Смотреть
телевизор – последнее дело. Но – привычка занять чем-то взгляд, полистать
программы – и попал я на очередную серию поделки про Орлову и Александрова.
Гаденькая такая поделка, заказанная
буржуями к столетию Революции – чтобы наёмные лицедеи изображали
страсти-мордасти и ужасти Советской власти, отвлекая почтеннейшую публику, у
которой тем временем буржуи кошельки чистят.
И вот на экране, воздев очи горе, в
традициях провинциального театра XIXвека «диким зверем завывает широкоплечий трагик». Изображающий
Александрова актёр с надрывом читает антисталинские стиши Мандельштама.
Мне почему-то сразу другие стихи
вспомнились – Дениса Давыдова, гусара, поэта, человека отважного, очень не
любящего трусость и фальшь:
«…Открылся занавес: неистовый герой
Завоет на стихах и в бешенстве жеманном
Дрожащую княжну дрожащею рукой
Ударит невпопад кинжалом деревянным;
Иль, небу и земле отмщением грозя,
Пронзает грудь свою и, выпуча глаза,
Весь в клюквенном соку, кобенясь, «умирает»...
И ужинать домой с княжною уезжает».
Именно так, наигранно, трусливо и
фальшиво выглядела эта сцена чтения лицемерного пасквиля небесам.
Почему лицемерного? Да вот почему:
Стихи Мандельштама о Сталине
Мы живем, под
собою не чуя страны,
Наши речи за
десять шагов не слышны,
А где хватит
на полразговорца,
Там припомнят
кремлёвского горца.
Его толстые
пальцы, как черви, жирны,
А слова, как
пудовые гири, верны,
Тараканьи
смеются усища,
И сияют его
голенища.
А вокруг него
сброд тонкошеих вождей,
Он играет
услугами полулюдей.
Кто свистит,
кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь
бабачит и тычет,
Как подкову,
кует за указом указ:
Кому в пах,
кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь
у него — то малина
И широкая
грудь осетина.
* * *
Глазами
Сталина раздвинута гора
И вдаль
прищурилась равнина.
Как море без
морщин, как завтра из вчера —
До солнца
борозды от плуга-исполина.
Он улыбается
улыбкою жнеца
Рукопожатий в
разговоре,
Который
начался и длится без конца
На
шестиклятвенном просторе.
И каждое
гумно и каждая копна
Сильна,
убориста, умна — добро живое —
Чудо
народное! Да будет жизнь крупна.
Ворочается
счастье стержневое.
И шестикратно
я в сознаньи берегу,
Свидетель
медленный труда, борьбы и жатвы,
Его огромный
путь — через тайгу
И ленинский
октябрь — до выполненной клятвы.
Уходят вдаль
людских голов бугры:
Я уменьшаюсь
там, меня уж не заметят,
но в книгах
ласковых и в играх детворы
Воскресну я
сказать, что солнце светит.
Правдивей
правды нет, чем искренность бойца:
Для чести и
любви, для доблести и стали
Есть имя
славное для сжатых губ чтеца —
Его мы
слышали, и мы его застали.
И когда же врал «великий поэт»? Одна и
та же рука писала и первое, и второе стихотворения.
Был бы я министром образования –
приказал бы в учебниках только так и печатать мандельштамовские стиши: рядом и
в две колонки - оценивайте, детишки, поэтика.
А был бы режиссёром – снял бы эту сцену
намного интереснее и органичнее. В духе
«Весёлых ребят» и «Волги-Волги». Чтобы изображающий Александрова и изображающая
Орлову спели бы эти стиши дуэтом.
Причем один (одна) поёт строчку из одной
колонки – а другой (другая) поёт строчку из другой. И так – по строчке,
дополняя друг друга. А потом сливаются в экстазе и поют одновременно.
Дарю идею, режиссёры! Представляете, как
реализовал бы её настоящий Александров? Наверняка был бы новый шедевр и новая
классика, а не унылое вымазывание грязью чужих талантов.
Творите, выдумывайте и пробуйте,
строители нового, капиталистического искусства.
По материалам сайта КПРФ