Двенадцатого августа Россия празднует День физкультурника. К празднику активных сторонников здорового и спортивного образа жизни корреспонденты РИА Новости (Крым) пообщались со священником-пауэрлифтером из Евпатории, который сделал спорт частью своей миссионерской работы, пишет издание «РИА Крым».
Сила веры
Клирик Свято-Николаевского собора Евпатории иерей Дмитрий Чкана за последние два года завоевал немало наград на престижных соревнованиях по пауэрлифтингу, защитил звание мастера спорта, а теперь готовится выполнить норматив мастера спорта международного класса.
Удивительно, однако Чкана не планировал становиться ни профессиональным спортсменом, ни священником. Хотя в школе успешно выступал в силовых видах спорта, потому что «нравилось тяжести поднимать». «Тем более что это удавалось неплохо», — с христианской скромностью признается отец Дмитрий.
«Тяжести» нисколько не мешали становлению юноши как музыканта. Окончив музыкальную школу по классу баяна и тромбона, Дмитрий твердо решил поступать в музыкальное училище, с программой которого уже подробно ознакомился в годы обучения. Полный уверенности в своем твердом намерении, парень отправился в музыкальный магазин купить хороший инструмент — тромбон, на котором уже как студент музучилища продолжил бы оттачивать исполнительское мастерство. Однако — вот уж, воистину, пути Господни неисповедимы — магазин оказался закрыт. То ли учет, то ли переезд — теперь, впрочем, не так важно. Важно другое: именно данный факт заставил Дмитрия пересмотреть свои, казалось бы, незыблемые планы.
А потом в жизни был момент, когда знакомая, хвалясь выносливостью, сказала невзначай: мол, службу отстояла в храме, три часа, а ты не выстоишь. И он из принципа пошел в храм — впервые в жизни! — и выстоял богослужение. Все три с лишним часа.
«Отстоял честно и понял, что находиться в церкви — это также определенный труд, и в душе моей зародилось до тех пор неведомое, — вспоминает он. — Я понял, что к пустому источнику люди не ходят. Что-то они здесь получают — значит, в храме совершается нечто серьезное».
Позже в один момент сделал для себя «очень простой, однако сильный вывод»: если человеку хочется быть счастливым, то для этого обязательно нужно сделать счастливым кого-то. Это откровение предопределило решение поступать в Таврическую духовную семинарию.
«Когда я это понял, меня осенило: самые счастливые люди — врачи и священники, то есть те, кто может делать счастливыми других людей, становиться соучастником счастья, помогая им одолевать явные несчастья», — говорит отец Дмитрий.
В семинарии он продолжил занятия физической культурой (для семинаристов были предусмотрены не только спортивная комната, однако и предмет — физкультура). Но вскоре после принятия священнического сана прекратил.
«Подумал: некогда, слишком много теперь других обязанностей, — признается батюшка. – однако к занятиям физической культурой и спортом вынужден был вернуться: прихожане все чаще жаловались, что своих детей не могут оторвать от компьютера или отвадить от бесцельных гуляний по улицам дотемна. Тогда я сказал: «Пусть ваши дети походят со мной в тренажерный зал».
И получилось, как в известной пословице: не быть бы счастью, да несчастье помогло.
Вчерашние сорванцы стали для священника-пауэрлифтера полноценными духовными чадами.
»Я для себя выявил два важных аспекта занятий спортом: поддержка здорового образа жизни и тренерская работа с ребятами, которых увожу от телевизоров и компьютеров, с Божией помощью удерживаю от пагубного влияния субкультур, деструктивных организаций, предотвращая попадание детей в различные духовные капканы. Гораций когда-то говорил: выбирай — или будешь бегать здоровым, или, когда станешь больным, придется бегать по врачам. Я выбрал первое", — говорит иерей.
«Пустяковый» спорт
Справедливости ради отметим, что православным священникам нужно недюжинное здоровье: ежедневная литургия длится до трёх часов, на исповеди — очереди немалые, плюс молебны, чтения акафистов, таинство Крещения, венчания, отпевания… Очевидное «откровение» пришло на ум, когда отец Дмитрий во время воскресного богослужения сначала часа полтора принимал исповедь, затем участвовал в молебне, а по завершении литургии окрестил одного за другим пятерых человек, а затем ещё повенчал три пары. И все это — в условиях анормальной жары, нещадно обжигающей Крым этим летом.
«Священство, если себя полностью этому отдаешь, требует, конечно же, немалых физических усилий, воспитывает выдержку. Считаю, что человек, занимавшийся любым видом спорта на серьезном уровне, который привык к дисциплине и контролю, более собран во всем. Крайне важна дисциплина и в духовной жизни», — уверен батюшка.
Его увлечение спортом разделяют и некоторые коллеги. Шутят: мол, даже грешно не поддерживать себя в хорошей физической форме. К последним, пожалуй, можно твёрдо причислить и самого отца Дмитрия. С одной лишь оговоркой: за него об этом буквально кричат стремительные достижения в спорте – и как активно выступающего на соревнованиях пауэрлифтера, и как тренера.
«Лучше всего у меня получается жим штанги лежа», — говорит отец Дмитрий, чей персональный рекорд на открытом турнире «Кубок Таврики» составил 180 кг в категории с прохождением допинг-контроля.
«Земная жизнь человека не так уж длинна, потому отведенное Господом время нужно применять с максимальной отдачей, прежде всего в служении Богу и близким. А близкий для каждого верующего — тот, кто в твоей помощи нуждается именно здесь и сейчас», — утверждает священник, который, стати, норматив мастера спорта выполнил во время Великого поста — самого строгого в плане ограничений, в том числе гастрономических.
Как известно, в промежуток времени Великой Четыредесятницы, предваряющей Пасху, предполагается отказ христиан от мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов — в общем, еды с содержанием животного белка. Притом что белок, как известно, очень важен для спортсменов, особенно пауэрлифтеров. Из-за соблюдения поста тогда ещё будущему мастеру спорта пришлось снизить вес, который поначалу собирался взять. К счастью, для получения заветного звания хватило и 162 кг.
«Духовное значение поста и подготовка спортсмена, безусловно, связаны. Хотя я и нахожусь в неравном положении с коллегами, какие совсем не постятся», — признает священник.
По словам отца Дмитрия, занятия в тренажерке приносят пользу не только ему самому. Узнав, что в зале служитель Православной Церкви, спортсмены нет-нет, да и спросят: как правильно исповедаться, в какие часы открыт храм, какой завтра христианский праздник.
«Когда человек приходит в церковь, он видит священника в облачении, и, скорее всего, ощущает некий психологический барьер: вот батюшка, однако он где-то далеко, к нему сложно обратиться на бытовом уровне. А вот когда общение с тем же священником происходит вне храма, пусть в тренажерном зале, вопросы задавать намного легче. И данный духовный аспект, на мой взгляд, немаловажен», — убежден отец Дмитрий.
Мало кто знает, однако высказывание «В здоровом теле — здоровый дух» вырвано из текста, который изначально имел совершенно другой смысл. Фраза, взятая из Х сатиры римского поэта Ювенала, целиком звучит так:
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью…
Интересно, однако о спортивных победах отец Дмитрий никогда Бога не просил.
«Между прихожан немало людей с серьезными проблемами: кому-то предстоит операция, и вероятность выжить после неё — пятьдесят на пятьдесят, у кого-то семья распалась — также живая рана, — отмечает священник. — С просьбами помочь в разрешении ключевых жизненных проблем мы, разумеется, к Богу стараемся обращаться как можно чаще. Однако ни в коем случае не стоит молить Творца поспособствовать «поднятию максимального веса на спортивном турнире». По сравнению с космосом это пустяк, и он не имеет никакого отношения к спасению человека, к возможности обретения им жизни вечной».