Глава администрации Керчи Сергей Бороздин в эксклюзивном интервью «Крымской газете» сказал о самых важных проектах для города на ближайшие несколько лет, о том, как завершение строительства трассы «Таврида» отразится на нём и когда же любой желающий сможет отведать керченской рыбки, передаёт «Крымская газета».
95% успеха
– Сергей Вадимович, руководство республики уделяет пристальное внимание жизни в регионах. В результате мы нередко наблюдаем отставки, смены руководства в том или ином муниципалитете. В результате, на фоне остальных о вашей работе слышно не слишком много. Как вы считаете, справляетесь ли вы со своими обязанностями и устраиваете ли руководство республики?
– На самом деле на своём посту я с мая 2017 года. Во-первых, по результатам прошедшего года у нас перевыполнение по сбору бюджета составило 26%. По статьям расходов бюджета показатель перевыполнения – 27%. С экономической точки зрения бюджет был собран и израсходован на благо города на 100%. Что касается всех масштабных задач, которые мы перед собой поставили в прошлом году, – мы с ними справились на 95%. Считаю, что команда поработала очень продуктивно. Работали в авральном режиме, однако тем не менее смогли разогнать темпы строительства дорог – сделали капитальный ремонт более 150 тысяч квадратных метров дорог, также в кратчайшие сроки построили мини-стадион с футбольным полем. Также, мы реконструировали парк «Молодёжный», где только тротуарной плитки было уложено более 7 тысяч квадратных метров. Построили ряд объектов для сдачи норм ГТО, 12 спортивных площадок, три поля для игры в мини-футбол, две площадки для игры в волейбол и баскетбол. На детские сады и школы потратили более 85 миллионов рублей. Считаю, что правительство Крыма должно быть довольно нашими результатами.
– Во время приёма граждан членами правительства в Керчи Сергей Аксёнов поручил проверить все управляющие компании вне зависимости от формы собственности. Проведена ли эта работа в городе?
– Эта работа ещё не окончена. Она ведётся в разных направлениях: начиная от силовых структур и заканчивая нашей группой проверки и нашим КРУ. Мы проверяем как свои МУПы, так и частные структуры. Установлен ряд нарушений, они не единичны. Наиболее часто сталкиваемся с достаточно грубым отношением к жильцам. С этим мы будем бороться и все нарушения устраним. За некорректное поведение будем наказывать в первую очередь.
Не хлебом единым
– горожане активно участвуют в голосовании за то, чтобы участники популярного телепроекта «Орёл и решка» приехали в Керчь. Разделяете ли вы желание керчан пригласить шоуменов в город и что бы вы предложили снять телевизионщикам прежде всего? А за что вам, возможно, было бы стыдно?
– Знаете, да, однозначно мы желаем их пригласить. Пройдёт ещё какой-то короткий период, и они нас сами будут просить им что-то показать. Керчь – это уникальный город, и то, что это самый древний город России, уже понятно. У нас есть что показать зрителям. Это в первую очередь исторический ареал, ведь он просто уникален. А статус города-героя сам за себя говорит: Аджимушкайские каменоломни, крепость Керчь. Может быть, они сейчас находятся не в том состоянии, в котором было бы неплохо, однако правительством Крыма и Российской Федерации выделяются деньги на восстановление этих памятников. До конца 2019 года они будут восстановлены, и это будут поистине уникальные экспонаты. Чего-то конкретного, чего не было бы неплохо показывать, нет. Пусть смотрят везде, а установленные недочёты в нашей работе будут своего рода инспекцией, которая окажет помощь нам исправить ошибки. Ничего скрывать от них не будем – пусть приезжают и удивляются нашему городу и жизни в нём.
– Что в этом году будет сделано на Митридатской лестнице? Ходят слухи, что на подрядчика проекта реконструкции жалуются некоторые крымские архитекторы.
– данный вопрос находится под нашим контролем. Что касается проектирования – мы являемся заказчиками, однако по строительно-монтажным работам уже нет. Конкурс выиграла питерская проектная компания, договор заключён. До конца марта они должны освоить 101 миллион рублей на проектно-изыскательские работы. На данный момент они идут по графику.
– А какова судьба театра имени Пушкина? Есть шансы, что он обзаведётся собственной труппой, ведь недавно там сменился директор?
– На самом деле данный театр уникален. Его в своё время строили итальянские мастера, и его технические возможности также уникальны. К сожалению, уже более 10 лет он в нерабочем состоянии. На данный момент мы за счёт бюджета города перекрыли крышу, сделали проектно-изыскательские работы и вышли из экспертизы. Предварительная смета на полную реставрацию и восстановление театра – 93 миллиона рублей. Для бюджета города это, разумеется, сумма колоссальная. Однако я говорил с главой Крыма, что данный театр должен существовать. Сергей Валерьевич пообещал помочь с финансированием. В старину говорили, что город не может называться городом, если в нём нет театра. К нам уже даже обратились из Екатеринбурга с предложением помочь в восстановлении труппы, курсов для актёров.
– А гимназия № 2 всё-таки музей или школа? Родители учеников обеспокоены темой перепрофилирования.
– К сожалению, люди не слышат о том, о чём говорят. Ситуация появилась по причине того, что школа попала под реставрацию, и во время подготовки проектной документации было утверждено, что здание гимназии имеет историческую ценность. По этой причине о капитальном ремонте речи идти не могло, а деньги из ФЦП были сняты. В дальнейшем было принято решение передать здание нашему Восточно-Крымскому историко-культурному музею-заповеднику, чтобы они его отреставрировали в рамках ФЦП. Сейчас туда входят две лестницы: большая и малая Митридатские, гимназия № 2 и часть улицы Театральной. Сергей Аксёнов чётко сказал, что школе там быть, и родителям можно успокоиться. Просто источником финансирования её ремонта является музей. Параллельно с этим в связи с тем, что в двух иных школах детям приходится учиться во вторую смену, было принято решение о строительстве ещё одной школы. И сейчас мы ищем источник финансирования строительно-монтажных работ. На проектные работы уже выделены средства из бюджета города. Единственная проблема – в Российской Федерации по санитарным нормам чётко регламентировано количество учеников в школе. Изначально в гимназии было 620 учеников, в дальнейшем стало 480, однако после реставрации и приведения к нормам СанПиНа там будет учиться не более 300 человек.
Инвестор придёт
– Как в городе обстоят дела с промышленным рыболовством? Может ли Керчь накормить весь Крым?
– Я считаю, что дела обстоят печально: накормить весь Крым мы не можем. Эту отрасль требуется возрождать. В советское время это была уникальная рыболовецкая база, которая вылавливала, перерабатывала, хранила и, безусловно, могла накормить не только Крым. Сейчас данные мощности потеряны, проданы и разрушены. Однако ФЦП по этому поводу существует, и очень надеюсь, что в ближайшие 10 лет будет восстановлен парк судов и соответствующая перерабатывающая промышленность.
– А есть ли заинтересованность инвесторов этим направлением?
– Да, есть. Однако это сетевые инвесторы, которые среди них следят и за санкциями. Ведь рыболовецкий флот рыбачит не только у берегов Крыма, однако и заходит в нейтральные воды и даже в воды иных государств. По этой причине просто так никто не откроет предприятие в нашем городе. Однако инвесторы есть, мы готовы помогать. Думаю, что уже в этом году в городе откроются два рыбоперерабатывающих завода.
– Как вы оцениваете инвестклимат в целом?
– Сложный. Не могу сказать, что от инвесторов нет отбоя. Уверен, что после ввода в эксплуатацию Крымского моста количество инвесторов увеличится в разы. На данный момент инвестор очень аккуратный – это раз, а второе – он очень требовательный. Просто дать инвестору кусок земли – это значит ничего не дать. Сейчас инвесторам нужны сетевые коммуникации: свет, газ, вода, дороги. Мы пошли другим путём. Разработана стратегия развития города, где определено месторасположение технопарка. Туда проведём воду, газ, канализацию и дорогу, и тогда туда придёт инвестор.
– По-вашему, Керчь промышленный город или город-курорт?
– Я бы не сказал однозначно. Однако всё-таки в большей степени это промышленный город.
– Как сейчас в городе с трудоустройством?
– Ситуация нормализовалась. Дело в том, что на каждого безработного мы предлагаем пять рабочих мест. Это не говорит, что всё очень хорошо с занятостью, было бы неплохо, чтобы это были всего два места, однако достойных по уровню заработной платы и соцобеспечению. Над этим и будем работать. Однако, по большому счёту, найти работу в Керчи не составляет труда.
– А после завершения строительства Крымского моста и трассы «Таврида» каких перемен ожидаете в этом направлении?
– Трудовая миграция однозначно будет. Некоторые рабочие прямо сейчас решают остаться в Керчи и никуда отсюда не уезжать. После завершения строительства моста я ожидаю роста города. Думаю, в ближайшие 10 лет возможен рост населения до 300 тысяч человек.
Рекордный 2018-й
– Расскажите о состоянии дорог в городе и как готовитесь к открытию Крымского моста.
– Состояние дорог пока на троечку. В мае прошедшего года я оценивал его на два с минусом. Проехать по городу было в реальных условиях невозможно. Сейчас центр и дороги с интенсивным движением приведены более или менее в порядок. Что касается шоссе Героев Сталинграда, где большая интенсивность движения, мы его не ремонтируем, поскольку там движутся грузовики, которые строят подъездные пути к трассе «Таврида». У нас достигнута договорённость с компанией ВАД, которая строит трассу, о компенсационном восстановлении шоссе Героев Сталинграда. После окончания строительства «Тавриды» они нам безвозмездно восстановят эту дорогу. Плюс ещё одну дорогу, на улице Льва Толстого, где ходит грузовой транспорт, они также восстановят. Считаю, что 2018 год будет для Керчи рекордным. Будут строиться новые дороги и развязки, путепроводы. Запланирована и проектируется новая дорога четвёртого класса на крепость Керчь. Для города это отличная возможность перестроиться и инфраструктурно. Керчь будет выглядеть совершенно по-другому.
– Будет ли съезд с трассы «Таврида» в Керчь или она пройдёт мимо города?
– Не будет съезда. Было принято решение на данные деньги построить путепровод через шоссе Героев Сталинграда. По этому путепроводу будут двигаться автомобили пятидесяти тысяч жителей – это треть проживающих в городе. Мы подсчитали количество керчан, которые будут съезжать с моста в город, и сколько из них будут пользоваться путепроводом. Также учли количество туристических машин и машин снабжения, которые могли бы заезжать в Керчь с трассы «Таврида». На основании этого было принято решение построить в первую очередь новый путепровод, чтобы жители посёлка Аршинцево беспрепятственно могли выезжать в центр города и возвращаться. Так как в Аршинцево у нас будет промышленный кластер, мы понимаем, что грузовой поток там будет колоссальный. По этой причине путепровод нам архиважен. Однако мы не теряем надежды, что найдётся источник финансирования строительства съезда и с трассы «Таврида» к нам, на Индустриальное шоссе. Очень надеемся, что к 2020 году он у нас появится. Однако пока этого источника нет, и съезд с «Тавриды» будет за пределами города.
13 вопросов о личном
Ваше утро начинается с...
Умывания.
Ваш недостаток...
Доброта.
Черта характера, которую вы цените в себе больше всего...
Принципиальность и стойкость.
Любимое место в Крыму...
Керчь.
Самый ценный совет, который вам дали в жизни...
Мне говорили, что добрым быть легко, а справедливым очень трудно. Однако, руководя предприятием, требуется быть справедливым.
Способность, которой вам было бы неплохо обладать...
Дальновидность.
Если бы вы могли сменить профессию, то стали…
Промышленником.
После рабочего дня вы...
Играю в футбол.
Самое яркое детское воспоминание...
Когда был маленьким, папа посадил на колени, а я управлял машиной.
Жизнь – это...
Борьба.
В чём ваш секрет успеха...
Трудолюбие.
Три вещи, которые вы взяли бы на необитаемый остров...
Нож, спички, соль.
Мечтаете о том, чтобы…
Керчь стала одним из самых значимых городов России.