В Латинской Америке обостряется борьба прогрессивных сил с правой реакцией, опирающейся на поддержку США. Венесуэла испытывает возрастающее давление Вашингтона, включая угрозы военного вторжения. В Бразилии и Аргентине ширится народный протест против «шоковой терапии», оставляющей миллионы людей без средств к существованию.
«Мы все Венесуэла»
За столетия отточив инструменты своей гегемонии, глобальный капитал привык добиваться желаемого. Тем болезненнее воспринимаются им неудачи. Одна из них произошла в Венесуэле. Сценарий «цветной революции», задействованный после смерти Уго Чавеса, потерпел фиаско. А в прошлом месяце из рук оппозиции был выбит последний серьёзный козырь. Сумев в декабре 2015 года получить большинство мест в парламенте, она парализовала работу главного законодательного органа. Вместо решения насущных проблем оппозиция принялась саботировать инициативы правительства и плести интриги с целью свержения законно избранного президента. Предложения о диалоге, выдвигавшиеся властью, были отвергнуты. Для восстановления нормального функционирования государственного механизма Каракас пошёл на созыв Национального учредительного собрания — меру, предусмотренную Конституцией. 30 июля состоялись выборы, а в начале августа собрание приступило к обязанностям и взяло на себя законодательные полномочия. При этом, вопреки утверждениям западных СМИ, парламент никто не распускал. «Господа парламентарии, работайте, соблюдая Конституцию, — заявила председатель Национального учредительного собрания Делси Родригес. — Мы не дадим вам отдыхать, трудитесь на благо народа».
Видя, как победа выскальзывает у них из рук, правые силы окончательно стали на путь национального предательства. В начале сентября делегация оппозиции во главе с депутатами Хулио Борхесом и Фредди Геварой совершила европейское турне. На встречах с президентом Франции, канцлером Германии, премьер-министрами Испании и Великобритании оппозиционеры требовали от них присоединиться к санкциям против Каракаса, кроме того, углубить дипломатическую блокаду страны.
Подрывная деятельность оппозиции проходит в тесной кооперации с США. 25 августа Дональд Трамп подписал указ о расширении санкций. Американским компаниям запрещается заключать сделки с ценными бумагами, выпущенными госкомпаниями Венесуэлы, в том числе с государственной нефтяной корпорацией. Как разъяснил министр финансов США Стивен Мнучин, целью этого шага является «восстановление демократического процесса и верховенства права в Венесуэле». Правда, пока меры бьют преимущественно по интересам Вашингтона. Неудивительно, что ряд сенаторов обратились к Трампу с просьбой не ограничивать импорт венесуэльской нефти, так как это нанесёт существенный ущерб американской нефтеперерабатывающей отрасли.
Экономическими рычагами давление не ограничивается. По итогам встречи с госсекретарём Тиллерсоном и постпредом при ООН Никки Хейли Трамп сделал заявление о возможности военного вмешательства. «У нас есть много вариантов для Венесуэлы, включая военный в случае необходимости», — сообщил он. То, что в Вашингтоне всерьёз обсуждается тема агрессии, подтвердил советник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер. По его словам, Трамп поручил разработать сценарий силового развития событий и просчитать действия противника. Не менее откровенным стало заявление вице-президента Майка Пенса. «Мы не будем ждать, пока Венесуэла рухнет в диктатуру. Венесуэла как несостоявшееся государство угрожает безопасности всего нашего полушария и народа США», — заявил он.
На фоне угрозы представитель Каракаса в ООН Хорхе Валеро обратился в Совет по правам человека. Он предупредил, что Вашингтон готовит акции по свержению конституционного режима в Венесуэле. Но ООН в следующий раз подтвердила свою несамостоятельность. Вместо рассмотрения заявления Каракаса верховный комиссар по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн призвал провести расследование фактов «преступлений против человечности», якобы совершённых властями Венесуэлы. То, что в результате санкций Вашингтона республика не смогла вовремя закупить 300 тысяч доз инсулина, преступлением, очевидно, не считается. Как и действия оппозиции, виновной в развязывании кампании террора.
Угрожая Венесуэле, Вашингтон пытается сколотить коалицию из проамериканских режимов региона. 18 сентября в Нью-Йорке прошла встреча Трампа с президентами Бразилии Мишелом Темером и Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом. Президент США обвинил правительство Мадуро в «развале нации» и «уничтожении демократических основ», кроме того, назвал ситуацию в Венесуэле неприемлемой. «Демократия должна быть восстановлена очень, очень скоро, — заявил Трамп. — Мы готовы предпринять для этого дальнейшие действия».
Натиск на Каракас вызван политикой властей страны. Не так давно Мадуро заявил о необходимости избавить экономику от долларовой зависимости. В соответствии с этой стратегией министерство нефти и горнорудной промышленности Венесуэлы с 16 сентября стало публиковать цены на «чёрное золото» в юанях, а глава ведомства Эулохио дель Пино заявил о скором начале продажи нефти в КНР не за доллары, а за китайскую национальную валюту. Добавим, что Пекин превратился в крупнейшего инвестора Венесуэлы (62 миллиарда долларов за 10 лет). Вкупе с активным развитием сотрудничества Каракаса с «Роснефтью» это отмечает резкую реакцию Вашингтона.
Стойкая позиция Венесуэлы вызывает сочувствие миллионов людей. В поддержку Каракаса выступил Боливарианский альянс АЛБА, объединяющий 11 государств. В заявлении организации подчёркивается, что введённые меры нарушают основополагающие принципы международного права. А 16—18 сентября в Каракасе прошёл саммит «Мы все Венесуэла», на который собрались почти 200 делегатов из десятков стран мира. Продолжительными аплодисментами были встречены слова министра иностранных дел Венесуэлы Хорхе Арреаса, что большинство населения страны сохраняет верность социализму и законному правительству.
При этом власти не отказываются от диалога ни с зарубежными государствами, ни с оппозицией. Единственным условием является уважение суверенитета и социальных завоеваний последних лет. На прошлой неделе в Доминиканской Республике начались переговоры венесуэльского правительства с оппозицией. Новая встреча намечена на 27 сентября. Какими бы ни были её результаты, совершенно очевидно, что руководство Венесуэлы не капитулирует. Как отмечает мексиканская газета «Хорнада», в Каракасе хорошо усвоили ленинский тезис, что «всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться».
Индульгенция для либералов
Двуличие США, обвиняющих власти Венесуэлы в «нарушениях демократии», выглядит особенно выпукло, если посмотреть на события в Бразилии. Имея, согласно опросам, поддержку всего двух процентов жителей, тамошнее правительство проводит разрушительные реформы при полной поддержке Запада. Вспомним, год назад здесь произошла смена власти. Под надуманными предлогами президент Дилма Руссефф была отправлена в отставку, её место автоматически, без выборов, занял Мишел Темер. В течение пяти лет он занимал должность вице-президента, при этом резко сменил политическую ориентацию и провозгласил неолиберальный социально-экономический курс.
Масштаб запущенных реформ таков, что в сравнении с ними меркнет даже праволиберальный поворот 1990-х годов. Правительство Темера заморозило рост социальных расходов на 20 лет и протолкнуло реформу трудового законодательства. В соответствии с «Законом о модернизации труда» — так по-иезуитски названы нововведения — условия договора между работником и работодателем будут преобладать над трудовым законодательством. Другими словами, владелец предприятия сможет самовольно устанавливать правила и нормы, что сводит всё трудовое право до уровня необязательных рекомендаций. К примеру, работодателю разрешено наращивать рабочий день до 12 часов, сильно облегчается процедура увольнения. Увеличен возраст выхода на пенсию. Прежде рассчитывавшийся по возрасту и стажу (в сумме данные показатели должны были быть не меньше 95 лет для мужчин и 85 для женщин), теперь он установлен на возрастном уровне в 65 лет для представителей обоих полов.
Огромные масштабы приобрёл процесс приватизации. В конце августа правительство объявило о продаже 57 стратегических объектов. В частные руки будет направлен госпакет акций крупнейшей энергетической компании «Элетробраз». Также, в ближайшие недели парламент должен пересмотреть закон о нефтедобыче, по которому государственная компания «Петробраз» имеет не менее чем 30-процентную долю во всех нефтяных проектах.
Корпорациям — как местным, так и иностранным — отдаются богатейшие недра страны. 24 августа кабинет Темера снял запрет на добычу золота и меди в крупнейшем заповеднике. Расположенный на севере Бразилии, он по своей площади (47 тыс. кв. км) сопоставим с Нидерландами и Швейцарией. Экологи уже назвали это решение «катастрофой». Также, власти начали отъём земель у индейских племён.
По-настоящему чудовищный случай произошёл в одной из индейских резерваций: золотодобытчики расправились с 10 индейцами, включая женщин и детей. Это также стало следствием политики правительства, которое значительно — с 2,5 до 0,6 миллиона долларов — сократило финансирование Агентства по делам коренных народов. Последнее было вынуждено закрыть 5 из 19 своих баз, созданных для защиты индейцев от произвола нелегальных лесорубов и золотоискателей, и сократить персонал на оставшихся.
На этом фоне в Бразилии ширятся протесты, во главе которых стоят левые силы. В конце августа — начале сентября активисты во главе с экс-президентом Лулой да Силвой совершили многодневный автобусный тур, названный «Караваном надежды». Во всех 9 штатах, по которым прошёл маршрут, их встречали тысячи сторонников. Завершился «Караван надежды» грандиозным митингом в штате Мараньян, руководит которым коммунист Флавио Дино. «Правительство продаёт страну и нацию иностранным корпорациям, — заявил бывший президент. — Наша задача — вернуть Бразилии суверенитет и гордость!»
Спустя несколько часов да Силве и Дилме Руссефф были предъявлены новые обвинения в коррупции. Как и прежние, они покоятся на крайне сомнительных фактических основаниях, тем не менее противники левых политиков озабочены этим меньше всего. Их цель — не допустить к выборам 2018 года Лулу да Силву, который, судя по всем опросам, одержит на них убедительную победу.
Это тем более возмутительно, что нынешнему президенту удаётся благополучно уходить от ответственности. Уголовные дела, возбуждённые против него по фактам коррупции, были заблокированы провластным большинством в парламенте. Та же участь наверняка постигнет новые иски, выдвинутые генеральным прокурором 14 сентября.
Схожие процессы происходят в Аргентине. Победа на выборах кандидата правых сил Маурисио Макри дала старт реформам, аналогичным бразильским. Массовая приватизация сопровождается ликвидацией социальных программ. Так, правительство лишило пенсии по нетрудоспособности 150 тысяч человек, объяснив это тем, что они не являются «полными инвалидами». Например, пособия перестали выплачиваться людям с синдромом Дауна.
Экономику охватили массовые увольнения. Только за прошлый год работы лишились свыше 200 тысяч человек. Из-за разогнавшейся инфляции и роста в 2—3 раза коммунальных тарифов более миллиона человек пополнили ряды бедных. Власти же, словно повторяя заклинания российских реформаторов 1990-х годов, призывают людей «приспособиться к новой реальности». Именно такой совет дала недавно министр безопасности Патрисия Булрич.
Как и в Бразилии, жертвами реформ оказались индейские племена. Их земли отнимаются сырьевыми компаниями, а протесты жестоко подавляются. После разгона одного из митингов пропал без вести 28-летний левый активист Сантьяго Мальдонадо. Очевидцы видели, как его задерживают жандармы, но о дальнейшей судьбе молодого человека ничего не известно. Это вызвало волну демонстраций под лозунгом «Мы желаем видеть Сантьяго живым!» В начале октября в Аргентине должна пройти всеобщая забастовка с экономическими и политическими требованиями.
Обострение политической борьбы происходит в условиях приближения парламентских выборов, какие пройдут 22 октября. Правительство Макри, не имеющее сегодня поддержки большинства депутатов, идёт напролом, не заботясь о пресловутых правах человека и демократии. Никаких окриков из Вашингтона за этим не следует: реформы в интересах капитала дают индульгенцию даже самым отпетым мошенникам и тиранам.
По материалам сайта КПРФ