Горизбирком посчитал нужным дать разъяснения относительно применения нормы «муниципального фильтра» на выборах в Севастополе, сообщает издание «Севастопольская газета».
— Абсолютно разные участники избирательного процесса, среди них и кандидаты в губернаторы, обращаются к нам по поводу прохождения муниципального фильтра. Вероятно, многие не понимают процедуры, поэтому мы решили разъяснить дополнительно, — разъяснила руководитель пресс-центра Севастопольской городской избирательной комиссии Екатерина Мазурина разосланный в СМИ комментарий.
В частности, разъяснения потребовал факт сбора подписей «фаворитом» предвыборной гонки на пост губернатора, нынешним врио губернатора Севастополя Дмитрием Овсянниковым.
Информация о том, сколько именно подписей собрал данный выдвиженец от партии «Единая Россия», неизвестна. Но в его финансовом отчете о движении денежных средств по избирательному счету строка на «сбор подписей» составила 143 тысячи 850 рублей.
Для сравнения, Илья Журавлев потратил на сбор подписей 19 тысяч рублей, Роман Кияшко — 25 тысяч 900 рублей.
Заверить подпись у нотариуса (а этого требует закон) в Севастополе стоит в пределах 1300-1500 рублей.
12, 13 или больше?
Тут не лишним будет упомянуть, что, постановлением севастопольского горизбиркома (от 26.05.2017 №154/768-1) ограничено максимальное количество подписей депутатов внутригородских муниципальных округов в поддержку одного кандидата — не более 13 подписей.
Предполагается, что кандидат на должность губернатора Севастополя должен собрать в свою поддержку не менее 12 подписей депутатов и это количество может быть превышено «исключительно для целей предоставления соответствующих листов поддержки в избирком» не более чем на одну подпись.
То есть, горизбирком пояснил, что парламентарии свободны в своих предпочтениях — поддержке кандидата или отказе в оной. Ограничение, обусловленное упомянутым выше постановлением горизбиркома, не может означать ограничение прав депутатов на «свободное проявление своей воли в отношении кандидатов на должность губернатора».
Другими словами, лишние подписи не нужны для предоставления комиссии, однако они как бы являются доказательством свободной воли депутатов, какие просто не смогли не подписать.
Парламентарии подписывают — народ не доверяет
но, именно это обстоятельство явилось непреодолимым препятствием для прохождения муниципального фильтра другими кандидатами. Законом прописано, что свою подпись депутат-муниципальщик может отдать только за одного кандидата в губернаторы. И если подпись заверена нотариально, даже если она не используется для регистрации кандидата, она уже официально использована.
Об этом несколько листов написала пресс-служба горизбиркома, и смысл их разъяснения в следующем: никакого нарушения избирательного права в подобных действиях нет, массовой поддержкой одного кандидата парламентарии-муниципальщики лишь выразили свой отказ другим. Такая форма отказа, по мнению горизбиркома, по конституционно-правовому смыслу процедуры поддержки выдвижения кандидата является опосредованным выражением недоверия другим кандидатам со стороны населения.
Не довольны — идите в суд
При этом севастопольские законы о выборах (или их отдельные нормы), которыми так недовольны некоторые кандидаты, особенно те, кто не прошёл муниципальный фильтр, могут быть оспорены в суде.
Заинтересованное лицо, если следовать рекомендациям горизбиркома, может обратиться в Конституционный суд Российской Федерации.
В Севастополе кандидаты, у которых не осталось шанса пройти муниципальный фильтр, пока что в качестве протеста против законов Севастополя лишь подали документы в горизбирком вовсе без подписей депутатов-муниципальщиков или с недостаточным их количеством. После чего, естественно, зарегистрированными кандидатами стать не смогли.