В 132-ю годовщину от момента рождения партийного и государственного деятеля Сергея Кирова, чьё имя носит областной центр кировские коммунисты возложили цветы к его памятникам у ЦУМа и у завода «Лепсе». Перед собравшимися выступил Первый секретарь Кировского горкома КПРФ Алексей Вотинцев. В своей речи он особо подчеркнул важность борьбы за сохранение исторического названия нашего города, неприемлемости переименования областного центра в Вятку.
Заметим, что после убийства Сергея Кирова в память о нём президиум ВЦИК 5 декабря 1934 года принял постановление о переименовании города Вятки в город Киров и образовании Кировского края, с центром в городе Кирове. Это событие резко повысило статус города от районного центра до краевого.
12 декабря 1993 года, вместе с референдумом по принятию в РФ новой Конституции, в Кирове был проведён опрос населения по поводу возвращения городу названия Вятка. Большинством голосов решение о переименовании было отклонено. В 1997 году был организован повторный опрос горожан по этому же вопросу, показавший, что мнение горожан не изменилось.
За основу своего псевдонима Cергей Костриков взял имя болгарского хана Кира, найденное им в календаре (фамилия Киров довольно распространена в Болгарии). История появления псевдонима описана в очерке «Мироныч» осетинского революционера и писателя Дзахо Гатуева:
– Перцов!.. Капустин!.. Ракитников!..
И ещё и ещё... Однако Мироныч каждый раз отрицательно качал
головой.
– Не годится...
Это придумывали для Мироныча новый псевдоним, Продолжать работу
со старым было как-то неловко,
– Да посмотрите в календарь, Николай Петрович… А то живот
болит от ваших овощных фамилий, – остановился на мгновенье Солодов.
– В самом деле! – И Розанов побежал в контору. Он возвращался,
уже перелистывая снятый со стены календарь, и читал:
– Полиевкт, Евтихий, Пелагея, Агапит, Софроний.
Мироныч улыбался.
– Нет, нет.
– Николай, Ольга, Мария, Кир.
– Кир! – опять остановился Солодов. – Кир!.. Киров! – это
замечательно.
– Величайший полководец в подполье! – улыбнулся Мироныч.
Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия – Костриков) родился в городе Уржуме Вятской губернии в бедной семье. Семи лет лишился родителей, воспитывался в детском приюте. Окончив начальную школу и городское училище, в 1901-1904 гг. учился в Казанском механико-техническом училище, где включился в революционную деятельность.
Активный участник Первой русской революции: организовывал вооруженную демонстрацию в Томске, распространял нелегальную литературу, вел рабочие кружки, заведовал нелегальной типографией. Член Томского комитета РСДРП. За революционную деятельность в 1905, 1906-1908, 1911-1912 гг. подвергался арестам и тюремному заключению. С 1908 г. вел работу по восстановлению разгромленных в годы реакции партийных организаций в Иркутске и Владикавказе.
После Февральской революции руководил партийным комитетом во Владикавказе, был членом Владикавказского Совета. Как делегат 2 Всероссийского съезда Советов участвовал в вооруженном восстании в Петрограде. Руководил борьбой за установление Советской власти на Северном Кавказе. В 1919 г. – председатель Временного военно-революционного комитета Астраханского края, член Реввоенсовета 11-й армии, участвовал в разгроме Деникина. С мая 1920 г. – полномочный представитель РСФСР в Грузии, через несколько месяцев назначается руководителем советской делегации на предварительных мирных переговорах с Польшей в Риге. После заключения мира с поляками – на партийной работе на Северном Кавказе, потом – в Азербайджане, где с 1921 г. по 1925 г. – секретарь ЦК КП(б) Азербайджана. Один из основателей Закавказской Федерации (ЗСФСР).
С февраля 1926 г. – первый секретарь Ленинградского губкома (обкома) партии и северо-западного бюро ЦК ВКП(б), одновременно с 10 февраля 1934 г. – секретарь ЦК ВКП(б). На X, XI съездах РКП(б) избирался кандидатом в члены ЦК, на XII-XVII съездах партии – членом ЦК. Кандидат в члены Политбюро с 1930 г. Был членом ВЦИК, ЦИК СССР.
После Великой Октябрьской социалистической революции Киров 8 лет, провёл в Ленинграде в качестве Первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б). Киров стал здесь своим человеком, настоящим народным «любимцем», сплотил вокруг себя партийную организацию, укрепил значение Ленинграда именно как второго города в государстве.
1 декабря 1934 г. в Ленинграде, в Смольном 30-летний Леонид Николаев выстрелом из револьвера убил Сергея Кирова.
Это случилось в пятом часу. Раздалось два выстрела. Когда подоспели те немногие, которые ещё оставались в Смольном, то их взгляду предстала такая картина: налево от дверей приемной в коридоре ничком лежал Киров. Убийство Сергея Мироновича произвело очень сильное впечатление на советское общество.
По материалам сайта КПРФ