Картины из художественного
музея им.Крошицкого вернулись в
Севастополь с московской выставки в
Государственном музее изобразительных
искусств имени Пушкина. Там они
экспонировались в числе ста живописных
произведений западноевропейских
мастеров 6-18 веков из музеев Украины.
Увидеть данные шедевры можно на выставке
в Севастополе «Из дальних странствий
возвратясь...»
На выставке, открывшейся
в Севастопольском художественном музее
7 ноября, представлены шесть произведений
западноевропейской живописи 17 века из
его постоянной коллекции. Картины
вернулись с выставки «Возвращение
Святого Луки», проходившей в июле 2012
года в Государственном музее изобразительных
искусств имени Пушкина.
На выставке в Столице России
были представлены выдающиеся образцы
творчества мастеров 6–18 веков из девяти
музеев Украины. В одном выставочном
пространстве зрители смогли увидеть
сто произведений, выполненных мастерами
Италии, Испании, Германии, Голландии,
Фландрии, Австрии, разнообразных по
стилю и жанру. После московского музея
выставка также экспонировалась в
Национальном музее искусств имени
Богдана и Варвары Ханенко в Киеве в
октябре 2012 года.
— Опыт по обмену за
последние 20 лет у нас в первый раз, —
говорит главный хранитель музея Мария
Кузнецова. — Это сложное мероприятие:
граница, страховка, огромные деньги.
Россия выделила на это средства. В этом
году Государственному музею изобразительных
искусств сто лет, и эта выставка — третья
по счету. Москвичей знакомят с
произведениями музеев ближнего зарубежья.
Наши шесть работ были в числе ста
шедевров, привезенных в Москву. Нашу
живопись в разное время исследовали
специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга,
так что данные работы знакомы нашим
московским коллегам и представляют для
них особый интерес, что это
подлинные образцы голландской и
итальянской живописи 17 века в том числе
редких художников. Работа «Натюрморт
с жареной курицей» мастерской Осиаса
Берта уже была в Столице России в 80-е годы.
Остальные — впервые.
М.Кузнецова рассказала
интересную историю, связанную с одним
из произведений — «Портретом мужчины
в черной шляпе» голландского художника
Николаса Элиаса (Пикеноя). Портрет
находился в Германии, и когда вернулся
оттуда, его часть — нижняя доска — была
утрачена. Директор галереи Михаил
Крошицкий писал, что видел данный портрет
целым, с нижней дощечкой, где были
изображены перчатки.
— Известно, что такая
же работа в полном размере хранится в
Национальном музее имени Богдана и
Варвары Ханенко в Киеве, который также
участвовал в московском проекте. Тем Не Менее
Столица России попросила нашу работу Пикеноя,
зная, что у нас подлинник. После Москвы
выставка приехала в Киев, и сотрудники
Национального музея повесили своего
Пикеноя рядом с нашим. Они утверждали,
что их картина — авторское повторение
— то есть тот же художник спустя время
написал ту же самую работу, и не соглашались
с тем, что это более поздняя копия. Тогда
был сделан химико-технологический
анализ. Сравнили послойную структуру
красок на нашей и на их работе, и экспертиза
показала, что картина Севастопольского
художественного музея является подлинным
живописным произведением 17 века. А их
картина — более поздняя копия 19 века,
с примесью итальянских красок, —
рассказала М.Кузнецова.
Выставка в Севастопольском
художественном музее будет работать
до середины декабря.