Первый художественный фильм, посвящённый Крымской весне, не оправдал всех ожиданий. К красивой и динамичной картинке фильма «Крым» нареканий не возникает по определению – камера и взмывала в воздух, и плавала, и мчалась на скорости. Тем не менее, помимо хорошей операторской работы, в фильме сложно выделить другие сильные места, передаёт «Крымская газета».
Картонные герои
Фильм создан при поддержке Министерства обороны РФ, по этой причине обилие военной техники в кадре смотрится эпично и внушительно, временами казалось, что она затмевает игру актёров. Впрочем, режиссёр сам признался, что главные герои придуманы и представляют из себя некий собирательный образ. Казалось бы, они всё равно должны обладать каким-то характером, судьбой. Тем не менее всё это сделано так небрежно и схематично, что возникает желание заглянуть героям за спину и убедиться, а не картонные ли они.
Мы знаем о них очень мало и, что самое печальное, ничего нового и не узнаём на протяжении всего фильма. Словно героям был заранее прописан алгоритм и они, как статисты, в одной сцене любили, в другой – изображали печаль, в третьей – выражали презрение. Всё это без развития, без оттенков, без глубинных изменений в душе. Собственно, живых эмоций и не хватало.
Во время событий, которые предшествовали Крымской весне, на лицах людей играл целый спектр простых человеческих чувств – от хладнокровия и ожесточённости до растерянности и усталой апатии. Тем не менее «Крым» не претендует на психологизм – это обыкновенный боевик с хеппи-эндом, и не стоит от него требовать большего.
Без Крымской весны
Основная линия повествования развивается вокруг событий, повлёкших за собой Крымскую весну. Тем не менее суть самого конфликта, который стал испытанием для чувств двух героев, в фильме показана очень невнятно. Доносятся только отголоски причин, которые определяют их поступки. Влюблённые как-то автоматически оказываются по разные стороны баррикад, так как она киевлянка, а он – севастополец. Она упорно твердит про майданных героев, а он старается найти контраргументы.
Почему разворачивающийся ужас гражданского противостояния восхищает одного и глубоко ранит другого, совершенно неясно. Из этого пазла, который предоставили сценаристы, исчез нарастающий гул украинского национализма.
Тем не менее для фильма всё это оказалось неважным, по этой причине и непонятно, почему преступники напали на автобусы с крымчанами, почему с такой решимостью люди ждали «поезда дружбы», почему герой радостно встречает военную технику, а его возлюбленная, напротив, готова броситься под БТР. Впрочем, «Крым» позиционируется как фильм о стирающей преградах любви и не претендует на историзм. К тому же к созданию фильма не привлекались консультанты, по этой причине он наполнен нелепостями и откровенными ляпами.
Переоценка ценностей
Создатели фильма вцепились в любовь, как в спасательный круг. Что бы не происходило на экране, всегда «между нами тает лёд». Даже тогда, когда герой в водовороте событий теряет своих друзей, которые погибают у него на руках от пуль и ножей преступников, он всё равно магнитом прилипает к своей половинке, которая совершенно не разделяет его взглядов, убеждений, переживаний. Получается, что любовные отношения как бы затмевают все другие ценности – честь, достоинство, человеческую жизнь, гражданский долг. Во все времена герои разрывались между моральным выбором и каждая эпоха с большим трудом разрешала эти конфликты, разрабатывая модель поведения для общества. Перед героями также появился данный драматичный выбор – они сверились по шаблону и банально выбрали... любовь. Первоначально фильм планировали назвать «Княжество Феодоро», и тогда данный выбор понятен: что бы ни случилось, необходимо беречь замок своей любви. Тем не менее фильм озаглавили с претензией на масштабность – «Крым», а значит, одной любви недостаточно.
В принципе, неплохой посыл звучал в заключительных титрах, когда люди общались по телефону. Он, по-видимому, знаменовал собой необходимость поддержки дружеских и семейных связей, несмотря на границы и политические передряги. Оборванных родственных и приятельских отношений у крымчан произошло немало, и даже спустя три года после пережитого ранее близкие друг другу люди с трудом находят общий язык и темы для разговоров.
В провинциальном кинотеатре, где нам пришлось знакомиться с картиной, зрители без особых восторгов встали и потянулись к выходу. Желание последовать за ними взяло своё – сказалось унылое впечатление от просмотра.