Корреспонденты «Севастопольской газеты» заметили во дворе дома на улице Большая Морская и на остановке в селе Родниковое могилы, про которые никто в редакции не знал. Оказалось, что и в городе никто не в курсе этих захоронений, сообщает издание «Севастопольская газета».
Убита бомбой
В центре Севастополя во дворе углового дома по улице Большая Морская и Адмирала Октябрьского под раскидистой акацией на каменном прямоугольнике размером не больше полуметра выбиты скупые слова: «Македонова Домна Федоровна 4.01.1908 – 3.06.1942 гг. Убита бомбой». Рядом лежат несколько конфет и пластиковая гвоздика. Позади клумбы, сидя на лавочке, курят сотрудницы ГУПС «Водоканал».
— Вы не знаете, там есть захоронение или это всего лишь надгробие?
— Там похоронено тело! — безапелляционно заявляет одна из женщин, выдыхая дым. — Раньше мужчина, наверно, сын [убитой], убирал территорию, белил бордюры, цветы приносил. Уже давно его не видели.
— Он жил в этом доме?
— Нет, откуда-то приезжал.
Звонки для уточнения этой информации в управляющую компанию «Центр» и Департамент городского хозяйства ничего не дали. Чиновники не поняли, о какой могиле идёт речь.
В интернете удалось лишь найти следующие данные: Домна Федоровна Македонова (4.01.1908 года рождения) работала кладовщицей склада техотдела Севастопольского военного порта. Погибла во время бомбежки 3 июня 1942 года. Похоронена в центре Севастополя, во дворе дома №2 по улице Адмирала Октябрьского.
Через несколько дней знакомимся с пожилой жительницей квартиры этого дома на втором этаже. Женщина не знает никаких подробностей о могиле, а также, что захоронение уже существовало, когда она въехала сюда после войны. Последнее пристанище Домны Македоновой во дворе её не смущает и никак не мешает.
Принесли с кладбища
ещё одно никем не учтенное захоронение мы обнаружили во время поездки в Байдарскую долину. На окраине села Родниковое, прямо поблизости от автобусной остановки стоит метровой вышины надгробие в виде однокупольной церкви. Надпись на «фундаменте» не совсем разборчива, однако все же можно прочесть: «Мир праху твоему, пастырь добрый, Свящ. Степан (?) Стефанович Пападопуло».
Как сказала занимающаяся историей Байдарской долины сотрудница центра культуры и досуга села Орлиное Наталья Козловцева, она пробовала узнать историю этого памятника, однако установить удалось немногое. Форма надгробия не случайна — она целиком повторяет существовавшую в Родниковом (тогда называлось Скеля) церковь, которая была построена по инициативе этого «доброго пастыря» отца Степана. Храм пережил революцию и Великую Отечественную войну, однако был грубо разрушен и разобран на кирпичи для строительства частных домов в селе в 1970-е годы.
Есть ли под памятником захоронение, Н.Козловцева точно не знает, однако по её предположению останков там нет. Наиболее вероятно, надгробие перенесли с кладбища, расположенного неподалеку. Но, где именно находилась могила священнослужителя, доподлинно не известно.
Вместо послесловия
В Севастополе тысячи памятников и мемориалов. Власти при поддержке активистов чуть ли не каждый год устанавливают по ещё одному новому. В то время как могилы, может быть, не значительных, однако когда-то проживавших в городе людей нигде не числятся, никем не учтены и, соответственно, никак не облагораживаются.