Много копий сломано при обсуждении пенсионной реформы, инициированной Правительством России. Что ж, все новое всегда встречает противодействие старого и проверенного, и это естественно. Инерция системы всегда вносит коррективы в любой проект или реформу. И, чтобы преодолеть это противостояние, необходимы огромные усилия, сильные лидеры, а самое главное — новые идеи, передаёт «Крымское Эхо».
К сожалению, в той доступной информации, которую мне пришлось осмыслить, нет ничего нового, кроме как увеличение пенсионного возраста. А это, естественно, никому понравиться не может.
Основы нынешней пенсионной системы были заложены в 1956 году. И почти в неизменном виде она сохранялась вплоть до распада СССР. Её постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны:
1. пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
2. стаж, необходимый для назначения пенсии, — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
3. размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни.
При этом обеспечение получателей пенсий происходило за счёт отчислений от заработной платы работающих граждан, что действует и по сей день. С каждого заработанного рубля 22 копейки уходят в Пенсионный Фонд и распределяются согласно общего стажа и заработка пенсионера.
Тем не менее со времен СССР многое изменилось — к примеру, не все граждане России работают, и тем более на государственных или крупных предприятиях, где отчисления с зарплаты легко фиксируются. Сейчас всего работающих в России около 72 млн., а пенсионеров — 42 миллиона.
То есть при средней заработной плате в 36 тыс. рублей в Пенсионный Фонд теоретически отчисляется около 570 миллиардов рублей в месяц, что при отчислениях на содержание Фонда позволяет выплатить среднюю пенсию в размере 11 тыс. рублей, хотя Госстат сообщает, что её размер составляет 14,1 тысяча рублей. Вывод напрашивается сам собой: Пенсионному фонду не хватает средств на обеспечение пенсий, и дефицит покрывается за счёт бюджета страны.
При этом при СССР при полной занятости населения и при отсутствии «серых» и «черных» зарплат, при низком уровне механизации и роботизации производства, получение средств для обеспечения пенсионеров осуществлялось автоматически. Сейчас в этой сфере появилось много проблем. К примеру, один и тот же объём работ в 60-х, 80-х, годах выполняло 10 рабочих, то сейчас за счёт механизации, автоматизации, интенсификации труда, роботизации и новых технологий — 3 человека, и это позволяет получать сверхприбыли владельцам активов и легально уходить от уплаты отчислений в Пенсионный фонд.
Напрашивается вывод, что необходимо отказаться от начислений на зарплату работающих и перейти к начислениям на объём подряда. То есть при фиксации факта договора на производство любой продукции на сумму, указанную в смете, прилагаемую к договору, начислять около 7%, фиксировать их в Сводном сметном расчёте как «прочие затраты» и направлять их на основании подписанных актов выполненных работ в Пенсионный Фонд.
Прежнюю ставку в 22% от фонда зарплаты оставить только для государственных, муниципальных служащих и работников образования, здравоохранения и сферы услуг. А вот для частных предпринимателей, работающих по патенту или самозанятых граждан необходимо с их согласия установить фиксированные отчисления в Пенсионный фонд в размере не менее расчётной суммы, варьирующей в пределах 6-7 тыс. рублей в месяц.
Пенсии для граждан должны устанавливаться не только в зависимости от стажа занятости и величины зарплаты, но и от его заслуг перед отечеством, регионом и муниципалитетом.
Данные надбавки должны формироваться за счёт дополнительной нагрузки на использование недр и природных ресурсов. По моим расчётам, увеличение налога на использование недр на 1% позволит решить эту задачу в полном объеме.
Мощь государства заключается не только в наличии сильной армии, но и в лояльном правительству населении, где «пятая колонна» не сможет найти своих подельников. По этой причине экспериментировать с пенсионным обеспечением необходимо с большой осторожностью. Можно установить рекомендуемый возраст для ухода на пенсию 55 лет для женщин и 60 для мужчин — и премиальный, когда за каждый год проработанный сверх рекомендуемого добавлять определенный процент к телу пенсии.
Сама идея Пенсионного фонда хороша, но её то же необходимо модернизировать. И тут есть два пути: или, ликвидировав Фонд, его функции передать в Казначейство, что даст возможность экономить приличные суммы, ориентировочно в 15-17% от всех поступлений, — или реорганизовать Фонд в Пенсионный Государственный Банк со всеми вытекающими возможностями.
К сожалению, мои идеи вряд ли будут реализованы, но право на жизнь они имеют, и надеюсь, что найдутся умные и заинтересованные люди, которые смогут их претворить в жизнь.
Станислав Матвеев,
депутат Государственного Совета Крыма