Министр агрополитики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк на прошлой неделе объявил о полном запрете экспорта пшеницы из Украины с 15 ноября.
Но никакого официального документа нет до сих пор. Обозначенная министром дата базируется на Меморандуме между правительством и Зерновой ассоциацией, который был подписан летом 2012 года. В нём стороны обозначили цифры экспорта, после которого торговцы прекратят вывоз зерна. Ограничения были выписаны по целому ряду товарных групп – по пшенице, кукурузе и другим культурам. Пока что ограничения касаются только пшеницы. Её экспорт уже превысил обозначенные в Меморандуме 4 млн тонн, а к 15 ноября вырастет до 5-5,3 млн тонн.
Сами зернотрейдеры не в восторге от любых ограничений. Это для них не только прямые финансовые потери, тем не менее и ослабление позиций на внешних рынках. Торговцы помнят ограничения прошлых лет – после плохого урожая 2010 года. Тогда квоты на экспорт зерновых были введены правительством в начале октября до 31 декабря 2010 года. В конце 2010 года квотирование было продлено до 31 марта 2011 года, затем правительство решило продлить квотирование зерна ещё на три месяца. Полностью квоты были отменены только 4 июня 2011 года.
Украинская пресса связывала административное регулирование экспорта зерновых не с заботой чиновников о ценах на продукты, а с переделом на рынке экспорта зерна. Выгодные условия для экспорта получила частично государственная компания «Хлеб Инвестбуд». Её связывали с Юрием Иванющенко. Он же, по слухам, пытался получить долю во многих агрокомпаниях. Например, была информация о передаче 50% компании «Нибулон» Алексея Вадатурского структурам Иванющенко. Впрочем, обе стороны позже данную информацию опровергали.
Теперь же анонсировано полное ограничение экспорта. То есть равные условия для всех торговцев. Причин для таких ограничений может быть несколько. Во-первых, заявление министра вызвало резкий рост цен на пшеницу на биржах. Будет запрет или нет, а инсайдеры уже могли бы заработать на этом скачке цен. Во-вторых, ситуация с запасами в госрезервах может быть настолько ужасной, что в стране и вправду нехватка продовольственной пшеницы. То есть существует реальная угроза роста цен на хлеб, мясные и молочные продукты. Третья версия – заявление министра сделано в рамках какого-то торга с ведущими зернотрейдерами. Например, политического.
На мажоритарных округах и по спискам идут десятки кандидатов от аграрных компаний, в том числе и от зерновых. Например, народный депутат Андрей Веревский (компания «Кернел») снова идёт в Раду по списку Партии регионов под №46. И ведёт с собой небольшую команду. Точно так же делают и другие агробизнесмены. Если же в новой Верховной Раде сформируется зерновое лобби, то решение о запрете на экспорт пшеницы может быть пересмотрено.