Последние новости

Реклама

"По законам Карла Маркса". Статья Юозаса Ермалавичюса

Трудовое человечество во главе с международным коммунистическим движением отмечает 200–летие от момента рождения Карла Маркса – 5 мая 1818 года. За заслуги перед человечеством К. Маркс признан Человеком второго тысячелетия нынешней эры. Величайшим творческим его достижением стало научное мировоззрение диалектического материализма, идеалом которого автор определил «человеческое общество, или обобществившееся человечество». Следуя человеческому идеалу, материалистическая диалектика выступает теоретической и методологической основой науки, играющей ведущую роль в историческом прогрессе человечества. Естественная природа и всемирная история развиваются по всеобщим объективным законам диалектики. Эти универсальные законы во многих случаях называются именем их открывателя – К. Маркса.
Крылатая фраза К. Маркса «революции – локомотивы истории» основывается на открытом им диалектико-материалистическом понимании истории. Объективные законы социальной революции К. Маркс обнаружил в способе материального производства – диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Об этом он писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Социальная революция обеспечивает соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил. По этой причине в мировом историческом процессе наблюдается чередование производственных и социальных революций.

Могущественную силу социальной революции К. Маркс направил на освобождение человека. Сформулированный им категорический императив требует «ниспровергнуть все отношения, среди которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом». На основе этой революционной установки К. Маркс определил главный принцип коммунистического гуманизма: «человек – высшее существо для человека». Это означает, что человек представляет из себя наивысшую социальную ценность в обществе. Свободное развитие человеческой личности является условием свободного развития общества. Так, революционное преобразование и обновление жизни общества следует к становлению человечества обобществившемся людским коллективом, за судьбу которого ответственен каждый человек.

Изучив сущность и закономерности развития капиталистического способа общественного производства, К. Маркс пришел к выводу, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание». По мнению К. Маркса, «централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается». Содержанием этого социального взрыва является «превращение капиталистической частной собственности, практически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность». Все эти научно-теоретические открытия К. Маркса основывались на всеобщем объективном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей, - выступающем в исторической действительности ядром социальной революции.

К особому типу социальных революций относятся социалистические революции, обеспечивающие переход человечества от классово-антагонистического жизнеустройства к бесклассовому общественному укладу социальной свободы и равенства. Именно социалистическая революция производит превращение частной собственности в общественную собственность на средства производства. Осмысливая данную закономерность, К. Маркс обнаружил, что «буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства», поскольку «развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма». В итоге, по убеждению К. Маркса, «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества». Перспективу столь необычайного революционного скачка в мировом историческом процессе Ф. Энгельс квалифицировал в качестве «величайшей революции всех времен».

Содержание величайшей социальной революции во всемирной истории Ф. Энгельс обозначил как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы». По его мнению, в процессе этой особой революции «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей». Первостепенную роль при этом играет научное мировоззрение в соответствии с положением К. Маркса, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». По этой причине, приступая к организации международного коммунистического движения, в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс заявили: «Коммунисты имеют возможность выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства всеобщая социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое развитие народонаселения земного шара и заявляет сознательное, гармоническое развитие общества.

Первым вопросом социальной революции выступает вопрос о политической власти, решение которого позволяет обеспечить коренное преобразование всего общественного жизнеустройства народов. Прогнозируя политическую стратегию исторического движения человечества вперед путём общественного прогресса, К. Маркс писал: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит промежуток времени революционного превращения первого во второе. Этому промежутку времени соответствует и политический переходный промежуток времени, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Революционная диктатура выступает воплощением в жизнь общества всеобщих объективных законов диалектики, кроме того, основополагающих экономических и социальных законов. Диктатура всеобщей социалистической революции снимает действие каких-либо иных общественных законов, поскольку революционный кризис всех социальных слоев и революционная ситуация во всех сферах жизни общества не поддаются произвольному управлению господствующими «верхами». Диктатура социалистической революции подавляет контрреволюционную диктатуру капитала ради созидания коммунистического общества социальной свободы и равенства.

Марксистская теория всеобщей социалистической революции получила практическое воплощение в исторической действительности в начале ХХ века, когда капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего существования. Во всемирной истории наступила эпоха новейшего времени, содержанием которой стал революционный переход человечества от капитализма к социализму. Империализм воплотил в себе общий кризис капитализма, охватывающий все социальные слои и все сферы жизни буржуазного общества, всё время нарастающий вплоть до общенациональной катастрофы, следующий к гибели капиталистической формации общества и революционному его обновлению на социалистических началах. Раскрывая закономерности существования капитализма на империалистической стадии, В. И. Ленин обобщил, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу». Обобществление материального производства обусловливало превращение частной собственности в общественную собственность на средства производства. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического способа производства, стало подавлять господство монополий. Эти тенденции олицетворяли вырождение и саморазрушение капитализма, его революционную замену социализмом.

Вследствие обострения общественных противоречий капитализма на империалистической стадии буржуазное общество поворачивало от политической демократии к насилию, реакции, террору. Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны, обостряющие его противоречия до крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации капитализма В.И. Ленин нашел во всеобщей социалистической революции. Он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и вероятные временные неуспехи её или волны контрреволюции, - окончательная победа пролетариата неизбежна». Политическая реакция империалистической контрреволюции противоположна действию объективных законов исторического прогресса, по этой причине завершается неминуемой гибелью.

Первым во всемирной истории практическим подтверждением правильности марксистской теории социалистической революции стала Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России. Она оказала глубинное преобразующее влияние на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Оценивая влияние Великого Октября на мировой исторический процесс, В.И. Ленин подчеркнул, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию». Так, Великая Октябрьская социалистическая революция выступила стартом всемирной социалистической революции. К середине ХХ века социалистическая революция вышла в международное пространство, обеспечивая становление мировой общественной системы социализма, а в дальнейшем и достижения ею равновесия с мировой капиталистической системой.

Рожденные Великим Октябрем, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к середине ХХ столетия такое могущественное явление новейшей эпохи, как мировая научно-техническая революция, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни международного сообщества. Под воздействием научно-технической революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования характера производственных отношений во всемирном объеме. Научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, что послужило образованию наукоемкого вида производства, гарантирующего возможности для беспредельного его развития вплоть до полного удовлетворения человеческих нужд всего населения планеты. Под воздействием научно-технической революции концентрация, централизация, интеграция производства стали принимать всемирную степень и глобальный характер, что способствовало становлению единого мирового материально-производственного процесса. Но должное осуществление новейших возможностей технического и технологического совершенствования общественного производства оказалось невозможным в условиях капиталистического способа производства, ограниченного оковами частной собственности на средства производства.

В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства целиком исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования. Частная собственность не только прекратила служить основой формирования производственных отношений буржуазного общества, но и превратилась в разрушителя производства. Отставание старой капиталистической системы производственных отношений от нового уровня развития производительных сил обернулось очередным обострением в 1970–е годы общего кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара, способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете, следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистический лад первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. В итоге империализм охвачен всеобщей агонией. В земном пространстве стали действовать объективные законы всемирной социалистической революции.

Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным и опасным. В 1980-е годы он развязал глобальную агрессию против всего человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе. Но разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом мировой социалистической системы империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходное положение, которым она не может овладеть, по этой причине обречена на неизбежную гибель. В итоге на планете образовался глобальный хаос, который не поддается произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Соответственно обострилась и усложнилась «война интересов» - всемирная гражданская война.

Глобальный хаос стал хоронить капиталистическую формацию общества на кладбище всемирной истории. Гибнущий капитал не мог не вызвать обвального саморазрушения мировой капиталистической системы, а заодно и всего частнособственнического жизнеустройства человечества. В условиях глобального кризиса, всемирной революционной ситуации, всеобщей агонии империализма, всемирной гражданской войны, реставрации капитализма в подорванном социалистическом лагере, разгула империалистической контрреволюции в планетарном пространстве и подобных им трендов целиком попирается международное право, в мировой политике преобладают диверсии и провокации, в международные отношения ворвались террор и разбой, развернулся грабеж общественного богатства народов и природных ресурсов планеты, нравственное разложение вошло в образ жизни населения, политическая идеология превратилась в дезинформацию и демагогию, миллиарды людей оказались в узде идеологического манипулирования и обмана, у подавляющего большинства жителей земного шара отсутствует адекватное восприятие общественной действительности. Победить вакханалию империализма и овладеть глобальным хаосом может только диктатура глобальной социалистической революции, действующая в соответствии с всеобщими объективными законами диалектики.

В современном мире материалистическая диалектика К. Маркса оказалась единственным учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального хаоса, а благоприятствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Материалистическая диалектика обеспечивает адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности в мире, содействуя сознательному использованию объективных законов общественного развития в революционной практике. На основе диалектико-материалистического мировоззрения марксистско-ленинские партии рабочего класса разрабатывают свою теорию, стратегию и тактику, что требуется для решения назревших задач исторического прогресса.

Особое значение диалектического материализма заключается в том, что это марксистское учение выступает теоретической и методологической основой научного обоснования жизни общества и научного управления общественным развитием, необходимых для революционного выхода из глобального хаоса к созиданию коммунистического общества. Без научного обоснования жизни общества и научного управления её развитием невозможно овладение наукоемким производством, созданным мировой научно-технической революцией. Согласно научному мировоззрению диалектического материализма, степень наукоемкости производства выступает исходной позицией при определении форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организации труда.При этом, всеобщие объективные законы диалектики действуют в социалистических интересах интернационального пролетариата, к различным слоям которого ныне относятся 99 процентов человечества, владеющих меньше чем 20 процентами всемирного богатства. Все эти пролетарские и полупролетарские слои трудящихся выступают движущими силами глобальной социалистической революции. В этих условиях коммунистическое движение современности отстаивает социалистические интересы международного рабочего класса и всего трудового человечества, добивается всемирного торжества социализма, ориентируется к построению коммунистического общества на планете Земля.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля