Последние новости

Реклама

Грабители и оползни: какими были крымские дороги в прошлом?

В третье воскресенье октября Россия отмечала День работников дорожного хозяйства. В нынешнем году он выпал на 21 число. Ну а сегодня мы вспомним о том, какими были дороги в Крыму в прошлом и даже позапрошлом веках, сообщает издание «Крымская газета».


Первая шоссейная

В конце XIX – начале XX века Россию называли «классической страной бездорожья». Ведь треть её населённых пунктов поддерживала связь с внешним миром исключительно при помощи верховых и пешеходных троп. Порой до ближайшей грунтовой дороги требуется было идти пешком или ехать на лошади около 80 километров. А просёлочные дороги, в особенности в южных губерниях, во многих случаях были такими узкими, что на них с трудом разъезжались две подводы. К тому же большинство из них были глинистыми – а значит, в дождливое время года на практике непроезжими. Одна из первых в России шоссейных дорог была проложена в Крыму: из Симферополя через Ангарский перевал в Алушту. Её возведение шло два года и завершилось в 1826-м. К 1837 году она была продлена до Ялты, а к 1848-му – до Севастополя. В 1830-е началось массовое возведение шоссейных дорог в Крыму. Именно в это время появились три основные шоссейные дороги: от Перекопа до Севастополя, от Симферополя до Керчи и от Симферополя до Евпатории. А Южнобережное шоссе в первый раз связало Степной Крым с ЮБК – и пришлось по вкусу путешественникам. «Шоссе и лошади Южного Крыма – это что-то удивительное, чего не встретишь в другом месте. На шоссе нет никогда ни одного толчка, ни одной выбоины – оно гладко и мягко, как пол. Вы забираетесь по этому шоссе почти на самый Чатыр-Даг, между тем, почти не чувствуете подъёма – так разумно и щедро устроены бесчисленные извороты дороги, улиткою обнимающие каждый выступ горы», – писал Евгений Марков в «Очерках Крыма».


Опыты гудронирования

При слове «шоссе» мы представляем себе асфальтированную дорогу. Но шоссейные дороги в конце XIX – начале ХХ века ещё не знали асфальта – они были покрыты щебёнкой. Именно по этой причине в газетах появлялись такие сообщения: «Прежде, чем доехать по шоссе из Алупки в Новый Симеиз, надо непременно выкупаться в пыли, которая густым слоем лежит по всей дороге». В советский промежуток времени дороги стали покрывать гудроном. Хотя эксперименты такого рода начались ещё до революции. «В виду благоприятных результатов опытов гудронирования шоссе, произведённых в Крыму, ведомство путей сообщения признало необходимым продолжить эти опыты в более широких размерах, с целью достижения практических результатов по уменьшению пыли и грязи на шоссейных дорогах особого значения. В первую очередь предположено произвести опыты гудронирования Южнобережского шоссе в Крыму и Николаевского спуска в г. Киеве и прочих шоссе, прилегающих к Киеву», – сообщала пресса в марте 1914 года.

Благодаря появлению автомобилей дороги в начале ХХ века стали расширять. Для нормального движения машин требовалась проезжая часть шириной 8,5 метра. Первые такие работы в Крыму были проведены на Южнобережном шоссе в районе Ливадии, где, по мнению министерства путей сообщения, было «большое автомобильное движение». Ширина проезжей части там была доведена до 7,8 метра с устройством тротуара и мощением обочин.


Грабители и оползни

Вплоть до начала ХХ века на крымских дорогах не было серьёзных аварий. В газетные хроники изредка попадали случаи, подобные этому: в 1879 году ямщик, перево-зивший почту, «по случаю дурной дороги во время дождя» упал в обрыв. Ямщик не пострадал, но корреспонденция «вся измокла и в этом виде роздана по адресам в Судаке». Или такое трагикомическое происшествие: в 1913 году в Феодосии «на Симферопольском шоссе дрогами переехало некоего монаха, оказавшегося не в трезвом виде и попавшего по собственной неосторожности под колёса дрог, на коих он ехал». Монах остался жив, правда, был доставлен в городскую больницу.

Более серьёзную опасность на дорогах представляли грабители. В результате, в 1912 году под Алуштой шесть вооружённых молодчиков напали на автомобиль, шедший из Симферополя с 12 пассажирами. «Грабители выстрелами заставили автомобиль остановиться и, под дулами револьверов, забрав у всех пассажиров деньги и ценные вещи, удалились в горы. Для задержания скрывшихся бандитов вытребованы войска и вся уездная полиция», – писали газеты.

Если разбойники нападали на пассажиров, то природа – на дороги. В том же 1912 году на ЮБК из-за сильного ливня вышла из берегов река Биюк-Узень и наделала бед: «Почта 3 дня не приходила, так как шоссе на Симферополь и Ялту повреждено водой». А в 1915-м близ Кикенеиза (нынешнее Оползневое) начался оползень: «По Севастопольскому шоссе 150 сажень (1 сажень – это 2,1 м. – Ред.) провалилось три раза. Спешно восстановленное, проваливалось ниже, и на пространстве 300 саж. в длину, 150 в ширину потрескалось и медленно уже более недели ползёт по две сажени в сутки, вниз к деревне Кучукою, уничтожая на пути жилые постройки, виноградники. сады, некоторые деревья, сдвигая целые скалы».

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля