В прошедшие выходные в Иране прошли президентские выборы. Победу одержал действующий президент Хасан Рухани, набравший 57% голосов. Казалось бы, что тут такого, подтвердил свои полномочия лидер Ирана, и ладно. Но стоит присмотреться подробнее к самим выборам. Президент Ирана избирается на 4 года и не может занимать должность более чем два срока подряд. И проходят данные выборы несколько иначе, чем в соседних ближневосточных государствах: вполне по демократическим стандартам, передаёт «Крымская газета».
За пост президента соревнуются кандидаты от разных партий, данные партии представляют разные политические ориентации в рамках исламской политической традиции. Есть консервативные, есть более либерально-реформистские, есть центристы (реальная картина ещё сложнее, но это отдельная большая тема). И конкурентная борьба между ними вполне серьёзная и открытая. Об этом свидетельствуют ход и результаты выборов. Начали борьбу за пост президента шесть кандидатов, потом два сняли свои кандидатуры. Победитель Хасан Рухани, представляющий более умеренную политическую ориентацию, повторюсь, набрал 57%. А его ближайший конкурент от консервативных исламских сил – 38%.
Разумеется, известно, что все претенденты на президентское кресло должны получить одобрение специального органа – Наблюдательного совета, но это публичная открытая процедура, в отличие от теневых элитных договорённостей в странах западной демократии.
А на противоположном берегу Персидского залива есть такое государство, как Саудовская Аравия, где нет никаких выборов, где преступникам до сих пор публично рубят головы, запрещены все религии, кроме государственной (в Иране традиционные религиозные меньшинства – христиане, иудеи, зороастрийцы – пользуются защитой государства).
И как вы думаете, куда с дружественным визитом отправился президент США, государства, которое собаку съело на защите демократических ценностей по всему миру? Разумеется, не поздравить демократически избранного президента Ирана, а договориться с королём Саудовской Аравии о поставках туда вооружений. 110 миллиардов долларов явно стоят дороже защиты ценностей демократии. А об обвинениях саудовских властей в связях с террористами, взорвавшими в Нью-Йорке башни-близнецы, при такой выгодной сделке, разумеется, не стоит вспоминать.
Можно бы порадоваться за американский ВПК, создание рабочих мест для простых американцев и рост прибылей у непростых. Но дело в том, что данные договорённости о поставках вооружений идут на фоне активного обсуждения планов по созданию «арабского НАТО» – военно-политического альянса под эгидой США, направленного против Сирии и Ирана. Причём центром этого объединения станет именно Саудовская Аравия, которую, видимо, скоро объявят главным защитником демократии на Ближнем Востоке.