Севастополь – город с богатой историей. Здесь ей пронизано все. Наверное, нигде больше нет такого обилия мемориалов и памятников, напоминающих о славных и трагических страницах из прошлого. Вместе с тем память о нем избирательна. Основной акцент делается на периоды первой и второй оборон, освобождения города в мае 1944 года, сообщает издание «Крымское Эхо».
С недавних пор в перечень знаковых эпизодов в истории города добавились события февраля-марта 2014 года, какие часто называют не иначе как «третьей обороной». Другие страницы в истории города по-прежнему остаются малоизученными. В особенности это касается дореволюционного времени, а также периода 1920-1930-х годов. Разумеется, нельзя утверждать, что этим временным промежуткам исследователи совершенно не уделяют внимание. Но количество публикаций по данной тематике сравнительно невелико. Целый ряд аспектов до сих пор не изучен.
В этой связи трудно переоценить значимость и исключительную важность работы, которую проделал известный севастопольский историк Вадим Николаевич Прокопенков (на фото) . В течение нескольких лет он подготовил и выпустил серию уникальных книг-фотоальбомов, в которых представлены обширные материалы из семейных коллекций жителей города и архивов профессиональных фотографов.
Особенную известность получили альбомы, выпущенные к 90 и 95-летию Крымской эвакуации в ноябре 1920 года, также именуемой Русским Исходом. Также, Вадим Николаевич активно занимается общественной и просветительской деятельностью, делая достоянием гласности факты из истории Крыма и Севастополя, какие незаслуженно обходят вниманием. В беседе с корреспондентом «Крымского Эха» историк сказал об актуальных проблемах, связанных с изучением прошлого полуострова и города, а также о готовящихся новых исследованиях.
— Чем вызван ваш интерес именно к довоенному и особенно дореволюционному периоду истории Крыма и Севастополя?
— Многочисленные книги, словари, энциклопедии (изданные в советское время и в 1990-х годах XX века), рассказывающие об истории Севастополя, имеют одну особенность: в них на практике не отражены страницы мирной жизни города. Основной акцент сделан на забастовках и волнениях 1905-1907 годов, и, разумеется, событиях 1917 года, Крымской и Великой Отечественной войнах. Остальные полтора века жизни Севастополя охвачены фрагментарно.
Наш город интересен тем, что по своей гражданской юрисдикции, церковной жизни он замыкался на Таврическую губернию: часть Северной стороны территориально принадлежала Симферопольскому уезду, а Байдарская долина входила в состав Ялтинского уезда. При этом история Байдарской, Бельбекской и Арнаутской долин насыщена многообразными событиями жизни греческого, армянского, крымско-татарского населения. Радует, что эти сведения в этот день нам доступны — данные сохранились в Государственном архиве Республики Крым.
А вот жизнь Черноморского флота координировалась из Санкт-Петербурга. И могу ответственно заявить, что история Черноморского флота в Севастополе изучена недостаточно. Яркий тому пример – почти ничего не известно о таких учреждениях, как Благородное собрание, Севастопольское Морское собрание, другие организации флота, какие формировали жизнь и деятельность не только военнослужащих, но и гражданских лиц.
— Используете ли вы в своей работе материалы центральных российских и зарубежных архивов?
— В течение многих лет мы сотрудничаем с Российским государственным архивом Черноморского флота России, Российским государственным историческим архивом, Российским государственным Военно-историческим архивом. Особо ценным для нас стало сотрудничество с Российским государственным архивом древних актов, откуда мы получаем редчайшие документы, связанные с историко-духовным наследием Севастополя. Из этих учреждений нам удается получать фотоизображения и документы, по-новому раскрывающие неизвестные страницы истории города.
Сейчас мы плотно занимаемся вопросами празднования 50-летнего юбилея обороны Севастополя, который проводился в 1905 году. К нам поступает множество материалов, связанных с историей Дома Романовых и их вкладом в развитие Крыма.
Что касается зарубежных архивов, то мы имеем возможность получать электронные документы через интернет-ресурсы. Вместе с тем есть и другие интересные контакты, например, в результате сотрудничества с дирекцией музеев Ватикана мы получили уникальные электронные копии документов и изображений, связанных с наследием священномученика Климента Римского.
— Какие исследовательские и издательские проекты планируете реализовать в ближайшее время?
— Мы завершаем многолетнюю работу по созданию альбома о Свято-Климентовском мужском монастыре в Инкермане, готовимся к работе по истории Свято-Георгиевского мужского монастыря на мысе Фиолент. Большое количество материалов собрано о православных храмах Севастополя, сформирован значительный комплекс документов по истории флота.
Ко Дню города (14 июня) запланирована презентация нового альбома «Приморский бульвар», в котором представлены открытки и фотографии периода 1890-1980-х годов, а также современные изображения Севастополя с видами любимого места отдыха горожан и гостей города. Особое место в издании занимает раздел «Хроники Приморского бульвара», который представляет важный срез общественной и частной жизни Севастополя конца XIX — начала XX века.
Также мы готовимся к объемному многотомному изданию по истории Крымской войны, в котором будут представлены редчайшие изображения и документы периода обороны Севастополя 1854-1855 годов.
В то же время мы понимаем, что назрела необходимость проведения комплексных исследований по истории обороны и освобождения Севастополя в 1942-1944 годах с последующим изданием альбомов, какие бы затронули не только умы, но и сердца читателей. Такой ответственный труд в наших планах есть, а дальше – как Господь управит.
Не могу не сказать ещё об одном удивительно светлом проекте – «Севастополь. Счастливое детство». Нами собран очень трогательный фотоматериал ХХ века – читатель не только увидит, как выглядели севастопольские детишки в дореволюционный промежуток времени, но и сможет с ностальгией окунуться в недавнее советское детство. Без улыбки на эти фото смотреть невозможно, мы очень надеемся, что получится подготовить это издание.
— Планируете ли вы затронуть в своих новых исследованиях промежуток времени новейшей истории, в частности, события 2014 года, связанные с воссоединением Севастополя и Крыма с Россией?
— Мы размышляем о таком издании (у нас есть небольшой фоторяд, отражающий эти важные события), но будет неправильно применять к нему формат фотоотчета, здесь требуется нечто большее. Эта мысль зреет в нашем уме и сердце (?). Думается, требуется объединять усилия многих участников Крымской весны, чтобы проект «зазвучал» на должном уровне.
— Помимо истории и краеведения вы также являетесь практикующим специалистом в области земельных и имущественных отношений. Насколько вам удается совмещать эти две столь непохожие сферы?
— Мне очень нравится одно выражение: «Земля – это книга, в которую записывается история человечества». История земельных отношений – это сложный, но очень благодарный пласт работы, позволяющий ответить на многие вопросы тех или иных тенденций и приоритетов развития города.
В этот день земельные отношения – сверхострая тема, касающаяся на практике каждого из нас. И в этом году мы планируем завершить книгу «Правовые режимы земель Севастополя», понимая, что она оченьнужна и горожанам, и представителям власти. Некоторые темы земельной проблематики Севастопольского региона – ключ к пониманию современных процессов.
— Обращаясь к дореволюционному периоду в истории Крыма и Севастополя, что, на ваш взгляд, было бы полезно заимствовать оттуда для современного и качественного развития города?
Считаю, что этот вопрос требует отдельного объемного раскрытия. Безусловно, Севастополем в то время руководили люди, какие любили и понимали этот город. Поэтому практика их решений, выраженная в различных документах, должна быть одним из основных источников формирования политических и экономических решений новых управленцев. А знать историю города для всех ветвей власти – одна из приоритетных задач.
— в этот день часто приходится слышать, что молодому поколению совершенно неинтересна история. Это подтверждается, в том числе, и данными уличных соцопросов. Когда большинство респондентов показывает незнание даже таких ключевых дат как, например, дата нападения Германии на Советский Союз или год окончания Второй мировой войны…не говоря уже про предшествующий промежуток времени. Что, на ваш взгляд, следует сделать, чтобы исправить эту тенденцию?
— Я думаю, что это не совсем так: история им все же интересна. Делаю этот вывод потому, что сам вижу реакцию многих молодых людей на темы, какие подаются глубоко, по-честному, а не повторяют «штамповки» советской историографии. Понятно, что интернет, к сожалению, занимает слишком большую часть жизни и времени подрастающего поколения, а значит – пришло время многое менять в системе образования. Параллельно должно совершенствоваться и музейное дело, а проводимые занятия из области «фейковых» мероприятий следует переводить в плоскость интересных и содержательных практических программ.