Учёные Института археологии РАН при раскопках на Таманском полуострове обнаружили остатки древнегреческих арфы и лиры, сообщает пресс-служба института археологии РАН, передаёт «Крымская правда».
«До настоящего времени нам была известна одна, частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V века до нашей эры. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до нашей эры. В этом ряду арфа, найденная на Тамани, оказывается одним из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире», – сообщил руководитель Сочинской экспедиции Роман Мимоход.
Как подчеркнули в пресс-службе, некрополь поселения «Волна 1» находится неподалёку от посёлка Волна у подножия горы Зеленская в Темрюкском районе Таманского полуострова. По данным, полученным археологами, здесь со второй четверти VI века до нашей эры и до IV веках до нашей веры существовал греческий полис – один из городов Боспорского царства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива. Сочинская экспедиция института археологии РАН ведет здесь раскопки уже третий год. Экспедиции исследовала более 600 захоронений и уже обнаружила уникальные артефакты, подчеркивающие взаимопроникновение греческой и местной культур – так, в одном из захоронений был выявлен древнегреческий бронзовый шлем коринфского типа, датируемый первой четвертью V века до нашей эры.
Также, участники Сочинской экспедиции обнаружили остатки древнегреческой арфы-тригона в грунтовом семейном склепе IV в. до нашей эры. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и по этой причине не дошла до наших дней.От арфы-тригона в погребении сохранилась костяная основа, где были закреплены бронзовые колки и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву. По числу бронзовых колков можно предположить, что на арфе было 30 струн. Также были выявлены детали кифары в другом погребении V века до нашей эры, предположительно воинском: рядом с останками находился меч, рядом был похоронен конь. Археологи нашли костяную деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который поднимал струны над декой. У порожка на концах сохранились остатки дерева, что свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, на инструменте было семь струн. В 20 сантиметрах от остатков кифары была выявлена костяная резная пластина, похожая на плектр. «Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов : у лир и у их разновидностей – кифар.
Поскольку лира, обычно, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении выявлено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары. Резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и плектром для игры на струнных инструментах – деталь, так же характерная для кифар. Это первая известная нам находка фрагментов кифары», – разъяснил руководитель Сочинской экспедиции. Как отметил Мимоход, находка остатков кифары в мужском воинском погребении подчеркивает, насколько была распространена кифара в культуре Боспорского царства, и напоминает один из сюжетов «Стратегем» Полиэна — грекоязычного писателя II века нашей эры. В «Стратегемах», являющиеся сборником рассказов о военных хитростях античных полководцев, есть одна, относящаяся непосредственно к Боспорскому царству: во время Боспоро-Гераклейской войны военоначальник Мемнон (380-333 годы до нашей эры), собираясь напасть на Боспор, решил выяснить количество воинов у царя Левкона, для чего он отправил на переговоры о взаимной дружбе с посланником Архивиадом Византийским известного кифареда Аристоника из Олинфа: предполагалось, что во время выступления Аристоника посланник сможет пересчитать воинов.