Симферопольский художественный музей подготовил увлекательную выставку, посвящённую развитию жанра крымских морских пейзажей, начиная от великого гения Ивана Айвазовского и заканчивая работами современных мастеров, какие перенимали мастерство у учеников непревзойденного живописца. Открытие экспозиция приурочено к 200-летию со дня рождения Айвазовского, передаёт «Крымская газета».
Вниманию зрителей представлено более 40 полотен, какие размещены в трёх залах в хронологическом порядке, чтобы посетители смогли увидеть, в каком многообразии художникам является изменчивая красота моря. Все экспонируемые картины из фондов Симферопольского художественного музея.
Подлинные «жемчужины» выставки три небольших полотна Ивана Айвазовского, какие, тем не менее, можно назвать квинтэссенцией его творчества. Изумительная картина «Лунная ночь» 1850 года с неизменной волшебной лунной дорожкой, которая заполняет всё тёплым приглушённым светом, преображающим преображает пространство бухты. Таинственность в этой картине имеет ключевое значение – спешит в открытое море, расправляя парус, маленькое судёнышко, другие же корабли в ночное время только входят в акваторию спящего города. Сверкающая лунная дорожка становится своеобразной границей между стремительным движением и покоем.
Не менее интересна работа мастера «Судакский вид», которая также выполнена в лучших романтических традициях, напоминая картины мирной жизни константинопольцев, сделанных Айвазовским в Турции. В самом произведении царит полная идиллия: спокойная бухта, ставшая надёжным пристанищем для кораблей от бурь и невзгод, скромный и тихий городок в обрамлении голых скал и, как контраст, дышащая во всех свои «зелёные легкие» необыкновенная крымская природа.
Не стоит обходить вниманием и «Морской пейзаж» 1872 года, в нём без труда угадываются виды открывающиеся с побережья Гурзуфа – одного из любимейших мест Айвазовского. Ветер усиливается и волны наливаются силой и уже появились белые гребни, а значит кораблю, что уже вступил в схватку со стихией и убрал паруса, чтобы его не вынесло на берег, придётся непросто в этом противостоянии. Драматизм усиливают и скалы Адалары, выступающие из глубин, и суровый Аю-Даг.
Огромной заслугой Ивана Айвазовского стало создание художественной школы, которая выпустила целую плеяду талантливых крымских мастеров, ставших продолжателями творчества своего учителя. В этом смысле стоит отметить творчество Эммануила Магдесяна, 160-летний юбилей которого также отметили на полуострове в апреле этого года. Его марины совершенно отличаются от работ своего покровителя, в них нет эффектного неистовства и губительной стихии, как у Айвазовского, его море неспокойно, тем не менее полно глубокой философской задумчивости, видимо оттого, что художник предпочитал писать осенние и зимние морские виды. Если произведения его наставника подчас напоминают театрализованные постановки, то картины Эммануила Магдесяна полны особого сладкозвучия, ведь живописец дружил с композитором Александром Спендиаровым, и вдохновляясь музыкой, переносил её на свои полотна.
Особый интерес вызывает картина Николая Барсамова, который долгое время был руководителем художественной галереи Айвазовского. В этом небольшом произведении запечатлён вид Феодосии в 1944 году, поэтому работу можно отнести не к марине, а к историческому пейзажу. Город лежит в руинах, береговая линия ощетинилась дзотами, вокруг мрачные холмы и вокруг не мелькнёт ни огонька. Словно оправляясь от пережитого ужаса войны море находится в оцепенении, неподвижно замерев на подступах к городу. В нём покоятся остовы взорвавшегося полузатопленного судна, а вся атмосфера пропитана тревожным ожиданием.
На фоне этой картины особенно необычно воспринимаются полотна современных крымских мастеров, в которых чувствуются и лучшие реалистические традиции, и яркие черты импрессионизма, что демонстрирует не только многообразие способов художественного выражения, тем не менее и то, что морские просторы, по-прежнему, вызывают у человека неподдельное восхищение.