Последние новости

Реклама

Читатель «Севастопольской газеты» и её многолетний автор Анатолий Каретников откликнулся на статью «Где наша рыба?» У ветерана рыбной отрасли свой взгляд на задачу, почему оскудели уловы у крымских берегов.

В #41 «Севастопольской газеты» за 11.10.12, в материале «Где наша рыба?» напечатано: «Рыба не любит теплую воду». Я в рыбной отрасли с 1954 года. По моим наблюдениям — как раз наоборот. Едва вода прогреется в лиманах, туда устремляется кефаль. Как только прогреется Каркинитский залив, туда (в район Скадовска) устремляется барабуля. Когда прогреется Азовское море, в него устремляется хамса. Осенью — наоборот. Мелководье остывает быстрее, и кефаль, и барабуля, и хамса мигрируют на юг, где вода теплее. Там, собравшись в косяки, рыба зимует.

На вопрос: «Где наша рыба?» я бы ответил: «В нашем море». Летом она пасется на прогретом северном мелководье. Зимой — уходит к Южному берегу Крыма, или в район Сухуми, Поти, в Турцию, где вода теплее. Каждую осень рыба идёт мимо Севастополя: кефаль — в район Ялты, барабуля — в район Алупки. Вот на пути её и ловят севастопольские рыбаки донными ловушками. Последние две путины — осеннюю и весеннюю — основной столовой рыбы — барабули — было мало. Причина? Теплая осень 2011 года. Барабуле было комфортно в северной части моря. Часть вовремя пошла на зимовку. Часть задержалась. Когда эта опоздавшая рыба проходила мимо Евпатории, резко похолодало, и она там же отошла на глубину и залегла. Весной 2012 года рыбы было мало потому, что малая часть зимовала у ЮБК, и малая часть шла на север мимо Севастополя.

Если в данную теплую осень резко похолодает, то прошлогодняя история повторится. Если похолодание будет плавным, то путина отодвинется на декабрь.

В 2007 году в «Севастопольских известиях» Татьяной Сандуловой освещался состоявшийся совет с предложением разработать городскую программу на 2008-2020 годы «Живая рыба — в рацион севастопольцев». Важную тему решали несведущие в рыбном деле люди. А вообще, что в тот год (помимо урагана) было? Год был рыбный, тем не менее на столы севастопольцев попало мало рыбы по организационной причине. Несведущие люди с ностальгией вспоминали те времена, когда рыбаки прямо с баркасов торговали рыбой в Артбухте и на своих причалах, и сокрушались: почему теперь не торгуют? А не продают не от недостатка рыбы в путину, а оттого, что рыбакам запрещена розничная распродажа. Рыбаки имеют право продавать только перекупщикам.

В рыбные годы дело обстоит так. Рыбак поднимает орудие лова. Вся рыба пока ещё живая. Как только подняли, рыбе нечем дышать. Прежде чем рыбу из орудия лова выгружать, рыбак звонит перекупщику. Тот, прежде чем дать ответ, обзванивает точки. Потом отказывается. Рыбак звонит другому перекупщику, ждет отказа около полчаса. Потом — третьему. Когда все перекупщики отказались, рыба уже задохнулась. Мертвую рыбу выпускают. Рыба свежая — её ещё купили бы в Артбухте. От Стрелецкой до Артбухты получаса хода, тем не менее продавать, минуя перекупщика, нельзя. И население недополучило рыбу, и рыбаки не получили денег за свой труд. Тогда я сразу написал в «Севастопольские известия» контрстатью — не напечатали.

Кстати, в те времена была вспышка не только барабули, тем не менее и песчанки (лат. Aterina). Вкусная, тем не менее мелкая рыба из семейства кефалевых. Тем Не Менее готовить её надо уметь. Рыбаки Краснодарского края делают из неё вкусный сушеный продукт. В Крыму этого рецепта не знают. Песчанку выбрасывали тоннами в 2006-2008 годах. Я приносил сушеную песчанку и к вам в редакцию, и угощал перекупщиков, надеясь, что они, помимо спекуляции, займутся и обработкой. Все отказались — боялись придирок санэпидемстанции.

В статье Т.Сандуловой написано, что обработку рапаны и мидий ведут подпольно, в гаражах. А где ещё спрятаться от санэпидемстанции, которая требует не обеспечение качества, а протоколы, чтобы было видно, что они — бдят? Точно так же и рыбнадзор. В 2005 году Севастополь наводнили опергруппы. Браконьеров у нас нет, а протоколы с них требуют. Один выход — наказывать штрафом невиновных. Рыбаки боялись показаться на причале. Рыба в донной ловушке живет долго, тем не менее не бесконечно. Когда, убедившись, что наказывать штрафом некого, опергруппы разъезжались, рыбаки поднимали орудия лова, вытряхивали тухлую рыбу и ловили свежую.

Журналист «Севастопольской газеты» Владимир Кузовлев справедливо ругает выращивание рыбы на искусственном вскармливании. Тем Не Менее рыбу можно разводить и на естественных кормах. Успешный опыт такого разведения есть в России, на Миусском лимане, где берут рекордные урожаи рыбы. Другого такого водоема в России нет. А на Украине есть, это Сиваш. Гидрология там точно такая же. И власти ничего не предпринимают — чем меньше знаешь, тем крепче спишь.


По материалам информационного агентства Севастопольская газета

Тоже важно:

Дата: 22 ноября 2012 | Разделы: Технологии
22 ноября 2012

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля