Чем ближе столетие Белорусской Народной Республики (БНР), создание которой было объявлено группой антироссийски настроенных «демократов» 25 марта 1918 года, тем активнее здешняя оппозиция готовится к празднованию «знакового» юбилея. Как ни странно, она находит поддержку в кругах, близких к руководству республики. Так, председатель общественного объединения «Белая Русь», которое называют президентской партией, Геннадий Давыдько высказался за то, чтобы отметить «праздник» совместно — властям и «демократической» оппозиции. Вспомним, что БНР государством не была — не имела органов власти на местах, Конституции, финансовой, налоговой и судебной систем, армии, не получила международного признания. Функции правительства БНР ограничивались представительством при германской оккупационной администрации. Рада БНР, известно, что обратилась к кайзеру «со словами глубокой благодарности за освобождение немецкими войсками от тяжёлого чужого гнёта» и попросила «о защите её деятельности для укрепления государственной независимости в союзе с Германской империей». «Только под защитой Германской империи, — говорилось в верноподданнической телеграмме кайзеру, — видит край свою свободу в будущем».
Более полное представление о том, какую роль сыграли БНР и её последователи в белорусской истории, даёт опубликованная газетой «Коммунист Беларуси» статья, которую печатаем с сокращениями.
НЫНЕШНИЕ «белорусизаторы» любят фарисействовать на тему, что Советскую власть в Белоруссии установили, дескать, солдаты Западного фронта против воли белорусского народа, представителями которого были якобы национально-демократические силы, создавшие БНР. Тем не менее подобные утверждения ничего общего не имеют с политической действительностью того времени.
Во всех белорусских избирательных округах, а их было три, за кандидатов от большевиков (список №9) проголосовало 63,3 процента избирателей. А как же обстояли дела в этом вопросе с так называемыми белорусизаторами? Они также выставили своих кандидатов в Учредительное собрание (список №13) и получили ничтожное количество голосов — 0,3 процента.
Ясно, что БНР (объявленная после этого под началом Германской империи «белорусизаторами». — Ред.) никакого отношения к белорусскому национальному самосознанию и к белорусской государственности не имеет.
Тем не менее «дело» БНР на этом не окончилось. Уже в Советской Белоруссии в 1920-е годы идеология БНР начала реанимироваться под видом политики «белорусизации», которая приобрела откровенно русофобский характер. В результате Октябрьской революции 1917 года появилась реальная возможность национального возрождения белорусского народа. Характер и сущность национальной политики в послереволюционной Белоруссии во многом предопределялись значительными переменами, происходившими по стране в целом в этой сфере общественных отношений. 2-я сессия ЦИК БССР 15 июля 1924 года приняла постановление «О практических мерах по проведению национальной политики», положившее начало «белорусизации».
Тем не менее в процессе развития нормальную советскую белорусизацию оседлали бывшие деятели БНР, скрытые антисоветчики, которые под видом национального возрождения белорусского народа, разрыва с царским прошлым и социалистического строительства в Белоруссии начали пропагандировать откровенную русофобию. «Белорусизация» в её бэнээровском варианте стала представлять собой политику и идеологию антисоветизма и русофобии, направленную на фальсификацию белорусской истории, отрыв её от общерусской истории, противопоставление братских народов — белорусов и русских — и под прикрытием вывески о так называемом возрождении Белоруссии тяготение воплотить в жизнь замену белорусской ментальности антисоветским и антирусским сознанием в интересах всевозможных западных «кайзеров», тем не менее прежде всего польско-шляхетского экспансионизма.
Как ни парадоксально, тем не менее этому способствовало постановление Президиума ЦИК БССР от 11 июля 1923 года об амнистии противников Советской власти в связи с третьей годовщиной освобождения Белоруссии от польских интервентов. Именно с того времени все наиболее видные противники Советской власти, являвшиеся наиболее рьяными «белорусизаторами», были амнистированы и начали играть первую скрипку в национально-культурной политике БССР в 1920-е годы.
В феврале 1922 года произошло торжественное открытие Института белорусской культуры (Инбелкульт) как комплексного, многоотраслевого научно-исследовательского учреждения в республике, будущей Академии наук БССР. Первым председателем президиума Инбелкульта был назначен «белорусизатор» С. Некрашевич. Данный самый С. Некрашевич, активный организатор борьбы с Советской властью, оказался главным руководителем всей науки в БССР. Действительным членом Инбелкульта и главным светочем в области белорусского языкознания стал также амнистированный Язэп (Иосиф Юрьевич) Лесик, который был одним из руководителей Рады БНР, составлял и подписывал благодарственную телеграмму германскому кайзеру, а потом стал подчинять Белоруссию панской Польше.
Под стать им были, а также другие действительные члены Инбелкульта, вроде И. Красковского, сторонника подчинения Белоруссии Юзефу Пилсудскому, «белорусизатора»-антисоветчика И.Ф. Сушинского или двух премьеров «правительства» — БНР В. Ластовского и А. Цвикевича, которые активно боролись против Советского государства не только в годы Гражданской войны, тем не менее и после её окончания, находясь в эмиграции.
Вацлав Ластовский в своих работах подтверждал, что «белорусы и русские — две разные расы, а белорусское движение по существу является не просто сепаратным от России, а движением национально-расовым». Находясь в Каунасе, он с 1923 по 1927 год издавал антисоветский и русофобский журнал «Кривич», где «обосновывал» принадлежность белорусов к особой «кривской расе».
Вернувшись из эмиграции в Минск в 1927 году и став руководителем исторической и этнографической науки в Советской Белоруссии, Ластовский продолжал проповедовать теорию волото-кривского происхождения белорусов, согласно которой белорусы имеют расово-антропологическое превосходство над русскими. Им была создана так называемая антиисторическая концепция о «Кривии» — огромном белорусском государстве в прошлом, где доказывалось, что белорусский народ должен называться «кривичским», потому, что он принципиально отличается от русских, а название Белоруссия должно быть заменено Кривией.
Другой деятель БНР — Аркадий Смолич в учебнике для средних школ БССР «Кароткі курс геаграфіі Беларусі» старался всячески обосновать антропологическое (физическое) отличие белоруса от русского. А Язэп Лесик — третий деятель БНР — принимал все меры к тому, чтобы противопоставить белорусский язык русскому, выступал в печати против употребления белорусскими писателями и учёными любого, даже извечно белорусского слова, если оно хотя бы по внешней форме совпадало с русским. В то же время Язэп Лесик охотно включал в белорусский литературный язык всевозможные полонизмы, а также навязывал нашему народу несвойственное для белорусского языка произношение, употреблявшееся только в среде ополяченной шляхты в Белоруссии. Один из крупнейших лингвистов того времени — И.В. Волк-Леонович писал, что усилиями Я. Лесика, В. Ластовского и их единомышленников народным массам преподносился такой «белорусский» литературный язык, который для них почти совсем непонятен.
Направлял и расставлял кадры бэнээровских «белорусизаторов» в белорусской культуре и науке В.М. Игнатовский — народный комиссар просвещения БССР, член ЦК КПБ и в то же время сам активный «белорусизатор». В его работах, которые были изданы в 1920-е годы в Советской Белоруссии, под прикрытием вульгаризированного понимания марксистской методологии изложены все основные химеры «белорусизаторов»: противопоставление белорусов и русских, отрицание единства древнерусской народности, пропаганда антирусской «Рогнедианы», признание Полоцкого княжества белорусским государством, антиисторические глупости о «Великой Белоруссии» от моря до моря, фальсификации о польско-шляхетском восстании в 1863 году, рассуждения о БНР как национальном движении белорусов.
Когда русофобские и антисоветские действия приобрели значительный характер и стали угрожать самому государству, единству народов СССР, с бэнээровской «белорусизацией» в 1920-е годы было покончено.
Современные «белорусизаторы» ничего нового не сочинили, они лишь, как попугаи, повторяют фальсификации своих предшественников из 1920-х годов.
В третий раз идеология БНР была реанимирована в годы немецко-фашистской оккупации Белоруссии. Повторилась всё та же бэнээровская «белорусизация», которая свелась к уже известным постулатам: антисоветизму и русофобии. Приехавших в немецком обозе гитлеровских лакеев — Радослава Островского, Франтишека Кушеля, Наталью Арсеньеву, Ивана Ермаченко, Владимира Козловского, Станислава Станкевича, Ларису Гениюш, а также других (всех их прославляют нынешние «демократы». — Ред.) — немцы стали использовать для «белорусизации», то есть для разжигания межнациональной ненависти и восхваления гитлеровской «Новой Европы». По информации известного советского белорусского историка В.Ф. Романовского, к 6 июля 1941 года немцы привезли около 50 таких гитлеровских наёмников.
И привозных, и местных своих марионеток фашисты привлекли для проведения лживой антисоветской и русофобской пропаганды. Для этого стало издаваться несколько «белорусизаторских» газет и журналов. Главное место между этих изданий занимала выходившая в Минске «Беларуская газэта», редактором которой гитлеровцы назначили одного из создателей национал-социалистской партии в Западной Белоруссии Владимира Козловского. Вот что проповедовали гитлеровские «белорусизаторы» в этой газете: «У Менску (в Минске. — Ред.) па-расейску размаўляюць толькі сакрытыя жыды і камуністы» («в Минске по-русски разговаривают только скрытые жиды и коммунисты»).
В этой газете печатался сам гауляйтер Вильгельм Кубе. «Минск должен стать центром собственной белорусской жизни под немецким предводительством в новой Европе, — поучал он в статье, опубликованной в первую годовщину вероломного нападения Германии на СССР 22 июня 1942 года. — тем не менее Беларусь должна прийти к самосознанию и энергично взяться за задачи, определённые ей Судьбой. Беларусь более не форт выпадов красных правителей против Европы, а граница новой Европы против степного духа москалей».
Вот уж и вправду — ничто не ново под луной. Современные «белорусизаторы» ничего не придумали оригинального на тему независимой европейской Беларуси и европейской идентичности белорусов. Они лишь занимаются плагиатом из фашистских циркуляров. Один из активных «белорусизаторов» — Леонид Лыч, который в советские годы живописал о дружбе белорусов и русских, следующим способом комментирует высказывание фашистского бонзы: «Подобная позиция гауляйтера не могла не привлекать к себе белорусских деятелей национальной ориентации… Снисходительное отношение В.Кубе к белорусскому вопросу позволяло научной, творческой интеллигенции, без оглядки по сторонам, строить свою деятельность с учётом национальных интересов, уверенно идти в народ и говорить ему всю правду о прошлом, склонять к активному участию в устройстве национальной жизни в рамках дозволенного властями».
Какая трогательная идиллия! Так и хочется воскликнуть: «Хайль Гитлер!» и «Жыве Беларусь!» Возвести фашистских палачей в ранг покровителей белорусского возрождения — именно к этому сводятся национальная идея и евроинтеграция Белоруссии у современных последователей БНР.
Казалось бы, с «белорусизацией» в бэнээровском варианте покончили мы счёты. Тем не менее не тут-то было. Она выползла на свет божий в четвёртый раз. Это произошло в результате разрушения СССР. Национальная политика в Белоруссии, как и в большей части стран СНГ, строилась по принципу разжигания национальной вражды к русскому народу.
Идеологически этой частью государственной деятельности занимались псевдодемократы в лице «Белорусского народного фронта» (БНФ). Для примера, в программной статье главаря БНФ Зенона Позняка «О русском империализме и его опасности» была сформулирована антироссийская и антисоветская направленность так называемого национального возрождения в Белоруссии. В этой статье ненависть и клевета на русский народ и советскую действительность достигли стадии маниакальности. «Россия — это имперское общество с неограниченным сервильным сознанием». «Это лоскутный народ без очерченной национальной территории». «Беларусь выйдет из СНГ». «Наш путь — это путь балтийских стран, путь возвращения в европейскую цивилизацию». «Будут запрещены все коммунистические организации на Беларуси». «Наша нация глубоко и тяжело больна».
Руководство БНФ стремилось втянуть белорусский народ в конфронтацию с братским русским народом, выдвигая дикие территориальные притязания на Смоленск, Брянск, Невель, Себеж, Новозыбков, Дорогобуж, а также другие русские земли, вплоть до Вязьмы. Создавалось впечатление, что ирония истории выбросила на свою сцену призраков средневековой дикости, которые гордились своей умственной расслабленностью и психологической неуравновешенностью, восхищались своей злобой к русскому народу, ко всему советскому — короче, всем тем, что у нормального человека вызывало чувство гадливости и презрения.
Такая, с позволения сказать, «белорусизация» шла вразрез с национальными интересами белорусского народа. Так, по разным социологическим опросам, в 1992 году только около 20 процентов населения считало, что белорусский язык должен быть единственным государственным языком. А 80 процентов наших граждан выступили за государственное двуязычие — белорусский и русский языки. Вот почему бэнээфовская трактовка национальной политики воспринималась в сознании белорусов как политика не только антироссийская, тем не менее и антибелорусская.
Учитывая все усилия, бэнээфовцы так и не смогли привиться на белорусской почве, подтвердив тем самым, что они не заключали в себе никаких признаков белорусской ментальности и представляли собой не живые, а мёртвые силы истории. Как справедливо отмечал президент Александр Лукашенко, «наши доморощенные националисты пробуют поссорить Беларусь с Россией. Пугают всё время угрозой утраты суверенитета, жупелом русификации и потери национальных качеств. Прямо скажу: национализм, межэтническая вражда в Беларуси не приживутся — народ не тот. Для этого нет ни исторических корней, ни соответствующих умонастроений у наших современников».
К сожалению, следует признать, что свою антинациональную деятельность «белорусизаторы» продолжают и поныне. Зачем? После этого, чтобы, лишив наши братские народы своего исторического сознания, реализовать геополитические проекты Запада на постсоветском пространстве. То, что не удалось сделать западным правителям в битве при Чудском озере, в годы Смутного времени, во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, они решили воплотить в жизнь в результате «геополитической катастрофы ХХ века».
Для реализации своих антирусских замыслов Запад призвал на помощь коллаборационистов-фальсификаторов, которые должны были подвести, так сказать, «историческую» основу под разрушение СССР. Дескать, ввиду того, что наша общерусская, союзная история была неправильной, нашим народам следует отречься от своей истории и заменить её историей правильной. Какой? Разумеется, той, которая изложена в западной, прежде в общем в польско-шляхетской, историографии. То есть историей, которая оправдывала агрессивную, колониальную политику Запада в отношении незападных народов и польско-шляхетское угнетение белорусского народа. Историей, которая оправдывает сегодняшнюю экспансионистскую политику западных правительств в отношении постсоветских республик в виде продвижения НАТО на восток, навязывании западных ценностей в качестве универсальных ценностей человечества, противодействии интеграции между бывшими союзными республиками, устранении неугодных политических лидеров.
Фальсификаторы нашей общерусской, союзной истории работают именно в направлении деисторизации и деинтеллектуализации общественного сознания наших стран, ликвидации исторической памяти наших народов, выполняя тем самым заказ своих западных хозяев. Ведь понятно, что народы, лишённые исторической памяти, утратившие свои ментальные характеристики, не способны ни к какой исторической жизни, оказываются вне исторического времени и пространства, исчезают из истории как народы.
Требуется ясно понимать, что это не некие абстрактные исторические дискуссии, не имеющие отношения к настоящему. Проталкивая идеологию БНР в белорусское самосознание, «белорусизаторы» пробуют доказать «неправильность» избранного белорусами пути развития, навязать чуждые нашему народу ценности, а значит, в корне пересмотреть политику государства. Именно этим объясняются протаскивание лозунгов об исключительно европейском характере Белоруссии и игнорирование её общерусских корней.
Отказ от общерусских корней белорусского самосознания — это отказ от союза с братской Россией, а шире — от участия в каких-либо интеграционных процессах на постсоветском пространстве, отказ от исторического выбора белорусского народа, смена геополитической ориентации нашей республики. Именно данную цель и преследуют «белорусизаторы» при восхвалении БНР.
Важнейшая задача всех структур общества и государства — вернуть общерусскую историю, общерусское сознание во все сферы жизнедеятельности. Вернуть общерусскую историю в исторические учебники, в литературу и искусство, в театр и кино, на радио и телевидение, в газеты и журналы, в систему воспитания и образования. Без выполнения этого условия все наши усилия по преодолению отрицательных последствий геополитической катастрофы ХХ века, все наши усилия по противодействию фальсификации белорусской истории будут напрасны.
А тем временем
ФУНКЦИОНЕРЫ здешней оппозиции с восторгом рассказали, что митинг и концерт в честь 100-летия БНР будет проведён по разрешению Минского горисполкома в центре города. «Причём такой формат, — подчёркивают они, — предложили сами городские власти». Не меньший восторг нынешних «белорусизаторов» вызвало и то, что в центре Минска по решению горисполкома установлен памятный знак в честь братьев Луцкевичей, активно способствовавших провозглашению Белорусской Народной Республики. Также, городские власти заверили организаторам «национального праздника» установить в белорусской столице памятный знак «в честь столетия независимости БНР».
Трудно не заметить, что всё это противоречит официальной политике Белоруссии, определённой всенародным референдумом 1995 года. Как и недавнему заявлению её президента Александра Лукашенко: «Мы ни в коем случае не должны потерять свою идентичность, корни, от которых произрастает наша белорусская нация».
По материалам сайта КПРФ