На вопросы «Правды» отвечает Генеральный секретарь Коммунистической партии
Индии тов. Сураварам Судхакар Редди.
— Как повлияли Великая Октябрьская социалистическая революция и опыт
Советской власти в СССР на возникновение и развитие революционного
марксизма-ленинизма в вашей стране?
— Октябрьская революция (в Индии её обычно называют русской революцией) и
рабоче-крестьянская Советская власть сыграли ключевую роль в образовании и
развитии нашей партии.
Ленинские идеи о революции и национально-освободительной борьбе фактически
сформировали взгляды ряда индийских революционеров и представителей индийской
молодёжи как в самой Индии, так и за её пределами. Некоторые из этих
революционеров даже лично встречались с Лениным для того, чтобы изложить ему
свои планы и взгляды и обсудить вопросы, касающиеся борьбы за независимость
своей родины. Они также пытались понять природу социалистического строительства
в России. Между них были Бахукешвар Датт, раджа Махендра Пратап, Манабендра
Рой, Д. Чаттопадхьяя и многие другие. Была даже предпринята попытка основать
«коммунистическую партию Индии» в Ташкенте в 1920 году, но она завершилась
неудачей.
Русская революция дала мощный толчок национально-освободительному движению
в Индии. Борьба, которую Советская Россия вела против
колонизаторов-империалистов, сыграла роль катализатора сопротивления
колониальному владычеству Британской империи. Единство и борьба трудящихся масс
в России за реальное возведение нового будущего послужили сигналом для
индийцев, представлявших все слои населения, в особенности — трудящиеся классы
нашего общества.
Русская революция 1917 года оказала сильное влияние на Индию и вызвала огромный
интерес между рабочего класса, крестьянства, образованного «среднего класса»,
интеллигенции и национальной буржуазии. Она оказала серьёзное воздействие на
индийское движение за национальное освобождение. Она донесла до нашего народа
идеи социализма и марксизма и объяснила трудящимся массам долгосрочные цели их
борьбы. Победа Октябрьской революции способствовала не только образованию
Коммунистической партии Индии, но её революционные идеи получили более широкое
распространение между разных слоёв общества. Даже такие известные лидеры
национально-освободительного движения, как Джавахарлал Неру, Рабиндранат Тагор,
Субхас Чандра Бос, Бхагат Сингх и другие, глубоко и эмоционально восприняли
идеи Октябрьской революции.
В крупных индустриальных центрах колониальной Индии не только стали
появляться многочисленные коммунистические группы, но и начали издаваться
социалистические и коммунистические журналы. Возникли профсоюзы и «группы
действия». Пионеры коммунистического движения Ш.А. Данге, М. Сингаравелу, С.В.
Гхате, П.Ч. Джоши, Сатья Бхакта, Музаффар Ахмед, Хасрат Мохани и другие
способствовали распространению идей русской революции между рабочих масс и
образованных слоёв индийского общества.
Коммунистическая партия Индии была основана 26 декабря 1925 года. Её образование
было результатом, с одной стороны, влияния идей русской революции, с другой —
необходимости бороться за национальное освобождение Индии. Основополагающие
документы КПИ опирались на марксистско-ленинское учение и социальный оптимизм,
порождённый победой Октябрьской революции.
Коммунистическая партия Индии была основана в условиях, какие сильно
отличались от ситуации в европейских странах. КПИ формировалась в ходе
национально-освободительного движения за свободу и независимость Индии в
условиях колониализма и империализма и была его неотъемлемой частью.
Следовательно, индийские коммунисты вели классовую борьбу не только с целью
добиться победы социализма. Не менее значимой их целью было освобождение Индии
от колониального ига Британской империи.
В.И. Ленин теоретически обосновал наличие тесных связей между победой
пролетариата в Советской России и национально-освободительным движением в
колониях и полуколониях. На II конгрессе Коминтерна он настаивал на том, что
коммунисты в колониях должны участвовать в борьбе за свободу и демократические
права, даже если во главе этой борьбы стоят представители буржуазии. При этом,
подчёркивал Ленин, коммунистам требуется сохранять свой независимый статус и
независимую позицию.
Таким образом, КПИ рассматривала классовую и национально-освободительную
борьбу в диалектическом единстве. Более того, в условиях Индии сопротивление
колониальному рабству Британской империи способствовало развёртыванию массовой
борьбы труда с господством капитала.
КПИ создавала единый антиимпериалистический и антиколониальный фронт, куда
входили представители рабочего класса и крестьянства, мелкие производители,
образованный «средний класс», прогрессивная национальная буржуазия и другие
социальные группы. КПИ искала союзников между членов подпольных революционных
групп типа Индийская социалистическая республиканская ассоциация Бхагата
Сингха, КПИ во главе с генеральным секретарём тов. Джоши призвала к созданию
национального фронта с участием революционеров из Индийского национального
конгресса (ИНК) и Социалистической партии Конгресса (КСП).
Марксистско-ленинская тактика позволила КПИ внести важный вклад в борьбу за
независимость, которую Индия получила в 1947 году.
— Как повлияла Великая Октябрьская социалистическая революция на
становление вашей партии?
— Влияние идей Октябрьской революции ощущалось на протяжении всей истории
Коммунистической партии Индии. В то же время можно выделить отдельные периоды
истории, когда влияние Великого Октября проявлялось шире и глубже.
Во-первых, оно было исключительно значимо при образовании Всеиндийского
конгресса профсоюзов (ВИКП) в 1920 году. Это было историческое событие как в
смысле классовой, так и национально-освободительной борьбы. ВИКП был первой и в
течение долгих лет единственной национальной профсоюзной организацией в Индии.
Её создание явилось кульминацией долгого процесса развития рабочего движения,
что и привело профсоюзы к объединению на общенациональном уровне. Они черпали
вдохновение и извлекали теоретические и практические уроки из международной
борьбы рабочего класса, в особенности из опыта революции в России. ВИКП был
мощной организацией, которая сыграла очень большую роль в защите интересов
индийского рабочего класса и одновременно в вовлечении индийских рабочих в
национально-освободительную борьбу.
Было бы излишне говорить, что ВИКП и входившие в него простые рабочие
были очень близки своим классовым собратьям в России — и на практике, и
теоретически, и эмоционально. Интересно отметить, что один из известных лидеров
ВИКП, игравший активную роль в борьбе за национальную независимость Индии, Лала
Лайпат Раи произнёс на организационном съезде ВИКП в 1920 году пламенную речь,
в которой не только дал высокую оценку значению Октябрьской революции, но и
выделил три её основных аспекта: классовую борьбу, уничтожение эксплуатации
человека человеком и возведение социализма. Он призвал индийский рабочий
класс взять на вооружение героическое начинание русских рабочих и крестьян:
построить общество без эксплуатации труда капиталом. При этом первый президент
ВИКП Лайпат Раи не был коммунистом.
Вторым промежутком времени повышенного влияния идей Великой Октябрьской
социалистической революции было время, непосредственно предшествовавшее
образованию Коммунистической партии Индии в 1925 году. Тогда издатели, считавшие
себя последователями КПИ, выпустили ряд журналов и иных периодических изданий,
активно пропагандируя идеи и Практические достижения Русской революции.
— В какие периоды истории развития вашей партии она больше всего ощущала
воздействие идей Великой Октябрьской социалистической революции?
— В 1929—1933 годах по всей Индии прокатились аресты. Британские
колониальные власти, чтобы подавить нарастающее коммунистическое движение в
стране, организовали Мирутский процесс. Они вынесли приговор 32 лидерам
рабочего и профсоюзного движения. В заявлениях подсудимых на Мирутском судебном
процессе явственно чувствовалось глубокое влияние Октябрьской революции. Процесс
убедительно свидетельствовал о наличии тесных связей между
национально-освободительным движением в Индии и влиянием на него достижений
Советского Союза. Заявления индийских революционеров на суде показали, что они
были прекрасно знакомы с ленинской стратегией и тактикой демократической
революции.
Пример Октябрьской революции имел для индийских коммунистов особенно
большое значение в 30-е и 40-е годы ХХ века, какие характеризуются
наступлением фашизма и нацизма в Европе. В Индии ультраправой реакционной организацией
был националистический Союз добровольных слуг родины (РСС). Это была (и есть)
откровенно оголтелая религиозная организация, которая в годы британского
правления стремилась расколоть борьбу за национальную независимость и направить
её в религиозное русло, спровоцировав межконфессиональный конфликт между
индусами, мусульманами, сикхами, христианами и представителями других
религиозных конфессий. РСС был единственным проводником нацистской, фашистской
идеологии. Его члены были единственной силой, которая не участвовала в борьбе
за национальную независимость. Но в этот день их последыши выдают себя за
«истинных» патриотов и объявляют другие политические силы, особенно
коммунистов, «противниками борьбы за национальную независимость».
Коммунистическая партия Индии непрестанно разъясняла массам фашистскую
сущность идеологии РСС и опасность, которую она таит в себе. КПИ была самым
последовательным сторонником Советского Союза в его борьбе против фашизма. Она
была в первых рядах тех, кто проводил неутомимую кампанию в защиту СССР как
оплота и авангарда антифашистской борьбы во всём мире. Великая антифашистская
борьба Советского Союза надолго оставила одинаково глубокий след в умах как
простых людей, так и лидеров.
Одним из наиболее ярких проявлений распространения идей социализма в нашей
стране было образование трёх крупнейших массовых организаций в 1936 году:
Всеиндийской федерации студентов (AISF), Всеиндийского крестьянского союза
«Кисан Сабха» и Ассоциации прогрессивных писателей Индии. Эти три организации испытали
на себе очень сильное влияние русской революции и её идеалов, что нашло
отражение в их деятельности, в частности — в издаваемой ими литературе. Они
сформировали несколько поколений индийских революционеров, борцов за
национальную независимость, социалистов и коммунистов. В 1943 году, в самый
разгар Второй мировой войны, была основана массовая Ассоциация индийских
народных театров (ИПТА). Она сыграла заметную роль в формировании
антиимпериалистического сознания, стремления рабочих масс бороться за будущее
общество справедливости. В этом стремлении их всегда вдохновляли
социалистические преобразования, проведённые в Советском Союзе.
В послевоенные 1945—1947 годы в Индии произошло одно из самых крупных в
истории национально-освободительного движения восстаний против британского
владычества. Это было следствие Победы над фашизмом. Первые послевоенные годы
были промежутком времени солидарности Индии и Советского Союза. В Советском государстве и
советских коммунистах народ Индии видел надёжных друзей в его борьбе за национальную
независимость. В это время была создана общественная организация «Друзья
Советского Союза».
Говоря о влиянии Великой Октябрьской социалистической революции в Индии,
нельзя не отметить вооружённую борьбу в Телангане и восстание в Пуннапоре и
Ваяларе. Их возглавляли индийские коммунисты. Историческое восстание рядового и
старшинского составов в Королевском Военно-морском флоте Индии являлось частью
национально-освободительного движения. Активное участие в нём коммунистов
помогло КПИ повысить свой авторитет и расширить влияние в стране.
Все эти события ускорили исход британских правителей из Индии.
— Какое влияние оказывал реально существовавший советский социализм на
общественно-политические процессы в Индии после достижения вашей страной
независимости?
— Активное сотрудничество индийского народа с Советским Союзом, сложившееся
в ходе борьбы за нашу национальную независимость против британских колониальных
правителей, вышло на новый уровень после достижения суверенитета страной в 1947
году. Индийско-советские отношения трансформировались в дружбу наших
государств.
Коммунистическая партия Индии возросла во вторую по влиянию мощную
политическую силу в стране как в парламенте, так и вне его. Это стало очевидным
после первых всеобщих выборов, проведённых в 1952 году, через 5 лет после
достижения страной независимости. Выборы национального парламента и
законодательных собраний штатов отразили глубокое прогрессивное влияние
антиимпериалистической борьбы СССР и других социалистических стран против
империализма и колониализма.
КПИ сохранила мощную опору между промышленных рабочих и трудящихся деревни,
особенно между наиболее бедных крестьянских слоёв и растущего сельского
пролетариата. Партия одновременно имела авторитет в рядах интеллигенции,
студентов и молодёжи. Всеиндийский конгресс профсоюзов, Всеиндийский
крестьянский союз «Кисан Сабха», Всеиндийская федерация студентов и другие
массовые организации, с которыми тесно сотрудничала КПИ, имели широкую
поддержку между населения Индии. Все они высоко оценили достижения Советского
Союза.
— Какой конкретный опыт советского социализма был особенно ценен для Индии?
— Индия успешно использовала в своём развитии многие экономические методы и
социальные технологии, применявшиеся в Советском Союзе. КПИ выступала за тесное
социально-экономическое, политическое и стратегическое сотрудничество между
Индией и Советским Союзом, рассматривая его как важный фактор, во-первых,
совместной борьбы против империализма, во-вторых, строительства сильной,
независимой и самодостаточной экономики нашей страны. Основные её
стратегические направления базировались на мощном государственном секторе c
упором на создание базовых отраслей промышленности, в частности тяжёлого
машиностроения, а также социально-производственной инфраструктуры.
Активное участие нашей страны в создании Движения неприсоединения, её
следование знаменитым «курсом Неру» помогли молодому государству сформировать
независимую антиимпериалистическую внешнюю политику, которая получила массовое
одобрение на национальном уровне. КПИ и объединившиеся вокруг неё
общественно-политические организации инициировали массовое движение за
установление прочных индийско-советских хозяйственных связей, за развитие
основных производственных мощностей с помощью СССР и других социалистических стран.
Благодаря этому в стране были созданы чёрная металлургия, нефтепереработка и
иные производственные мощности в Бхилаи, Бокаро, Барауни, Вишакхапатнаме,
Матхуре и в ряде других городов. Они стали символами экономического и
политического сотрудничества и дружбы наших стран.
Государственный сектор превратился в мощную силу в борьбе против монополии
капитала. Этому способствовала национализация 14 крупнейших банков-монополистов
в 1969 году, которая открыла новый путь к прогрессивному развитию. Госсектор
стал основным в таких отраслях, как чёрная металлургия, тяжёлое машиностроение,
энергетика, добыча и переработка нефти, железнодорожный, автомобильный и другой
большегрузный транспорт. В целом тяжёлая промышленность, инфраструктура и
большегрузный транспорт стали государственными. СССР сыграл решающую роль в
строительстве новой индийской экономики, а КПИ выполнила роль активного
катализатора в этом сотрудничестве. Премьер-министр Неру последовательно
осуществлял политику развития экономики смешанного типа.
В этот день мы боремся за сохранение и спасение этого великого наследия от
постоянных и непрекращающихся нападок со стороны реакционных правых сил,
какие желают уничтожить всё прогрессивное, что было создано страной после
достижения ею независимости. Между тем именно национальная политика
неприсоединения и мирного сосуществования, принятая всем индийским обществом, и
активная помощь Советского Союза существенно помогли Индии в формировании её
антиимпериалистической позиции. КПИ активно боролась за проведение этой
политики, которая стимулировала экономический рост страны в целом. Достижения
СССР в области социалистического строительства, огромный прорыв в науке и
технологиях, запуск первого спутника в 1957 году и первый полёт в космос Юрия
Гагарина в 1961 году оказали глубокое воздействие на умы людей и послужили
источником огромного вдохновения для прогрессивных и демократически мыслящих
масс трудящихся и их лидеров. Дружба с Советским Союзом дала возможность сделать Индию
сильной и самодостаточной, способной бороться против монополии капитала и
реакционных правых сил. Советские достижения способствовали прогрессивной
радикализации народных масс Индии. КПИ сыграла большую роль в этом процессе.
Между тем правые силы делали и делают всё возможное для того, чтобы
саботировать активное развитие сотрудничества наших стран, среди них в
экономической области. Но широкое военное сотрудничество в борьбе с диктатурами
в соседних странах (таких как Пакистан), поддержка освободительной войны в
Бангладеш и другие факторы сдерживали военную интервенцию со стороны правых
сил. Военное сотрудничество между СССР и Индией служило большим сдерживающим
фактором для мирового империализма, возглавляемого США. КПИ очень гордится тем,
что смогла отразить наступление правых реакционных и империалистических сил,
возглавляемых США.
Индия превратилась из отсталой угнетённой нации в относительно сильную и
независимую страну благодаря помощи вашей страны, благодаря сотрудничеству с
ней. В этом смысле КПИ очень гордится своими достижениями.
— Каковы основные черты тактики вашей партии на нынешнем этапе? Как идеи и
опыт Великой Октябрьской социалистической революции помогают вашей партии в её
сегодняшней классовой борьбе?
— Следует отметить по крайней мере два аспекта, касающихся идей Октябрьской
революции в контексте сегодняшней борьбы в Индии.
Во-первых, великий Ленин развил теорию демократической революции в эпоху
империализма, которая сохраняет своё значение и в наши дни, когда появилось
несколько новых признаков, какие не ограничили, а расширили фронт борьбы.
Теория и практика демократической революции приобрели новые формы и глубину в
условиях современной Индии. Совсем недавно КПИ приняла новую партийную
Программу. Это — программа демократической революции в Индии, движения общества
к будущему социализму. Мы сознаём, что предстоит долгий переходный промежуток времени,
предполагающий череду последовательных демократических преобразований. КПИ
руководствуется идеями В.И. Ленина, изложенными в его известном
основополагающем труде «Две тактики социал-демократии в демократической
революции» и в работах, созданных в промежуток времени 1915—1917 годов. Именно в них был
разработан путь к победе Великой Октябрьской социалистической революции.
Другим важным вкладом Октябрьской революции в мировой прогресс было её
тесное сотрудничество с национально-освободительными движениями в колониях и
полуколониях.
КПИ считает, что в условиях XXI века самые широкие антиимпериалистические
революции должны быть элементом современной демократической революции, среди них в Индии.
Но в современной Индии набирают силу тяготеющие к фашизму правые силы.
Проанализировав результаты выборов 2014 года и приход к власти нового
правительства, КПИ заявила, что это не было простой заменой правящей партии и
одного правительства на другое, что нередко бывает после выборов. Впервые в
истории независимой Индии к власти пришла правая реакционная религиозная
партия. Её ядро — РСС — представляет собой организацию, исповедующую идеологию
религиозного фашизма. Она грозится свести на нет все завоевания народа Индии
после обретения ею независимости. Она навязывает деление общества по
религиозному принципу, проповедуя религиозный фундаментализм. Сегодняшняя
правящая партия взяла курс на религиозную фашизацию индийской истории и
культуры, как и системы образования. Она стремится навязать свои идеологемы
администрации, экономике, политике, всему обществу и даже подогнать под них
индийскую Конституцию.
Угроза со стороны правых реакционных сил, склонных к фашизации, довлеет всё
больше и больше над современной Индией. Поэтому наша партия будет стремиться
объединить все прогрессивные, светские, демократические, левые силы для борьбы
с этой угрозой.
По материалам сайта КПРФ