| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В мае этого года президент США Дональд Трамп объявил, что Вашингтон выходит из соглашения 2015 года с Ираном по ядерной программе. Это было сделано в одностороннем порядке, усилия пяти посредников – России, Великобритании, Китая, Франции и Германии – по сути были перечёркнуты. Также американский лидер заявил о восстановлении всех санкций против Ирана. Но европейские страны заявили, что будут продолжать следовать «ядерной сделке», передаёт «Крымская газета».
Разумный компромисс
но заявления – это одно, а практические шаги – совсем другое. Ведь никто, кроме России и Китая, не будет открыто бросать вызов Вашингтону.
На днях министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в интервью немецкому изданию Spiegel заявил, что теперь его страна будет следовать «ядерной сделке» до тех пор, пока она соответствует интересам Тегерана. «Это соглашение – не любовная афера, это был разумный компромисс. Иран готов продолжать применять его, пока оно отвечает нашим интересам <…> Приоритетом для нас является то, что наша страна может и в дальнейшем продавать нефть в разумных объёмах и переводить выручку в Иран», – изложил свою позицию министр.
По сказанным им словам, европейцы и все остальные участники соглашения «должны работать над компенсированием влияния санкций США». «В мае они представили нам пакет. Это были серьёзные обязательства. Теперь они должны быть реализованы. Решающее значение имеет то, что Европа должна сделать это не для Ирана, а для собственного суверенитета и своих долгосрочных экономических интересов», – отметил Мохаммад Джавад Зариф.
Необходима практическая работа
По мнению постоянного представителя России при международных организациях в Вене Михаила Ульянова, заявления Ирана о возможности выхода из соглашения – это недоработки оставшихся участников сделки.
«Определённый прогресс достигнут, но пока ещё не достаточный. Именно в связи с этим, как мне кажется, из Тегерана время от времени звучат заявления об открытии нового цеха по производству центрифуг, вероятном выводе ядерной программы на новый уровень и так далее. Я лично воспринимаю это как сигнал со стороны Ирана о том, что остальным участникам СВПД требуется активизировать работу по восстановлению нарушенного в результате выхода США из этой сделки баланса, укрепив прежде всего выполнение экономической части соглашения», – заявил постпред.
Причём, добавил он, американцы всеми вероятными способами стараются повлиять на участников «ядерной сделки» – прежде всего это угрозы применения санкций.
Американский скандал
В самих США по этому поводу также бурлят нешуточные страсти. Втянутыми в них оказались представители самой вершины истеблишмента – президент Дональд Трамп и экс-госсекретарь Джон Керри. Дело в том, что бывший глава дипломатического ведомства в текущем году несколько раз встречался с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом. И, как заявляет издание Boston Globe, целью этих встреч был поиск выхода нынешней ситуации по торпедированию «ядерной сделки». Позднее иранский министр факт таких встреч подтвердил.
Данные переговоры вызвали гнев Дональда Трампа, который по сути обвинил Керри в работе на иностранное государство. «Джон Керри проводил нарушающие закон встречи с враждебным иранским режимом, что может привести только к подрыву нашей замечательной работы, к ущербу для американского народа. Он сказал им (иранцам. – Ред.) подождать, пока закончит работу администрация Трампа! А он регистрировался в соответствии с законом о регистрации иностранных агентов? Плохо!» – разместил американский президент сообщение в своём Твиттере.
Джон Керри, при непосредственном и самом активном участии которого «ядерная сделка» была заключена, теперь выступает жёстким и последовательным критиком её отмены. Вот и теперь он не стал отмалчиваться.
Сейчас главу государства, считает Джон Керри, должно больше заботить расследование спецпрокурора Роберта Мюллера. «Господин президент, вам следует больше беспокоиться о встрече Пола Манафорта с Робертом Мюллером, чем о моей встрече с главой МИД Ирана», – также в Твиттере написал экс-глава Госдепа. Тем самым он намекнул на то, что в деле о «сговоре» президента США с Россией появился ценный свидетель – экс-руководитель предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт, который пошёл на сотрудничество со спецпрокурором. Мол, этот политтехнолог обладает информацией, которая позволит доказать наличие неких договорённостей между тогда ещё кандидатом в президенты Трампом с российскими представителями. Ну а если это докажут, то там и до импичмента рукой подать. Такой вот смысл заложен в ответе Керри.
Но за всеми этими выяснениями отношений открытым остаётся вопрос о том, как долго будет Иран довольствоваться таким положением дел. Ведь демонтаж «ядерной сделки» американцами по сути открывает ему путь к выходу из этого соглашения, тем самым ещё выше подняв градус напряжённости и в без того перегретом всевозможными конфликтами регионе.
|