5 июня в Ялте открылся XII фестиваль «Великое русское слово». Портал НовоРОСС провёл экспресс-опрос ветеранов русского движения полуострова об этом мероприятии. Предлагалось ответить на последующие вопросы: 1) Для чего проводился данный фестиваль в промежуток времени украинской оккупации Крыма? 2) необходим ли он сейчас под эгидой Совета Федерации ФС РФ?
Александр Свистунов, создатель и первый председатель партии «Русский блок»:
Не вижу никакого смысла проводить фестиваль «Великое русское слово» в Крыму. Крым и так абсолютно русскоговорящий. Масло масляное! Я понимаю тяготение господина Цекова заработать на чём-или. И более ранние фестивали под управлением Цекова неплохо пополняли его кошелёк. Помню, мне позвонили из Москвы на Украину и пригласили на данный фестиваль (Крым тогда был украинским). Я сказал, что меня Цеков не приглашал. На что мне москвичи гордо ответили: «Что ты, приезжай потому, что мы данный фестиваль оплатили». Я дипломатично промолчал, ибо точно знал, что Серёжа Цеков умудрился хапануть деньги ещё и у крымских татар, у партии Регионов и у украинского правительства. Вроде смог, ну и молодец, только куда деньги делись???
Алексей Мельников, первый вице-спикер Верховного Совета Крыма в 1994-95 гг.:
Фестиваль «Великое Русское Слово» начал проводится с 2007 года по инициативе генконсула РФ в столице Крыма Александра Николаева. Я считаю, что данный фестиваль был необходим, и его проведение было поручено «Русской общине Крыма». Финансирование осуществлялось со стороны правительства России напрямую через счета РОК, но суммы этого финансирования были засекречены Сергеем Цековым. Мы, члены Президиума РОК, и даже я как его заместитель, не знали этих сумм и её траты. На вопросы членов Президиума, каковы они, Цеков отвечал: «Зачем Вам это необходимо?», сообщает издание «Новоросс. info».
В Алуште начиная с 2002 года единственная в Крыму организация «Русская община Алушты» до 2014 года в День России 12 июня проводила фестиваль русской песни «Играй гармонь», в котором принимали участие десятки детских и взрослых коллективов со всего полуострова. Цеков был против этого фестиваля, потому как День России он не считал праздником для крымчан. Хотя после того как Россия начала оплачивать фестиваль «Великое Русское Слово» он полюбил и День России. «Русская община Алушты» свой фестиваль проводила своими силами, и ни одной копейки от «Русской общины Крыма» и от Цекова не получила. Даже когда в 2008 и в 2009 годах Цеков включил наш фестиваль в программу фестиваля «Великое русское слово» на наш счёт средств не поступало, единственное – он оплачивал транспортные расходы по счетам автоперевозчиков из регионов Крыма.
В связи с политической обстановкой в мире, давлением на Россию и русский язык, считаю что фестиваль «Великое русское слово» в Крыму проводить надо, правда, необходимо устранить от этого мероприятия сенатора Сергея Цекова и напрямую поручить его проведение Минкульту и Минобразования РФ.
Святослав Компаниец, один из создателей и основателей Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия»:
В годы украинской аннексии фестиваль служил важным инструментом Киева в деле нейтрализации крымских патриотов, поставивших перед собой одну задачу - Воссоединение полуострова с РФ. Цеков использовал «фестиваль» в своих корыстных целях украинского регионального политика и главного «профессионального русского» АР Крым, устраивая никому не нужные пляски ряженых в кокошниках и пустую болтовню на круглых столах с участием таких одиозных фигур, как экс-посол РФ на Украине Михаил Зурабов, далее «прозевавший» нацистский переворот в Киеве. Тогда крымчане метко назвали фестиваль коллаборационистов «Великое русское слово «Х..й»».
Русский язык в уже российском Крыму живет и развивается, являясь родным в реальных условиях для 100% жителей региона. Нужды в фестивале нет, в условиях жёстких антикрымских санкций и рестрикций народные деньги требуется жёстко экономить.
Александр Ткаченко, активист Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия», репрессированный украинским оккупационным режимом:
Подобные фестивали, с песнями и плясками, с пряниками и самоварами порождали иллюзию, что всё, в общем и целом хорошо. А что же реально было хорошего? Что Пушкина школьники изучали по учебнику зарубежной литературы? Что русского языка, собственно, не существовало как понятия, а был выдуманный «российский», на котором изъясняется некое «нацменьшинство», т.е. поголовно весь Крым и большинство населения Украины? Ни реками водки, ни вёдрами красной икры и центнерами балыка, которые всегда лились и поедались на этом мероприятии, любители «великого и могучего» вряд ли собирались как-то изменить данную позорную ситуацию. Впрочем, и нынешним крымским чиновниками «всё это величие» как нельзя кстати…
Что же касается главного фигуранта этого действа, так много сделавшего для профанации русской идеи в Крыму нынешнего сенатора Сергея Цекова, то после неудачного сговора с такими же предателями Русского народа с целью переформатировать Крым под власть киевской хунты, увидев на улицах «вежливых людей», он решил заделаться «патриотом России» (естественно, не за просто так), рассказывая на всех углах, как он искусно таился и скрывал от Киева свои истинные убеждения… Самое же отвратительное то, что именно такие нечистые на руку лгуны и приспособленцы обласканы и окружены почётом со стороны российской власти, а не истинные борцы за Воссоединение с Отчизной, которые в самые тяжкие времена украинской оккупации, рискуя всем, вселяли в крымчан надежду, что время освобождения не за горами.
Вадим Мордашов, депутат Верховного Совета Крыма в 1994-1998 гг., ветеран РДК:
сейчас не вижу вообще никакого практического смысла проводить дорогостоящее мероприятие «фестиваль Великое русское слово» на российском полуострове, потому что Крым – это часть России, и он абсолютно русскоговорящий. Так, если проведение такого мероприятия в промежуток времени украинской оккупации и вправду имело целью обратить внимание крымчан на русский язык и культуру, то сейчас т.н. фестиваль «Великое русское слово» – это лишь следующая показуха для развлечения номенклатуры и трата больших средств бюджета: аренда Ливадийского дворца, дорогих номеров в санаториях ЮБК, пышные фуршеты для избранных лиц, оплата транспорта, командировочных и труда участников массовки (балалайки, танцы под гармошку в кокошниках для развлечения именитой публики и т.д.). «Мероприятие» теперь проводится не для простых людей, а для избранных – доступ на помпезные официальные приёмы строго по приглашениям…
С учётом выводов Счётной палаты крымского парламента полагаю, что это показушное номенклатурное «мероприятие» по-прежнему имеет своей главной целью обогащение руководителей конкретной культуртрегерской организации за счёт средств бюджета и денег российских налогоплательщиков.