Более 12 тыс. «зайцев» поймали в электричках Москвы в 2017 году. С безбилетных пассажиров взыскали в общей сложности 510 тыс. рублей. Данные об этом привели в пресс-службе Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). «в общем в 2017 году компания оформила 12 тыс. 80 штрафных документов», — сказали ТАСС в пресс-службе. Практически, это капля в море. В ЦППК подчёркивают, что подсчитать точное число безбилетников сложно, но приводят такую цифру: каждый день в столичном регионе на электричках в Москву и обратно едут почти 2 млн пассажиров, примерно 300 тыс. из них — без билета.
Поражает несопоставимость «заячьей» популяции с сомнительными успехами охотников на них. При этом вагоны временами даже по нескольку раз за рейс шерстят многие команды контролёров и сопровождающих их охранников. Совершенствуется тактика облав. Если раньше контролёры тупо шли из одного конца электрички в другой, чем пользовались безбилетники, чтобы обежать их по платформе, то со временем механизм отлова усложнился. Против «зайцев» стали применять кордоны полиции, перекрывающие платформу, чтобы воспрепятствовать перебежчикам пересесть в вагон. Контролёры стали двигаться навстречу друг другу с разных концов электрички. Наконец самый гибельный для «зайцев» вариант — сплошные проверки, контролёры сидят в каждом вагоне. И всё равно успехов не видно.
При этом железнодорожники сетуют, что ежегодно недополучают из-за безбилетников 2,5 млрд рублей. Но страшно представить, во что обходится содержание целой армии контролёров, охранников, ревизоров, которым требуется выплачивать зарплату, снабжать формой, предоставлять им социальные льготы (тот же бесплатный проезд). Думается, эта орава охотников на «зайцев» съедает за год немалые суммы.
Другой пример абсурдности ситуации. ЦППК жалуется на 2,5 млрд рублей, украденных безбилетниками, при этом в самой компании приводят парадоксальную сумму для сравнения. Если бы каждый безбилетник купил билет хотя бы на проезд в пределах одной зоны (22 рубля), то это принесло бы выручку на почти такую же сумму — 2,4 млрд рублей. В связи с этим возникает вопрос: если «зайцы» прогрызают в бюджете такую же примерно дыру, то не проще ли побудить людей приобретать билеты, не завышая цены на проезд? А то и снизив их.
Очевидно, что число безбилетников напрямую соотносится с реальным уровнем доходов населения, который по результатам прошедшего года продолжает снижаться. Не каждому по карману выкладывать пятую-шестую часть зарплаты при ежедневных поездках из пригорода в Москву. Например, месячный проездной билет на электричку с расстояния 40 километров от Москвы обходится пассажиру в среднем в 5000—6000 рублей.