Последние новости

Реклама

В Туркмении решили отменить социальные льготы, заменив их адресными выплатами. Соответствующее поручение президент страны дал правительству. Отказ Ашхабада от более чем двадцатилетней практики стал очередным доказательством испытываемого республикой экономического кризиса.
БЕСПЛАТНОЕ электро-, газо- и водоснабжение, символические цены на бензин и авиабилеты, даже дармовая поваренная соль… данные льготы, введённые туркменскими властями в далёком уже 1993 году, за пределами страны воспринимались в гипертрофированном виде. Нередко можно было услышать о некоем «социальном рае» и «туркменском социализме». Согласно этому мифу, Туркмения, в отличие от большинства других бывших советских республик, сохранила высокий уровень жизни населения, а степень заботы властей о своём народе там — и вовсе выше всяких похвал.

В действительности развал Советского Союза сильно ударил и по экономике страны, и по её жителям. По индексу человеческого развития — интегральному показателю, рассчитываемому ООН, Туркмения находится во второй сотне государств мира, уступая Казахстану и Узбекистану и лишь ненамного опережая Таджикистан и Киргизию. Установив льготы, руководство пыталось снизить социальное напряжение и смягчить эффект введения в республике жёсткой авторитарной системы власти. К тому же, что немаловажно, бесплатные услуги действовали до определённого лимита. Например, льготный объём потребления электроэнергии составлял 35 кВт-ч на одного члена семьи в месяц. Сверх этого показателя жителям приходилось платить, причём тарифы были далеко не символическими.

В 2006 году, незадолго до своей смерти, тогдашний президент Сапармурат Ниязов продлил действие льгот до 2030 года. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов подтвердил незыблемость социально-экономического курса. Тем не менее несколько лет назад в систему льгот стали вносить коррективы. В 2014-м выросли цены на бензин, годом позже были введены лимиты на потребление газа: 50 бесплатных кубометров в месяц. Причиной стало падение мировых цен на природный газ — основной экспортный товар Ашхабада, кроме того, потеря большинства покупателей. Сначала от закупок туркменского газа отказалась Россия, затем прекратились поставки в Иран.

Лишившись значительной части валютной выручки, туркменское руководство стало искать способы экономии. В сентябре 2015 года члены Совета старейшин явно по согласованию с вышестоящими органами власти призвали отказаться от льгот. «Мы так хорошо живём в эпоху могущества и счастья, что жители страны могут без проблем платить за газ, воду и электричество!» — заявили они. Президент пообещал рассмотреть это предложение, тем не менее власть, судя по всему, рисковать в тот раз не решилась. В июне прошлого года Бердымухамедов рассказал, что благодаря «добросовестному и энергичному труду народа» Туркмении удалось удержать экономику на плаву. А потому, добавил он, бюджет обладает необходимыми средствами для сохранения всех социальных программ.

И вот спустя ровно год жители услышали противоположные заявления. На очередном заседании правительства глава государства разразился критикой. «Очевидным является тот факт, что система льгот в настоящее время стала полностью неэффективной, о чём мы уже и ранее неоднократно говорили, — сказал Гурбангулы Бердымухамедов. — Льготы должны предоставляться не всем, а только тем, кто и вправду нуждается в социальной помощи». После этого президент дал поручение вице-премьер-министру Бяшиммырату Ходжамаммедову «в ближайшее время подготовить свои предложения по аннулированию всех льгот».

Столь жёсткие и непопулярные меры наверняка обусловлены всё той же причиной — дефицитом средств. С одной стороны, власти привычно отчитываются о высоких темпах роста экономики, с другой — много факторов указывает на критическое положение с исполнением бюджета. На том же заседании кабмина Бердымухамедов устроил настоящий разнос подчинённым. Строгие выговоры «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей» и «ослабление контроля над деятельностью подведомственных учреждений» были объявлены вице-премьеру Бяшиммырату Ходжамаммедову, министру финансов Мухамедкули Мухаммедову, министру экономики и развития Батыру Базарову и председателю Главной государственной налоговой службы Сапарберды Гундогдыеву. Любопытно, что информация о подобных «разборах полётов» публикуется в официальных туркменских СМИ, что раньше случалось крайне редко.

Это же касается громких коррупционных разоблачений. В начале мая президент, заявив о взяточничестве между сотрудников правоохранительных органов, снял с должности генерального прокурора Аманмырата Халлыева и ещё около десяти прокурорских работников. Спустя некоторое время ряд изданий рассказали об их аресте. Строгий выговор был также объявлен главе МВД Исгендеру Муликову. Также, по обвинению в хищениях задержаны бывшие руководящие работники предприятий «Туркменгаз» и «Туркменцемент», по государственным телеканалам продемонстрированы сюжеты об изъятии у них золота и пачек денег. Наконец, в начале июня Бердымухамедов подписал указ о создании государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями.

Тем не менее главной жертвой экономических просчётов чиновников оказался народ. Ликвидация льгот, задержки с выплатами зарплаты, дефицит продуктов — всё это ложится на плечи простых граждан. Правительство между тем не собирается отказываться от расточительства. Как уже писала «Правда», только за последнее время миллиарды долларов были потрачены на возведение нового столичного аэропорта, олимпийского городка для проведения V Азиатских игр в закрытых помещениях, национальной курортной зоны «Аваза» и т.д. Экономить же, как обычно, решено на жителях. На сколько хватит их терпения, покажет время.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля