Севастопольскому Посту №1 исполнилось 45 лет. Теперь это уже историческая дата, достойная подведения итогов, главный из которых — на посту отстояли вахту более 70 тысяч юных севастопольцев, сообщает издание «Севастопольская газета».
Они были первыми
С тех пор минуло уже без малого полвека, а кажется, что всё было совсем недавно. В 1973-м, в Севастополе был организован Пост №1, где несли вахту севастопольские школьники и учащиеся профтехучилищ. Разумеется, не все подряд. За право стоять на посту у Мемориала героическим защитникам Севастополя 1941–1942 гг. боролись целые отряды юнармейцев. Ребята соревновались друг с другом в военно-спортивной игре «Зарница». Все это было почетно, ответственно и совершенно внове.
9 мая 1973-го на Пост №1 заступил первый караул, составленный из девятиклассников-зарничников севастопольской средней школы №44. В тот год именно данные ребята стали призёрами областных соревнований.
В число постовцев выбирали самых активных и обязательно хорошо успевающих ребят. В числе первых — Александр Соколан, Сергей Волков, Сергей Бурштейн, Марина Колоскова, Марина Рындина…
У поста ещё не было специально оборудованного помещения, для начала просто отвели комнату во Дворце пионеров, по этой причине движение почетного караула начиналось оттуда.
Сейчас уже трудно вспомнить фамилии тех, кому собственно принадлежала идея организовать сам пост, но точно как известно, это была инициатива политуправления Черноморского флота, городского Совета и горкома партии.
Кое-что о патриотизме
В те годы не столь нередко, как теперь, употреблялось словосочетание «военно-патриотическое воспитание молодежи». Патриотизм и уважение к подвигу отцов и дедов воспитывались тем самым советским образом жизни, о котором теперь кое-кто вспоминает с оттенком легкой иронии. В основном, за незыблемость идей и единообразие взглядов. Между тем, именно это и было основой восприятия истории страны.
Существовал ещё один фактор взращивания патриотизма в детском сознании — отцы многих школьников были фронтовиками, и, значит, дети знали о войне не только из школьных учебников. После уроков мальчишки запросто отправлялись на Фиолент, в балку Бермана, на мыс Херсонес искать патроны или осколки боевых снарядов, оставшихся с войны.
Многие из этих мальчишек спустя несколько лет стали курсантами «Нахимки» или «Голландии», а то и вовсе подались за офицерскими погонами в ленинградские вузы. Теперь-то, понятно, они все офицеры-запасники.
Тогда и теперь
Время незаметно подкатило к очередному юбилею, разделив все, что было на «тогда» и «теперь». Сложным промежутком времени для Поста №1 стали девяностые годы. Тогда остро встал вопрос: «Быть или не быть?» Нашлись и те, чьи руки потянулись к отведенным постовцам помещениям на проспекте Нахимова.
Упразднить, сократить, ликвидировать — данные и подобные им предложения обрушились на головы тех, кто тогда стоял у руководства поста. На его защиту встали учителя начальной военной подготовки, сами школьники, их родители, горожане, кто уже привык воспринимать пост как визитную карточку города-героя. Они убеждали, просили, подтверждали его необходимость. И победили!
А 6 мая 1999 года у подножия Мемориала был зажжен Вечный огонь,
ещё один знаковый эпизод истории Поста, который связан с именем создателя легендарного автомата Калашникова. Дело в том, что до 1992-го автоматы в руках у постовцев были настоящими. Но в связи со сложившейся в городе сложной криминогенной обстановкой их изъяли, заменив на муляжи.
Что-то в этом было неправильное, и потому тогдашние руководители поста обратились за помощью к самому знаменитому оружейнику — доктору технических наук генерал-лейтенанту в отставке Михаилу Калашникову. В ответ тот в 2003 году приехал в Севастополь и лично вручил постовцам шесть автоматов особой модели. Они и теперь в руках тех, кто несёт вахту у гранитных плит мемориала.
Потерянный праздник
К сожалению, обо всем этом во время Мемориального часа, посвященного 45-летию Поста №1 вспомнили разве что вкратце. Организаторы сосредоточились на ином — героизме защитников города в годы Великой Отечественной войны. Оно и понятно — пост памяти организован у мемориала, посвященного событиям второй героической обороны Севастополя, но ведь 45-летие поста — это совсем другое событие. И не совсем понятно, почему отмечание этого юбилей оказалось наполнено пробирающим до костей трагизмом.
Несоответствие происходящего словно специально подчеркивалось звуками с «Ракушки» Приморского бульвара, где в это время начался вечерний субботний концерт. Во время равномерных ударов метронома с летней эстрады предательски доносилось «Кам тугезе...», и с этим ничего было не поделать.
Во всем, что происходило далее, устроители мероприятия целиком выдержали взятую изначально ноту: был и монтаж с чтением патриотических стихов, и выступление ветеранов Вооруженных Сил, и торжественная смена караула, и возложение гирлянды памяти, и преклонение колен перед пламенем Вечного огня... В завершение происходящего перед собравшимися выступили артисты хореографической группы Ансамбля песни и пляски ЧФ. Они исполнили танцевальную композицию «Застывшая память», после которого накал трагизма достиг своего апогея.
К сожалению, во всем этом не хватило лишь малости, а именно 45-летия Поста №1. Не хватило его биографии, простых и непростых историй, накопившихся за все время. Остро не хватило присутствия тех самых первых, а ещё узнаваний, встреч, обычных в таких случаях «А помнишь!..» Того вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего, что за минувшие 45 лет стало историей родного города и частью истории каждой пятой севастопольской семьи.
На вопрос, почему, организаторы пожали плечами — мол, не подумали, не учли, не было соответствующих указаний от Совета ветеранов. И вообще, все это будет, но не теперь, а позже, позже...