Чтобы легче понять, почему Вселенского Патриарха Варфоломея ( на фото ) я так называю, начнём с самого названия города, который наши предки-русы звали Царьградом. На самой заре своего основания Византий (Константинополь) был греческой колонией в исторической Фракии. Её основали греки, выходцы из Мегар в 667 году до Р.Х. на месте фракийского поселения под названием Лигос (по Плинию Старшему). Поселенцы назвали город «Византион». «Византий» — латинизированная форма того же названия, сообщает издание «Крымское Эхо».
С IV века до Р.Х. он становится автономным и независимым.
Первое название новой столицы Римской империи – «Новый Рим», данное Византию императором Константином в 330 году, не прижилось. Город стали называть в честь его самого — Константинополем. Турки не переименовывали Константинополь после захвата, во всех официальных документах Османской империи вплоть до XX века город именовался Константинийе.
Османская империя прекратила своё существование после Первой мировой войны. Константинополь, переставший быть столицей новой Турции в 1923 году, официально именуется с 1930 года İstanbul, а по-русски – Стамбул (правильнее было бы произносить Ыстамбул). Есть несколько версий происхождения слова Стамбул — от искаженного турками названия «Константинополь» до турецкой адаптации греческого «истем поли», то есть «из города» («город» здесь, разумеется, Константинополь). Любопытно, что арабы употребляли название «Истинполин» гораздо раньше, чем появилось его официальное турецкое название после кемалистской революции[1].
Константинопольский патриархат занимает первое место «по чести» между всех Православных Церквей. Он просто «первый между равных» — и только, это не даёт ему никаких преимуществ перед остальными Церквями, потому как в Православном мире, в отличие от Католического, нет первенства власти между Патриархов.
НЕМНОЖКО истории Церкви, которая до 1054 года была Православной и Всемирной (Католической).
Иерусалимская церковь была первой исторически и первой «по чести» почти полвека после событий, описанных в Евангелии. Очень скоро после разрушения Иерусалима в 70 году первенство перешло к Римской Церкви. После основания Константинополя (Нового Рима) — к Церкви в новой столице. После распада Западной Римской империи формально Папа Римский был Патриархом Запада[2] в подчинении Константинополя.
Только в 800 году Папа убедил короноваться императорской короной короля франков Карла Великого под именем «Карла Августа», а его империя получила официальное название «Западная Римская». После её раздела между потомками Карла Великого её остатки на части нынешнихтерриторий современной Германии и Италии в 962 году стали претендовать на название «Священная Римская империя».
Для обоснования светской власти Папы над Римом и территориями вокруг него была создана фальшивка «Константинов дар»[3], якобы письмо римскому папе Сильвестру от Константина Великого, основателя Константинополя, с уступкой Папе всей власти над Западной части Римской империи.
Православные Церкви подобными претензиями на власть над остальными Церквями вроде бы сильно не грешили, однако дурной исторический пример, как видно, заразителен.
В XIX веке по мере обретения политической независимости от Османской империи православными странами Юго-Восточной Европы пределы юрисдикции Константинопольского патриархата (Вселенского патриарха) стали сокращаться, как шагреневая кожа. В борьбе с этим, начиная с 1920-х годов, при патриархе Мелетии II утверждается идея, согласно которой Вселенскому патриарху принадлежат определённые прерогативы в отношении полноты Православной Церкви, в частности, исключительная юрисдикция над всею православной диаспорой.
Данная концепция, именуемая её противниками «восточным папизмом», оспаривается большинством Православных Церквей, в частности, Московским патриархатом. Чтобы просто охарактеризовать исторический портрет патриархов этого «первого между равных» я приведу некоторые интересные факты:
«Из 223 Константинопольских патриархов лишь 95 скончались на своей кафедре (все они были избраны пожизненно), 35 вступали на кафедру два раза, восьмеро — три раза, трое — четырежды и трое — шесть раз. В 72-х случаях Патриархов низлагала светская власть или народ, 36 Патриархов бежали со своей кафедры, при этом один из них два раза» .[1]
учитывая то, что титулование «Вселенский» зафиксировано в ряде международно-правовых актов, в частности, в Лозаннском договоре 1923 года, правительство Турецкой Республики не признаёт за Константинопольским патриархом титула «Вселенский» и признаёт его статус,только как главы православной общины Турции, формально они правы, нынешний «Вселенский Константинопольский патриархат» мнимая церковная организация. Православных греков Турции, живущих между сплошь исламского населения страны, уже лет 20 насчитывается в пределах не более 2−3 тыс., хотя по данным самой патриархии за 2005 год греков оставалось 1247 человек, и это число продолжало сокращаться. Соответственно, активных прихожан не наберётся и 200−300[4].
Турция не признает никакого международного статуса Константинопольской церкви, для Анкары она всего лишь одна из турецких религиозных организаций, а её служители — фактически госслужащие, исторически они стали таковыми сразу после захвата Константинополя турками-османами, в 1453 году патриарх получил статус в империи, равный статусу визиря.
Особенно забавно наблюдать в нынешнее время, когда потомки католиков и протестантов, все предыдущие эпохи истории боровшиеся с Православием, в январе 2010 года в лице Парламентской ассамблеи Совета Европы приняли резолюцию № 1704 «Свобода религиозных и прочих человеческих прав немусульманского меньшинства в Турции и мусульманского меньшинства во Фракии (Восточная Греция)», которая призывает, между прочего, власти Турции уважать право Патриарха включать в свой титул определение «Вселенский», а также признать за ним право юридического лица; документ называет институт «Вселенским православным патриархатом в Стамбуле» (the Ecumenical Orthodox Patriarchatein Istanbul).
Я считаю, что бывшего лейтенанта турецкой армии ДимитриосаАрхондониса, то бишь нынешнего патриарха Варфоломея I, понять можно. С моей нетолерантной точки зрения, служба грека в турецкой армии равноценна службе русских в Вермахте и называется предательством, однако это моё личное мнение. Возвернёмся к его деятельности не как гражданского человека, а как церковного деятеля. Сразу отбрасываю желание описывать его предыдущую деятельность на ниве Патриаршества, иначе размер статьи будет чересчур большим, сразу перейду к главным его грехам как Патрарха.
Патриарх Варфоломей в ходе Синаксиса (Архиерейского Собора), который завершился 05.09.2018 в Стамбуле, заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем всего Православного мира.
Константинопольский патриархат занимает первое место по чести между всех Православных Церквей. Он «первый между равных». Однако в Православном мире, в отличие от Католической Церкви, где существует учение о безусловном главенстве Папы, нет первенства власти между Патриархов. Все вопросы решаются на основе соборного согласия. По мнению РПЦ, Варфоломей «на этом Синаксисе фактически наделил себя всеми правами папы римского, то есть явно провозгласил ересь и совершил отклонение от православной веры».
Варфоломей отправил в Киев двух экзархов, американского и канадского, тесно сотрудничающих с украинскими эмигрантскими общинами в своих странах да и с раскольнической «УПЦ (КП)», не получив приглашения для них от главы канонической УПЦ митрополита Киевского Онуфрия. Обоснование: это «всего лишь» послы, которые должны помочь украинской церкви в преодолении раскола.
Получается, Варфоломей поставил в один ряд каноническую церковь и самосвятов, не признанных нигде и никем, а его незваные послы будут их «мирить».
Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, что является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви (2-е правило II Вселенского Собора; 20-е правило Трулльского Собора; 13-е правило Антиохийского Собора;3-е, 11-е и 12-е правила СардикийскогоСобора), в результате,
«Константинопольский Папа» провозгласил раскол Православного мира. Это не моё мнение, чтобы меня не обвинили как мирянина и неспециалиста в церковной Истории и Праве, я просто приведу без купюр высказывание профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко:
«Принципы построения церкви, которые декларируются в православии, извращаются. Я думаю, что долг поместных православных церквей немедленно реагировать на это и собрать Всеправославный собор для обсуждения той катастрофы, которая у нас на глазах происходит. Православный мир поставлен на грань грандиозного раскола, может быть, не меньшего, чем это было в середине XI века», — считает Петрушко. — Тут я, разумеется, выражу исключительно свое мнение.
Всякое основание для первенства Константинопольской церкви уже давно утрачено ( выделено мною ). Я не говорю, что РПЦ может такой вопрос поставить, однако в принципе для этого есть основания.
Константинополь вмешивается в дела иных церквей, вносит в догматическое учение церкви еретическую отсебятину ».[2]
Автор цитаты просто сдерживает своё негодование и вежливо не называет хамство хамством, а ересь ересью, потому как связан, в отличие от меня, служебной дисциплиной православного университета.
Сама логика событий ведёт современное Православие и Русскую Православную Церковь к расколу внутри этого течения Христианства.
(продолжение следует…)
Использованные источники:
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриарх_Константинопольский
Альберт Акопян (Урумов), EADaily
https://ru.wikipedia.org/wiki/Константинопольская_православная_церковь
https://w.histrf.ru/articles/article/show/kiemalistskaia_rievoliutsiia
[2] –https://zampolit-ru.livejournal.com/11949386.html
www.stoletie.ru
[1] — КЕМАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — принятое в литературе название национальной революции в Турции в 1918-1923 годах под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка.
Началась после поражения Турции в Первой мировой войне, в условиях угрозы утраты ею государственного суверенитета. Руководящей силой «Кемалистской революции» была военно-бюрократическая элита, выступавшая в союзе с крупными землевладельцами и анатолийской национальной буржуазией (преимущественно торговой).
Значительную роль в «Кемалистской революции» играли также патриотически настроенные круги мелкой буржуазии, интеллигенция, офицерство и духовенство. Немалое влияние на появление и развитие «Кемалистской революции» оказала Октябрьская революция 1917 года в России.
С 1915 года младотурецкий режим, опасаясь оккупации Турции державами Антанты, начал готовить в Анатолии структуры для развёртывания партизанской войны, ставшие позднее ядром Обществ защиты прав, которые инициировали «Кемалистскую революцию».
В конце 1918 года — начале 1919 года в Анатолии появилось стихийное народное движение против оккупации Антантой ряда районов страны.
После захвата Грецией Измира (15.05.1919 года) это движение переросло в освободительную войну. Анатолийские крестьяне начали создавать партизанские отряды («национальные силы»), которые в 1919-1920 годах были главной силой сопротивления (среди них «Зелёная армия» под командованием Черкеса Этхема). К концу 1920 года была сформирована регулярная кемалистская армия. В сентябре 1919 года Сивасский конгресс Обществ защиты прав Анатолии и Румелии создал руководящий центр революции — Представительный комитет во главе с Ататюрком. Избрав в конце 1919 года своей резиденцией Анкару, этот комитет фактически взял на себя функции временного правительства Турции.
По требованию кемалистов в Стамбуле был созван парламент, принявший 28.01.1920 года декларацию о независимости Турции («Национальный обет»). После разгона парламента оккупационными властями (март 1920 год) Представительный комитет созвал в Анкаре 23.04.1920 года Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), провозгласившее себя единственной законной властью в стране. Султанское правительство в Стамбуле к этому времени в значительной степени утратило своё влияние.
Его попытки подавить движение кемалистов собственными силами (организация мятежей в Анатолии, переброска туда так называемой халифатской армии и др.) потерпели неудачу. С середины 1920 года державы Антанты начали открытую вооруженную интервенцию в Турцию, главная роль в осуществлении которой отводилась греческой армии. Одновременно они стали оказывать давление на султанское правительство, вынудив его подписать кабальный Севрский мирный договор 1920 года.
В начале 1921 года регулярная армия ВНСТ остановила наступление греческих войск, а после этого нанесла им ряд серьёзных поражений и к осени 1922 года целиком освободила территорию Турции от иностранных интервентов. Успеху «Кемалистской революции» способствовала политическая и материальная поддержка Турции со стороны РСФСР, заключившей с ней в марте 1921 года Договор о дружбе и братстве. На Лозаннской конференции 1922-1923 годов державы Антанты отказались от Севрского договора 1920 года и признали независимость Турции. В ходе «Кемалистской революции» и последующих преобразований Турция превратилась в светскую республику.
[2] Самыми древними из титулов Папы являются титулы «Понтифик» и «Епископ Рима. В первый раз титул «Патриарх Запада» был употреблён в 450 году в письме главы Восточно-Римской империи святителю Льву I, папе римскому. Согласно другой версии, обращение к папе римскому как к «Патриарху Запада», традиционно шедшее в перечне титулов перед «Примасом Италии», появилось после раскола в 1054 году, разделившего Православную церковь и Римскую, ставшую именовать себя Католической. Его редко употребляли вплоть до 1870 года, когда этот титул был введён в папскую терминологию на I Ватиканском соборе. 9 марта 2006 года в официальном Папском издании «Annuariopontificio» Бенедиктом XVI титул «Патриарх Запада» был удалён.
[3] Константи́новда́р, Дар Константи́на (лат. Donatio Constantini), или Ве́ноКонстанти́ново — подложный дарственный акт (лат. Constitutum Constantini) Константина Великого римскому папе Сильвестру. Позднее он вошёл в состав «Лжеисидоровых декреталий», а с половины XI века служил одним из основных оснований для папских притязаний на верховную власть, как в Церкви, так и на высший сюзеренитет в средневековой Европе.
Происхождение документа доподлинно неизвестно. Подразумевается, что он был изготовлен во второй половине VIII или в IX веке, возможно в аббатстве Корби во Франции. Документ говорил о передаче Константином I верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви. Фальсификация была частью сделки между майордомом Пипином III (Коротким), желавшим обрести официальный статус короля франков, и папским двором.
[4] — Вселенский Патриархат Константинополя:
На территории Турецкой Республики сейчас имеется 5 епархий:
1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая Патриархом: Стамбул и окрестности;
2. Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
3. Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
4. Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
5. Деркская митрополия.
Христиане в Турции являются религиозным меньшинством 0,6 % населения страны. Сейчас треть всех христиан — это православные, проживающие преимущественно в Стамбуле. Греки признают духовную власть Константинопольского патриарха. Есть представительства русской и болгарской православных церквей.
Верующие армяне принадлежат апостольской и в меньшей степени католической церквям.
Протестанты составляют 7 % от общего числа христиан, в частности в Измире существует баптистская община, входящая в Турецкую Ассоциацию Протестантских Церквей.
В Америке
Украинская православная церковь в Канаде: до 1990 года называлась Украинская Греко-Православная Церковь Канады, приходы в которой, принятые в юрисдикцию Вселенского Престола 1 апреля 1990 года с изменением названия насчитывают около 200 церквей и часовен и около 100 священников.
В 1961 году было зарегистрировано 119 тыс. членов этой Церкви, а к 2004 году около 11 тыс..
Американская Карпаторосская православная епархия. Управляется епископом (митрополитом) при содействии епархиального консистории (старший священник, специально отобранный по наличию значительного пастырского опыта), региональных благочинных (деканов) и епархиального совета попечителей.
Насчитывает 78 приход и 5 миссий в США и Канаде, 91 священника и около 14 000 верующих, основу которых составляют потомки русинов, эмигрировавших в Америку в XIX веке.
Украинская православная церковь в США, также представленная в основном в Америке, подчиняется только Константинопольскому патриарху. Сейчас 105 украинских православных приходов, перешедшие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в 1995 году и объединившиеся в 1996 году с Украинской Православной Церковью в Америке (в юрисдикции Константинополя с 1937).
12 марта 1995 года Украинская православная церковь США и рассеяния была принята в юрисдикцию Константинопольского патриархата. После этого прошло перерукоположение иерархов и духовенства бывшей митрополии УАПЦ в США, которое, но, прошло без огласки. Принятие УПЦ в США в состав Константинопольского патриархата было объявлено Русской православной церковью антиканоническим и не было признано ею.
На момент перехода в данной юрисдикции числилось до 150 000 верующих и около 200 приходов (в основном в США, однако также в Бразилии, Западной Европе и прочих странах).
Западноевропейский Экзархат русской традиции. Учреждён 17 февраля 1931 года Патриархом Фотием II Грамотою митрополиту Евлогию, на основании которой русские православные церкви в Европе во главе с управляющим ими митрополитом Евлогием были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриарха с преобразованием во временный экзархат; существует параллельно греческой Митрополии Франции в юрисдикции Константинопольского Патриархата и объединяет православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы, главным образом во Франции. Экзархат имеет 65 приходов, 32 общины, 11 действующих церквей, 2 монастыря, 7 скитов — во Франции (40 приходов), Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании; клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов.
Bо Франции Архиепископия является численно главенствующей православной епархией.
В Турции существует и национальная так называемая Туре́цкая правосла́вная це́рковь (тур. Türk Ortodoks Patrikhanesi) — неканоническая православная юрисдикция, созданная в 1921—1922 годах православными христианами Турции, имеющая официальное признание турецкого правительства.
Турецкая православная церковь официально зарегистрирована в Турции как религиозная структура, хотя и не признана в качестве канонической другими Поместными православными церквями.
Титул предстоятеля наследуется членами одной семьи — Эренеролов. С 2002 года Турецкую православную церковь возглавляет патриарх Эфтим IV (Эренерол). Церковь имеет в собственности три церкви, около пяти общин и несколько сотен верующих. Богослужения совершаются на турецком языке.