В Киргизии набирают обороты скандалы, которые связаны с Государственным историческим музеем и министерством культуры. Бесследное исчезновение, а то и сознательное уничтожение уникальных экспонатов стали следствием вопиюще равнодушного отношения властей к вопросам культуры, науки и образования. ТЕМА «национального возрождения», активно эксплуатируемая руководством постсоветских республик, не обошла стороной и Киргизию. Власти не упускают случая заявить, что после 1991 года страна не только обрела независимость, но и получила возможность развивать свою культуру и язык «без оглядки на Москву». Ссылки на многовековую историю — ещё один излюбленный конёк чиновников, использующих «преданья старины глубокой» для политических целей. Так, комментируя ужесточение пропуска людей и грузов казахстанскими пограничниками, президент Алмазбек Атамбаев заявил, что киргизский народ существует «как минимум три тысячи лет». А потому, мол, не испугается ни давления, ни блокады.
Частое обращение властей к темам истории и культуры, казалось бы, должно сопровождаться действенными мерами по их изучению и охране. В действительности происходит обратное. События последних дней свидетельствуют о необычайно плачевном положении в этой сфере. Как сообщил 23 октября секретариат Совета безопасности, в одном только Государственном историческом музее обнаружена пропажа 503 экспонатов. При этом 29 артефактов исчезли из Фонда драгметаллов. В нём, между прочего, хранятся золотые находки из Шамсинского клада — погребения знатной женщины III—V веков нашей эры. Также, свыше ста экспонатов утеряно в мемориальном доме-музее М.В. Фрунзе. Поэтому в Совбезе Киргизии заявили о существовании коррупционных схем и о халатности чиновников министерства культуры, которые не принимают должных мер для защиты музейных фондов, памятников истории и культуры.
Эти возмутительные факты, возможно, никогда бы не предали огласке, не случись ранее резонансный скандал с участием всё того же минкульта. Свыше полувека в Историческом музее хранилась мумия — единственная в своём роде находка на территории всего Советского Союза. Её обнаружили ленинградские археологи во главе с Ю.Д. Баруздиным во время раскопок Кара-Булакского могильника на юге республики. Останки молодой женщины лежали в можжевеловом гробу, что вместе с благоприятными почвенными и климатическими условиями способствовало их хорошей сохранности.
Как и Шамсинский клад, погребение относится к первым векам нашей эры, когда территория современной Киргизии оказалась втянутой в процесс, названный Великим переселением народов. Через неё мигрировали различные племена (эфталиты, хиониты и др.), одно из которых и оставило Кара-Булакский могильник. Какое именно племя, до сих пор неизвестно: после развала СССР государственное финансирование археологических исследований на самом деле прекратилось. И вот теперь недоступна для изучения и сама уникальная мумия. Её захоронили в селе Кара-Булак, объявив… ненужным экспонатом.
Решение об этом было принято в октябре некоей межведомственной комиссией, состоящей преимущественно из работников силовых структур и чиновников министерства культуры. Единственный приглашённый специалист — заведующая сектором археологии Института истории Национальной академии наук Кадича Ташбаева выступила против, но её мнение проигнорировали. Давая ответы на вопросы журналистов, министр культуры Туголбай Казаков заявил, что интереса для истории экспонат не представляет, а его хранение в музее не отвечает исламским канонам. Потому мумию предали земле, совершив обряд жертвоприношения и прочитав над могилой мусульманскую молитву. То обстоятельство, что найденная в Кара-Булаке женщина жила до зарождения ислама, чиновников не смутило.
Но поразительным является не только это. Событиям предшествовали выступления группы людей, называющих себя экстрасенсами. По их уверениям, останки принадлежат женщине по имени Анфиса, являвшаяся любимой супругой египетского фараона Аменхотепа (!) и была отравлена его старшими жёнами. Нахождение мумии в музее экстрасенсы назвали причиной всех бед Киргизии и предрекли новые катаклизмы после президентских выборов.
Бреду, достойному внимания медицинских работников, чиновники придали самое серьёзное значение. Иначе трудно объяснить, почему решение о захоронении мумии было принято так поспешно и как раз перед днём голосования.
Учёные назвали действия министерства культуры вандализмом и обратились к президенту с требованием вернуть экспонат. Алмазбек Атамбаев назвал решение ошибочным, попенял чиновникам на доверие ясновидящим, но по сути умыл руки, заявив: «Что сделано, то сделано». Комитет парламента по социальным вопросам, образованию и культуре в свою очередь постановил создать рабочую группу и поручил ей изучить задачу в срок до 1 декабря. За это время уникальная находка может быть загублена. Но никого, кроме специалистов, это, видимо, всерьёз не беспокоит.
«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно»… Ситуация с экспонатами Государственного исторического музея показывает, до какой степени деградировала система госуправления после развала Советского Союза. Говорить о каком-то «возрождении» в таких условиях просто кощунственно.