Певец моря, гений морской стихии, звезда первой величины. Ивана Константиновича Айвазовского (при рождении Ованес Айвазян) по праву называют выдающимся маринистом всех времен — первоочередное место в его творческом наследии занимает изображение моря. Произведения великого художника заняли почетное место не только в русской и армянской живописи, однако и в сокровищнице мирового искусства, сообщает издание «РИА Крым».
За всю свою жизнь Айвазовский написал более шести тыс. картин и устроил более сотни персональных выставок по всему миру. 29 июля исполняется 200 лет со дня его рождения. РИА Новости (Крым) собрал самые интересные и малоизвестные факты из жизни выдающегося крымчанина.
Два таланта: не только художник, однако и музыкант
Айвазовский родился и вырос в Феодосии и с детства любил смотреть на море. Он подолгу наблюдал за этой стихией, а увиденное переносил на холсты. И хоть рисование было любимым занятием художника, талантлив он был и в другом. Ещё одним увлечением известного крымчанина стала музыка – ещё будучи ребенком он прекрасно играл на скрипке. Во время домашних приемов в кругу близких друзей Айвазовский часто радовал своей игрой гостей. На одном из таких концертов в числе гостей был русский композитор Михаил Глинка. Ему настолько понравились мотивы, какие наигрывал юный талант, что он включил один из них в свою оперу «Руслан и Людмила».
По памяти, а не с натуры: как Айвазовский писал марины
«Живописец, только копирующий природу, становиться её рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их…» – так написал Айвазовский в «Автобиографии».
Он имел абсолютный слух и абсолютную память. Уехав в юности на учебу и будучи далеко от моря, художник писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния морской стихии. Уже в преклонном возрасте Айвазовский вернулся в родной Крым, где продолжал писать морские пейзажи. Опять же по памяти. Окна мастерской мариниста смотрели в сторону двора, поэтому моря с них видно не было. Он утверждал, что сюжеты для картин складываются у него в голове.
Нерадивый ученик: на Айвазовского пожаловались Николаю I
В 1833 году Айвазовский приехал в Петербург для обучения в Императорской академии искусств. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьева. Уже спустя два года за работы «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» талантливый юноша получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру.
Учась у него, Айвазовский, несмотря на запрет работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи. Также, вопреки желанию учителя он представил пять картин на осенней выставке Академии художеств. Хоть работы и получили благожелательные отзывы критиков, своеволия молодому художнику не простили. Таннер пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику — Николаю I. По распоряжению императора все картины крымчанина были сняты с выставки. Простили его лишь спустя полгода, после чего определили в класс батальной живописи к профессору Александру Зауервейду.
Раньше всех: Академии искусств окончил экстерном
В сентябре 1837 года Айвазовского наградили Большой золотой медалью за картину «Штиль». Его талант тогда отмечали все – от учеников до именитых заслуженных мастеров. И ввиду особых успехов в обучении было принято необычное для академии решение — выпустить 20-летнего Айвазовского на два года раньше. На данные два года его отправили в Крым для самостоятельной работы. Затем его ждала шестилетняя командировка за границу.
Первый в Лувре: как Айвазовский покорил Париж
Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины экспонировались в Лувре: в 1843 году в честь 50-летия открытия парижского музея проходила большая выставка, где и были представлены работы крымчанина.
Айвазовский понимал, что на нем лежит высокая ответственность — представлять в центре европейской цивилизации искусство своей Родины. Поэтому к выбору картин он подошел крайне серьезно. Наряду с работами «Море в тихую погоду» и «Ночь на берегу Неаполитанского залива» художник выставил картину, отражающую всю красоту, мощь и величие русского моря — «Буря у берегов Абхазии». Все три марины вызвали небывалый ажиотаж у представителей светской элиты: перед ними собирались тысячи людей, и все отмечали небывалый талант Айвазовского.
Суп «чёрное море» и шампанское «От штиля к урагану»
Маринист не особенно любил светские мероприятия, однако всегда был гостеприимным хозяином. И когда он устраивал у себя приемы, то часто угощал гостей блюдами, названными в честь своих картин. Так, им подавались соус «Азовское море», суп «чёрное море», шампанское «От штиля к урагану».
К слову, к шампанскому Айвазовский питал особенную слабость. Подавая его гостям, он снимал с бутылок заводские этикетки и рисовал вместо них новые. При этом чаще всего маринист изображал именно морскую стихию.
Продолжил род, усыновив внука
От первого брака у Ивана Айвазовского было четыре дочери, а те, в свою очередь, подарили художнику десять внуков. Своих детей и внуков он очень любил, принимал участие в их воспитании и занимался их образованием, но не мог оставить мысль, что официальных наследников-мужчин у него нет и продолжить род Айвазовских некому.
Поэтому уже перед смертью маринист обратился к императору Николаю II с просьбой об усыновлении внука – сына старшей дочери Александра Лантри.
«Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода», — написал в прошении Айвазовский. Государь пошел ему навстречу, но сам Айвазовский этого ответа уже не дождался.
«Маленький человек поднял Хаос в Ватикане»
между ценителей творчества великого крымчанина были многие известные личности, среди них Папа Римский Григорий XVI. Так, однажды он увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера, и буквально влюбился в неё. Понтифику настолько понравилась работа Айвазовского, что он пожелал купить её. Но художник проникся благоволением папы и преподнес ему свою работу в подарок.
Щедрый жест оценили в Европе, и имя Айвазовского погремело на весь мир. Тогда Николай Гоголь шутливо сказал Айвазовскому: «Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим, и сразу поднял Хаос в Ватикане».
Второе рождение: считался погибшим в кораблекрушении
Во время одного из заграничных путешествий Айвазовский чуть не погиб. В 1842 году в Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в жестокую бурю и едва не затонул. В парижских газетах на следующее же утро появились сообщения о гибели мариниста. Но все закончилось благополучно. Уже осенью 1944 года он вернулся в Россию.
«Отец Феодосии»: дал городу воду и железную дорогу
Айвазовского нередко называли «отцом Феодосии», потому, что он активно занимался её благоустройством и способствовал процветанию родного города. Так, художник открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, превратив её в один из центров живописной культуры на юге России.
Маринист интересовался также археологией и занимался вопросами охраны крымских памятников, руководил раскопками более чем 90 курганов. На свои средства и по собственному проекту он возвёл на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей, которое просуществовало до 1941 года.
Также, Айвазовский стал инициатором обустройства библиотеки, строительства городского концертного зала и ряда инфраструктурных объектов.
Тогда жители городских окраин испытывали острый дефицит воды, и, зная об этом, художник в 1887 году передал городу из своего имения Субаш «в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды». Источник находился в 25 верстах от Феодосии, и за счёт художника были осуществлены работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. Пользование водопроводом было платным, но в парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
Айвазовский также внёс огромный вклад в возведение железной дороги в Феодосии, активно лоббируя в высоких кабинетах вопрос включения города в железнодорожную сеть страны. Дорогу тянули от станции «Джанкой» — по берегу моря, по искусственной насыпи у среза воды, фактически под окнами усадьбы Айвазовского. Джанкойско-Феодосийскую линию железной дороги торжественно открыли в 1892 году.
Иван Айвазовский творил до последнего дня. Будучи в солидном возрасте и занимаясь государственными делами, он всегда находил время для любимого занятия. Вот и утром 19 апреля (2 мая) 1900 года Айвазовский привычно устроился перед чистым мольбертом в своей феодосийской мастерской. Для сюжета этой картины маринист выбрал исторический факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. К концу дня работа на практике была завершена. Этой же в ночное время, во сне, великого мариниста не стало. А картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в доме художника, который позже стал галереей.