Уже через несколько дней весь мир будет отмечать важнейшую историческую дату подписания акта капитуляции фашистской Германии. В народе за этими громкими словами стоят два важнейших для страны слова – День Победы. О процессе преображения праздника, мемориалах, городах-героях вечном огне, исторических и современных традициях празднования мы решили поговорить с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории России Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Алексеем Поповым, пишет издание «Крымское информационное агентство».
— Исследователей советского прошлого в Крыму не много…
— Вопросы исторической памяти интересовали меня, как исследователя, достаточно давно. В частности, я входил в состав интернациональной научной группы, которая изучала особенности празднования 70-летия Победы в России, Германии, Республике Беларусь, Молдавии, Украине и Эстонии. Получилось очень интересное сравнительное исследование, к сожалению, опубликованное лишь недавно и на немецком языке. Мой раздел называется «Спасибо деду за Победу! Спасибо Путину за Крым!» (в немецком переводе: «Danke, Opa, für den Sieg! Danke, Putin, für die Krim!»), – такой плакат я увидел в руках одной девочки на улице Симферополя 9 мая 2015 года. А сейчас мы вместе с моими коллегами на кафедре истории России КФУ начали работу по гранту Российского фонда фундаментальных исследований, связанную с изучением памяти о Великой Отечественной войне в советском обществе, делая особый акцент на южные города-герои: Волгоград, Севастополь, Керчь и Новороссийск. Пока мы только в начале пути, однако уже создаётся ощущение, что непосредственно события войны известны даже лучше чем то, как потом об этой войне вспоминали последующие поколения наших соотечественников. Тем более что не только военное прошлое, однако и историческая память о нем во многих случаях становится объектом политических спекуляций.
— Когда и почему День Победы стал главным историческим и патриотическим праздником Советского Союза, России? Ведь как известно, первоначально 9 мая был обычным рабочим днём.
— Это случилось не сразу, не в 1945-м году. Продолжительное время главным, можно сказать смыслообразующим советским праздником был день Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября по новому стилю). Соответственно первые годы и даже десятилетия после войны революционная тема преобладала над военной. К тому же в целом было не до пышных торжеств. Ключевой задачей было восстановление разрушенной экономики страны, а виртуальной целью развития все ещё считалось построение коммунизма. Первые изменения наметились в 1955 г., когда Георгий Константинович Жуков, находясь на посту Министра обороны СССР, поставил перед руководством страны вопрос о масштабном увековечивании памяти войны в таких городах как Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. Вместе с тем он указывал на социалистические страны, где уже действовали крупные мемориалы. Знаменитый советский скульптор Евгений Вучетич закончил работу над статуей Воина-освободителя в берлинском Трептов-парке к четвертой годовщине Победы. А вот созданный под его руководством мемориал на Мамаевом Кургане в Волгограде был открыт почти 20 лет спустя, в 1967 г. Годом «коренного перелома» в советской мемориальной культуре исследователи называют 1965-й, а его инициатором называют Леонида Ильича Брежнева. Именно он единственным из советских правителей находился в действующей армии и, будучи офицером-политработником среднего звена, непосредственно видел ужасы и тяготы войны. Другое дело, что потом его персональный вклад в освобождение Кавказа и Крыма был искусственно раздут до невероятных масштабов и даже ветераны-«малоземельцы» тяготились того, что место их реального подвига на мысе Мысхако под Новороссийском стал объектом для шуток и анекдотов.
— То есть, если бы Брежнев не был фронтовиком, то революция 1917 года оставалась бы главным советским праздником?
— Кроме личных, у Брежнева были и политические причины. К тому времени уже всем стало очевидно, что коммунизм недостижим, по этой причине идеологический акцент сместился из будущего в прошлое. Оказалось, что Победа в Великой Отечественной войне – это и есть главный, вполне реальный и осязаемый успех «Страны Советов». И значит, им необходимо гордиться, его необходимо помнить, поскольку эта память объединяет. В 1965 г. День Победы вновь стал праздничным нерабочим днём. Также с этого времени начинают проводиться привычные нам мероприятия, которые связаны с этой датой – торжественные возложения венков и цветов к Вечным огням, а также другим памятникам, парады, праздничные концерты, все это транслируется в прямом эфире по телевидению. Также в первый раз начинают широко реализовываться меры социальной поддержки инвалидов и участников войны, бывших партизан и подпольщиков. Ни Сталину, ни Хрущеву до этого, по большому счету, не было дела. Брежнев умер в 1982 г., однако сформировавшаяся при нем концепция исторической памяти о войне, хоть и с некоторыми изменениями (к началу 1990-х гг. произошёл отказ от тезиса о руководящей и направляющей роли коммунистической партии в разгроме фашистской Германии), однако остается актуальной до сих пор. Хотя, уже в брежневский промежуток времени проявились некоторые не совсем положительные тенденции. В частности, решение о сооружении монументальной композиции «Солдат и Матрос» на мысе Хрустальном в Севастополе было принято в 1972 году, а завершили его возведение (причем в более «скромном» варианте) только в 2007-м, спустя 35 (!) лет. Как вспоминает главный архитектор Севастополя Алексей Баглей, возглавлявший Украинскую ССР Владимир Щербицкий согласился выделить на мемориал только 6 миллионов рублей, вместо необходимых 12. Из-за этого сооружение «мемориального долгостроя» затянулось до периода поздней «перестройки». Потом вспыхнули новые дискуссии вокруг его художественной ценности, расположении, символике, из-за чего недостроенную архитектурную композицию едва не пустили на металлолом. И все это в городе, который одним из первых стали называть городом-героем.
— Как вообще появилась традиция предоставления статуса города-героя?
— Первоначально выражение «город-герой» появилось в публицистических текстах. В частности, в апреле 1942 г. на страницах газеты «Известия» были напечатаны такие слова: «Морская крепость, город-герой Севастополь был, есть и будет советским». Первое упоминание городов-героев в официальном документе появилось в приказе Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина № 20 от 1 мая 1945 г., где в этом качестве были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. И упоминание это имело один единственный контекст – в этих городах, наряду с Москвой и столицами союзных республик, приказывалось провести праздничный салют. Только два десятилетия спустя было утверждено специальное «Положение о почетном звании “город-герой”». В 1965 г. данный статус получили Москва, Волгоград, Киев, Ленинград, Одесса, Севастополь и Брест (как «крепость-герой). Керчь и Новороссийск одновременно стали городами-героями 14 сентября 1973 г. Это событие было приурочено к 30-летию освобождения Новороссийска и Керченско-Эльтигенского десанта. Позже городами-героями стали также Минск (1974 г.), Тула (1976 г.), Мурманск и Смоленск (1985 г.).
— Крым богат тысячами памятников, вязанных с событиями 1941–1945 годов…
— Крым на мемориальной карте памяти о войне был и остается знаковым местом. На его относительно небольшой территории расположено два города-героя – Севастополь и Керчь. Также всемирно известной является Ливадия, ставшая местом проведения Крымской (Ялтинской) конференции в феврале 1945 г. Для всей планеты это символ подведения геополитических итогов войны и всего послевоенного мироустройства, независимо от того, нравятся кому-то эти результаты или нет. Такой концентрации ключевых «мест памяти» больше нигде нет. Уже в российских реалиях Феодосия получила статус «города воинской славы». Однако есть и ещё множество уникальных мемориальных объектов, связанных с героическими боями, десантными операциями, борьбой партизан и подпольщиков, массовым уничтожением мирного населения и целых сел. Однако их надо поддерживать в соответствующем состоянии, бережно к ним относиться. Недавно принимал участие в жюри, оценивал краеведческие работы учащихся по линии Малой академии наук (МАН). И вот одна школьница сделала прекрасную работу об утраченных памятниках партизанам в горно-лесной зоне Крыма. Оказывается целиком или частично уничтожены десятки памятников и памятных знаков, которые существовали в советское время. Некоторые с большим трудом удается сохранить. Памятник на месте бывшего партизанского «аэродрома» включал в себя корпус легкомоторного самолета той же модели, которые использовались во время войны. Так с него вандалы содрали алюминиевую обшивку, пришлось заменить её на пластиковую.
— Когда в Крыму был зажжен первый вечный огонь?
— Первый Вечный огонь в СССР был зажжен 6 ноября 1957 г. на Марсовом поле в Ленинграде. И он был посвящен всем, кто отдал свою жизнь за революционные идеалы в этом «городе трёх революций». Очень скоро Вечный огонь зажгли и на Малаховом кургане в Севастополе. Это произошло 22 февраля 1958 г. и относилось к памяти всех защитников Отечества, включая и участников Крымской войны. Только после 8 мая 1967 г., когда Вечный огонь на Могиле неизвестного солдата в Москве зажег лично Брежнев, сформировался мемориальный канон, по которому неугасаемый огонь прежде всего ассоциируется именно с памятью о Великой Отечественной войне. Все, что связано с Вечными огнями, было наполнено символическим смыслом. Тщательно продумывался церемониал, имел большое значение источник получения огня, личность тех, кто зажигал Вечный огонь. Обычно это были или крупные военачальники времен войны, или представители государственно-партийного руководства. Так, на Малаховом кургане факел доверили руководившему обороной города адмиралу Филиппу Октябрьскому, а сам огонь доставили как раз с Марсова поля. В столице Крыма Вечный огонь в первый раз зажгли 8 мая 1975 г. При этом символически использовали два источника – горящие факела доставили с керченской горы Митридат и с Малахова кургана. Очень интересный исторический факт установил симферопольский историк Владимир Брошеван. Оказывается, первоначально Вечный огонь желали разместить на территории парка «Салгирка», в настоящее время это ботанический сад КФУ. Однако местные жители указали, что именно на этом месте в годы оккупации находилось небольшое немецкое военное кладбище. После этого выбор сделали в пользу Гагаринского парка. Однако уже через 10 лет провели реконструкцию и Вечный огонь в столице Крыма приобрел вид, близкий к современному. До этого он был намного скромнее и уже как бы не соответствовал областному статусу города и масштабам проводимых здесь компаний.
— А сейчас уделяется ли военным памятникам столько же внимания, сколько уделялось в советское время?
— Есть такая зарубежная исследовательница – Нина Тумаркин, она первая увидела и описала тот феномен, что для послевоенного советского общества в условиях государственной политики атеизма память о Великой Отечественной войне превратилась в своеобразный «светский культ». Крупные мемориальные ансамбли (такие, как Пискаревское кладбище в Ленинграде, Мамаев курган в Сталинграде, Сапун-гора в Севастополе) стали объектами паломничества миллионов туристов и экскурсантов. Культ святых заменило чествование Героев Советского Союза, пионеров-героев, зверски замученных подпольщиков. Если до революции люди приходили на причастие в православный храм, там же совершала обряды крещения, венчания, то в поздний советский промежуток времени именно у памятников павшим в годы Великой Отечественной войны или в музеях боевой славы происходили обряды принятия в пионеры, комсомольцы, проводы в армию. И, конечно же, традиция визиты этих памятников молодоженами в день заключения брака – то, что сегодня по-прежнему остается едва ли не обязательной частью программы на практике любой свадьбы. Потом наступил некий кризис конца 1980-х – 1990-х гг., когда люди были настолько ошеломлены политическими и социально-экономическими изменениями, что у них на какой-то промежуток времени ослабло внимание к памяти о войне, а у государства зачастую не было средств на соответствующие программы и мероприятия. Однако с 2000-х гг. постепенно вернулись к осознанию того, что память о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. является важнейшей основой для поддержания духовного единства. И сейчас мы видим такие новые объекты, как музейно-мемориальный комплекс 35-й береговой батареи в Севастополе и, конечно же, мемориал в совхозе «Красный». Они были созданы относительно недавно, однако ничуть не уступают лучшим советским образцам, а кое в чем и превосходят их. И очень символично, что теперь мемориальные комплексы включают и культовые сооружения, причём не только православные.
— А что вы скажете про новые традиции празднования Дня Победы? Есть ли они и какие?
— Как я уже говорил, основные элементы и символы празднования (праздничный парад, возложение венков и цветов, народные гуляния под открытым небом, тематические концерты и праздничный салют) соответствуют ещё советскому канону. Из относительных новаций мы можем выделить патриотический тюнинг автомобилей (надпись «Спасибо деду за Победу!» на заднем стекле), использование стилизованных пилоток, гимнастерок. Определенную критику приходилось слышать по поводу массового использования георгиевской ленты как символа Победы. Мол, это какое-то современное изобретение, раньше такого не было. Тем людям, которые так говорят, хочется посоветовать в любом поисковом интернет-ресурсе ввести запрос «9 мая советские открытки». И убедиться, что на 90% найденных изображений, относящихся хоть к 1948, хоть к 1955 или 1965 г. такая лента будет присутствовать. Только тогда, по понятным причинам, её называли не георгиевской, в честь Святого Георгия Победоносца, а гвардейской. Её цвета (оранжевый и черный) также можно было увидеть на плакатах, транспарантах и на форме ветеранов, воевавших в гвардейских воинских частях или являвшихся кавалерами Ордена Славы и медали «За победу над Германией» (орденская лента этих наград была такой же, как у дореволюционных георгиевских наград). То есть лента та же, только применять её теперь может каждый желающий, и иногда делают это не совсем корректно – чуть ли не вместо шнурков в кедах. Но теперь уже есть много памяток – как правильно носить георгиевскую ленту, это помогает избегать неуважительного использования этого героического символа. От советского варианта названия отказались в пользу дореволюционного как более древнего и традиционного. Ведь Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 г. Ещё Кутузов носил георгиевскую орденскую ленту. И, разумеется, нельзя обойти вниманием феномен «Бессмертного полка».
— А вот «Бессмертный полк» было бы неплохо обсудить подробнее.
— «Бессмертный полк», бесспорно, самая знаковая новация празднования Дня Победы, которая за считанные годы приобрела ошеломляющие масштабы. И теперь уже кажется, что 9 мая без шествия «Бессмертного полка» невозможно, хотя в первый раз эта акция была проведена в 2000-х. Почему не раньше? Потому что раньше в праздничных колонах с почетом шли сами ветераны. Они представляли все воинские части, рода войск, населенные пункты, жили на каждой улице, в каждом доме – чествование их было повсеместным и обязательным элементом любого торжества. «Мы все выходили на улицу, чтобы поздравлять ветеранов», – говорила мне одна женщина, рассказывая о традициях проведения 9 мая. Сейчас по объективным причинам участников боевых действий, работников тыла и госпиталей остались уже считанные единицы, часть из которых просто не может передвигаться – творцы нашей Победы уже не имеют возможность физически быть с нами. И мы выходим с их портретами, чтобы заполнить возникшую пустоту, связанную с их неизбежным уходом. И потому, что каждый человек в современной России имеет в своем роду участников Великой Отечественной войны, то эта акция просто обречена на ошеломляющий масштаб. Огорчает только, когда кто-то старается заработать себе на этом некие «бонусы» – применять всенародную акцию памяти для политической агитации, коммерческой рекламы, искусственно дробить участников по национальному или профессиональному признаку. В таких случаях очевидно, что для кого-то современные задачи имеют приоритет над памятью о прошлом (это если мягко сформулировать). Кстати, говоря о новизне концепции «Бессмертного полка», все же следует отметить, что и в советское время проводились общественные кампании, построенные по принципу символического единения ушедших героев и их живых наследников. Так в 1970-х – начале 1980-х гг. была довольно распространена такая практика, когда погибших в годы войны героев формально включали в состав какого-то трудового коллектива. Живые выполняли за них производственную норму, а начисленный заработок перечислялся в Фонд мира.
— Какое будущее у «Бессмертного полка», имеют возможность ли появиться какие-то новые мемориальные традиции?
— Наверное, уже почти все знают, что «Бессмертный полк» в Крыму в частности первыми организовали журналисты. Мы можем поимённо перечислить тех, кто стоял у истоков проведения «Бессмертного полка» в столице Крыма в 2012 году (всего 6 лет прошло, а кажется так давно это было!). И это свидетельствует об общественном характере этой инициативы и показывает, что важные элементы мемориализации имеют возможность появляться «снизу», без всякого участия государства. Однако и «сверху», со стороны государственных институций реализуется определенная политика исторической памяти, которая задает определенный ритм и формат празднования (объявление 9 мая официальным нерабочим праздничным днём, перенос Поста №1 почетного караула от Мавзолея Ленина к Могиле неизвестного солдата, проведение официальных компаний и праздничных салютов). Я предполагаю, что сложившийся канон празднования Дня Победы, конечно включая «Бессмертный полк», будет воплощаться в жизнь ещё многие десятилетия с небольшими, чисто техническими изменениями. Потому что это является формой консенсуса между обществом и властью, своего рода «общественным договором» относительно взгляда на, пожалуй, самую трагическую страницу истории России и всей мировой истории.
— Что Вы желали бы пожелать нашим читателям в преддверии Дня Победы?
— Недавно прочитал автобиографическое произведение известного писателя Юрия Полякова. Многим ещё со времен «перестройки» знакома его проза. Так вот – в книге он цитирует текст из своей публицистической статьи 1984 года, в частности там есть такие слова: «Мирные поколения должны знать о войне все, кроме самой войны». Прекрасная мысль. Искренне хочется надеяться, что наши соотечественники будут глубоко знать военную историю своей страны, осмысленно и уважительно относиться к связанным с ней символам, а вот самого ужаса войны не испытают никогда.
Интервью взяла Ольга Леонова