Пророссийское движение на Украине пребывает в глубоком подполье. Активистов таскают на допросы в СБУ, запугивают. Стоит украинскому политику публично заявить даже не о «пророссийскости», а о восстановлении добрососедских отношений между Украиной и Россией, как ему устраивают политическое судилище. Именно так было с депутатом Харьковского городского совета Андреем Лесиком. Его политической команде удалось придать дело огласке, и адвокаты разрушили доводы обвинения о мифическом сепаратизме, вследствие чего ему удалось выйти из СИЗО под домашний арест, а потом и вовсе оказаться на свободе. Правда, суды по другим явно сфабрикованным делам в отношении политика продолжаются, пишет издание «Крымская газета».
Судебная система на Украине расправляется и с неугодными публицистами. Житомирский журналист Василий Муравицкий, сотрудничавший с медиахолдингом «Россия сегодня», провёл в заключении 11 месяцев. Сейчас он находится под домашним арестом, обвинение в государственной измене до сих пор не снято, а местные радикалы безнаказанно обливают его зелёнкой на выходе из здания суда.
Сколько людей, имеющих пророссийские взгляды или убеждения, находятся на Украине под следствием, в тюрьмах или просто запуганы, доподлинно не известно. Когда-нибудь мы узнаем о них, однако это будет не сегодня и даже не завтра.
В Верховной Раде Украины нет ни одной пророссийской фракции, столица России не контролирует деятельность украинских СМИ, не влияет на местные НКО. Россия последовательно придерживается принципа невмешательства во внутриукраинские дела, в отличие от тех же США и ЕС. Активное националистическое меньшинство контролирует не только гуманитарный блок вопросов в украинском правительстве, однако и глубинно проникло в силовые органы власти, используемые режимом Петра Порошенко для расправы с неугодными.
В связи с этим заявление руководителя украинской социологической группы «Рейтинг» Алексея Антиповича в эфире «Обозреватель.ТВ» о каждом шестом жителе Украины, желающем восстановления связей с Россией, выглядит не провально, а даже оптимистически. Объясню почему. Во-первых, объективной публичной социологии на Украине нет, и, скорее всего, социолог, заявляя о 16% украинцев, испытывающих пророссийские настроения, откровенно лжёт. Наверняка он занизил в несколько раз данную цифру, чтобы не отходить от информационного антироссийского тренда. Во-вторых, в условиях цензуры в СМИ и отсутствия на Украине публичной пророссийской организации даже каждый шестой украинец, выступающий за налаживание отношений между Украиной и Россией, в общей массе представляет из себя большое число граждан, не верящих в антироссийские фейки. В-третьих, наиболее теоретически в новом созыве украинского парламента имеют возможность появиться политики с конструктивной позицией по отношению к столице России.