В Крыму завершается первый этап ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Ханская мечеть». Работы проводятся в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», передаёт «Крымское информационное агентство».
В сентябре 2014 года в адрес Минкультуры России был направлен перечень объектов культурного наследия, которые подлежат сохранению в рамках ФЦП. Создание такого перечня стало результатом встречи Президента России Владимира Путина с деятелями культуры Крыма 14 августа 2014 года. В реестр вошёл и объект культурного наследия федерального значения «Ханская мечеть».
Последние масштабные противоаварийные работы в Ханском дворце проводились ещё в начале 60-х годов прошлого века. При этом за время нахождения Крыма в составе независимой Украины вопрос проведения реконструкции неоднократно поднимался руководством музея-заповедника и крымско-татарскими общественными деятелями. Увы, финансирования при Украине так и не нашли.
После возвращения Крыма в состав России ситуация изменилась, ввиду того, что судьбой памятника общемирового значения всерьёз обеспокоились. Многие годы одной из основных проблем в мечети было протекание кровли. Было решено заменить несущие элементы крыши, сохранив при этом уникальную схему и материала, из которого изготовлены конструкции. Подобное решения приняли ради безопасности посетителей, так как объект является не только туристической достопримечательностью, но и действующей мечетью, где постоянно проходят обряды.
Сейчас первый этап ремонтно-реставрационных работ подходит к завершению. Как рассказала в комментарии КИА генеральный директор ООО «Кирамет» — компании, которая занималась разработкой проекта, Юлия Иванишкина, в 2016 году в аварийном состоянии находились мауэрлат (элемент кровельной системы здания — прим. ред.) и отдельные стропильные конструкции северного ската кровли, балки чердачного перекрытия.
«В 2016 году был разработан проект и проведены первоочередные противоаварийные работы, в ходе которых демонтировали черепицу на северном скате кровли, разобрали обрешётку и дощатый настил, заменили мауэрлат на отдельных участках стены, отдельные балки и стропила. Также была выполнена временная гидроизоляция кровли рулонным материалом, восстановлена подшивка потолка и восстановлено водоотведение с восточной стороны крыши и крыши дома муфтия», — рассказала Юлия Иванишкина.
Она также сказала, что в 2017 году было проведено детальное инженерное обследование строительных конструкций. При этом состояние конструкций крыши оценили как недопустимое.
«Проведено микологическое обследование деревянных конструкций кровли и балок перекрытия и механические испытания, в результате которых выяснено, что деревянные элементы имеют многие очаги интенсивного грибкового поражения, также наблюдаются множественные повреждения деревянных деталей, вызванные деятельностью жуков-древоточцев и пчелами-плотниками. Мы обнаружили следы поражения на практике на всех деталях элементов деревянных конструкций крыши. Грибковым поражением затронуто в большей или меньшей мере 95% осмотренных конструкций, из них на 1-й стадии разрушения древесины находятся 90 % элементов и на 2-й стадии – остальные 5 %», — рассказала Иванишкина.
По её словам, кроме биологических повреждений на практике все конструктивные элементы имели механические повреждения.
Также, гендиректор компании рассказала, что был разработан проект первого этапа ремонтно-реставрационных работ, заключающийся в ремонте конструкций крыши и чердачного перекрытия.
«Из предусмотренных проектом работ по ремонту выполнен временный защитный навес над зданием мечети, демонтаж дефектных и поврежденных конструкций, армированный бетонный выравнивающий слой по наружным и внутренним стенам. Также нами был смонтирован мауэрлат, целиком смонтированы балки чердачного перекрытия. Сейчас завершается монтаж центрального опорного ядра, идёт монтаж стропильной системы нижнего яруса», — отметила Юлия Иванишкина.
В конце прошедшего года вокруг реставрации мечети поднялся информационный скандал, ввиду того, что министерство культуры Украины стало протестовать против действий властей полуострова, которые стали проводить якобы «нарушающие закон» работы в Ханском дворце в Бахчисарае.
Украинская власть решила обвинить крымское правительство в «вандализме» и уничтожении аутентичности мечети. При этом глава Крыма Сергей Аксенов тогда заявил, что не будет никак реагировать на требования Украины о прекращении работ на территории Ханского дворца-музея.
В комментарии КИА гендиректор компании, занимавшейся разработкой проекта, сказала, что специалисты, работавшие в области сохранения объектов культурного наследия (ОКН) при Украине, видели, писали, просили и требовали выделить средства на проведение первоочередных противоаварийных и реставрационных работ, но реставрация – удовольствие дорогое, финансирования не было.
«В результате имеем аварийное состояние многих объектов культурного наследия, в том числе и Ханского дворца. Причина повышенного внимания украинских «активистов» к ОКН в Крыму – политическая. Заведомой ложью вызвать недовольство крымско-татарского народа в целях дестабилизации политической обстановки на полуострове», — уверена Юлия Иванишкина.
Она добавила, что одна из технических причин плачевного состояния объектов Ханского дворца — протекание кровель.
«После пожара в 1736 году проводилась реставрация дворца. При работах был увеличен угол наклона кровель, в связи с чем происходило сползание желобчатой черепицы по глиняному раствору, на котором она была уложена. В процессе дальнейших многочисленных работ по ремонту глиняный раствор заменялся цементно-известковым, что ухудшило качество покрытия: подстилающий черепицу слой стал более хрупким, в процессе сезонных деформаций в нём образовывались трещины. Так, кроме увеличения нагрузки применение цементно-известкового раствора снизило гидроизоляционную способность кровли», — рассказала Иванишкина.
Она также сказала, что черепичная кровля мечети не являлась аутентична.
«Первоначально при возведении мечети конструкцией крыши являлся купол, который затем был заменен на вальмовое решение с черепичным покрытием. На сегодняшний день на кровлях сооружений дворца можно найти считанные единицы аутентичной черепицы (они глазурованные, зелёного цвета). То, что мы сейчас видим на кровле мечети – это черепица, собранная в процессе ранее проведенных работ по ремонту с построек города и близлежащих сёл», — рассказала гендиректор компании.
По её словам, покрытие в процессе эксплуатации менялось не один раз, о чём свидетельствует использование в качестве настила под черепицей обрезной калиброванной доски, выпуск которой был налажен в послевоенный промежуток времени.
«В рамках научно-исследовательских работ по состоянию деревянных конструкций крыши и чердачного перекрытия кроме инженерных исследований были проведены микологические исследования и механические испытания образцов древесины, которые показали, что древесина поверхностного слоя сечения, а для отдельных элементов всего сечения, деструктурирована (изменились физико-механические характеристики материала). Прочность деструктурированной древесины примерно в дважды ниже прочности неизмененной древесины. После удаления деструктурированного слоя оставшегося сечения конструкций недостаточно для восприятия действующих усилий. Традиционные способы усиления (наращивание сечений, установка дублирующих или дополнительных конструктивных элементов и т.п.) в данном случае неприемлемы из большого числа элементов в малом объеме. По этой причине было принято решение о замене конструктивных элементов при сохранении конструктивной схемы, являющаяся предметом охраны. При демонтаже конструкций было обнаружено, что большая часть конструкций из дуба в процессе предыдущих ремонтно-реставрационных работ были заменены на древесину менее плотных хвойных и лиственных пород», — сказала Юлия Иванишкина.
Также, гендиректор компании рассказала, что армированный бетонный выравнивающий слой выполнен в составе кладки стены выше уровня потолка и визуально не виден как из внутренних помещений мечети, так и снаружи.
«Он выполняет функцию антисейсмического мероприятия, предусмотренного нормами проектирования. А потому, что после проведения ремонтно-реставрационных работ предусматривается применение здания мечети в соответствии с его предыдущим функциональным назначением (массовым пребыванием людей), то оно должно отвечать требованиям современных норм проектирования в вопросах надежности и залога безопасности людей на объекте. Также, проведенное математическое моделирование поведения здания под нагрузкой, в том числе сейсмической, показывает, что наличие данного конструктивного элемента снижает расчётные напряжения в каменной кладке существующих стен в 2,0-2,5 раза, что позволяет существенно уменьшить последующие вмешательства в каменную кладку стен при их укреплении», — отметила Иванишкина.
Также она добавила, что в 2013 году Украиной была подана заявка в ЮНЕСКО на внесение в Список всемирного наследия «Исторической среды столицы крымских ханов в городе Бахчисарай».
Она привела цитаты из отчета Номинационного досье в отношении Ханского дворца и непосредственно Ханской мечети:
«Аутентичность сохраненной части Бахчисарайского дворца пострадала в результате внесения ряда неоправданных изменений. Целиком сохраненными остались дворцовый дизайн и форма, но частично утрачена аутентичность материалов. Основополагающим элементом данной номинации является духовная ценность дворца, которая со временем только усиливается в связи с трагической депортацией крымских татар, которые сейчас массово возвращаются из мест вынужденной ссылки на свою историческую родину».
«Название объект: Ханская мечеть. Виды ремонтно-реставрационных работ, которые выполнялись на объекте: окраска в традиционные цвета. Расчистка и перекладка черепицы на глиняном растворе. Реставрация монументальной настенной живописи. Завершение минаретов выполнено из оцинкованного металла. Степень аутентичности – частичное несоответствие аутентичности за счёт использования нового покрытия».
Так, в 2013 году Украина официально признала частичное несоответствие аутентичности Ханской мечети. И после этого украинская власть всё равно посчитала уместным обвинить правительство Крыма в уничтожении аутентичности мечети.
В свою очередь директор Музея истории и культуры крымских татар Мерьем Сейтумерова сказала КИА, что уникальность работ, которые проводятся на территории Ханского дворца, заключается в их масштабе.
«Проводились какие-то частичные ремонты, которых было недостаточно. Здание находится рядом с рекой, которая тянет за собой весь дворец, по этой причине требуется было укрепить конструкции. Это глобальное и очень ответственное мероприятие», — сказала Мерьем Сейтумерова.
По её словам, при Украине к объекту культурного наследия не было такого внимания, как при России. Также, не хватало финансирования.
«Реставрации проводились, но мы говорим о том, что они не были настолько комплексными и масштабными. Пришло время всерьёз заниматься Ханским дворцом, и уже давно пришло. Дворец построили много лет назад, и, разумеется, за ним требуется смотреть. Даже ханы проводили ремонты, как любой хозяин. Требуется собрать волю в кулак и не бояться, так как у того, кто боится, ничего не удастся», — отметила директор Музея истории и культуры крымских татар.
Она добавила, что международные общественные организации, заявляющие о желании сохранить культуру, стали больше руководствоваться политическими мотивами.
«Эксперты ЮНЕСКО так и не приехали в Крым, чтобы посмотреть, что у нас происходит на самом деле. Если люди говорят, что они желают сохранить мировое культурное наследие, но на территорию Крыма не приезжают, то это уже их проблемы», — сказала Сейтумерова.
Резюмируя, следует отметить, что в отличие от украинского периода, при России масштабные проекты в Крыму финансируются. Власть республики делает всё, чтобы объекты культурного наследия на полуострове сохранились, и никакие обвинения с украинской стороны для извлечения политических дивидендов этому не помешают.