики обнаружили немецкий торпедный катер S 102.
Согласно архивным документам, катер подорвался на мине и затонул, на нем погибло 12 человек. Его обломки находились на глубине 16 метров, фактическое место гибели судна не совпало с архивными данными. С катера подняли орудие Flak 28, винты и другие детали, представляющие историческую ценность.
Также, со дня Черного моря подняли штурмовик Ил 2 с бортовым номером 4057. Самолет лежал на глубине пяти-шести метров в нескольких километрах от берега.
Штурмовик, который пилотировал Герой Советского Союза Юсуп Акаев, был сбит 8 ноября 1943 года. Экипаж остался жив — Акаева и воздушного стрелка Слепцова спас торпедный катер.
Сенсация в археологии
Находки зоне строительства представляют интерес не только для тех, кто занимается Второй мировой войной, тем не менее и для специалистов по древней истории.
В марте при подводных раскопках у мыса Ак-Бурун археологи обнаружили крупный фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины. Учёные назвали эту находку настоящей сенсацией.
По предварительным данным, эту скульптуру могли изготовить в Малой Азии в V веке до нашей эры. Что представляла собой статуя в целом и какому именно божеству она была посвящена, археологам предстоит ещё выяснить.
«Может, это была статуя божества, либо это был какой-то герой, потому что лицо найденного фрагмента мужественное и волевое. Поэтому археологи сейчас спорят, кто это: бог или герой. И вообще, статуя ли это была. Есть предположение, что это фрагмент корабля. Что случилось с кораблем или со статуей, сказать трудно. Это теперь загадка, которую мы будем разгадывать», — сказала гендиректор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина.
Такие находки — большая редкость в археологии, заявил научный сотрудник отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук Сергей Соловьев.
«Обычно мы имеем дело с мелкой терракотовой пластикой, как известно, нередко имитирующей монументальные оригиналы, сделанные из мрамора или бронзы. Находка головы монументальной терракотовой скульптуры в районе мыса Ак-Бурун при строительстве Крымского моста – настоящая сенсация в изучении памятников античного искусства Северного Причерноморья, и, пожалуй, не будет преувеличением, если сказать для античного искусства в целом», — сказал Соловьев.