Последние новости

Реклама

Реабилитация доверия: переезд с «полян протеста» в собственное жильё

В 2014 году для Крыма всё было в первый раз. Первый референдум, первая победа, первые шаги в возрождённой российской республике по социальному и экономическому развитию. В целом, всё то, о чём 23 года Крыма в составе Украины только говорили. Говорили, обещали, но не делали. Конкретные действия и результаты в республике появились только чуть менее пяти лет назад после поистине исторического решения главы государства — Указе «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Документ был подписан Владимиром Путиным 21 апреля 2014 года. Сразу ли поверили те, кого он касался, в то, что правительство выполнит свои обещания? Если откровенно, то верили далеко не все. Потому задачей крымского правительства было, в первую очередь, возвращение доверия методом полной открытости и честности. И с этой задачей Крым справился, пишет издание «Крымское информационное агентство».

На протяжении более 20 лет Крыма в составе Украины, на территории полуострова начали активно расти «поляны протеста» и за всё это время людям, которые самовольно занимали земли республики, бывшие лидеры меджлиса (запрещенной в России организации) обещали, что их права будут восстановлены, что депортированные граждане получат эти земли в собственность. Но только все эти обещания звучали во время предвыборных кампаний, а по завершению выборной гонки, бывшие лидеры пожимали плечами, мол, ну в этот раз не получилось, удастся в следующий. Иных вариантов, кроме спекулятивных, участникам «полян протеста» просто не предлагали. Людям ничего не оставалось, как продолжать надеяться, и при этом оставаться инструментом в чьих-то руках.

Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым Дмитрий Полонский в беседе с корреспондентом Крымского информационного агентства подчеркнул, что вопрос законного выделения земли депортированным гражданам в украинский промежуток времени Крыма был скорее методом манипулирования, чем искренним желанием предпринять что-то конкретное.

«Дело в том, что на протяжении всех этих лет в составе другого государства, правительство этого государства делало всё, чтобы, понимая реальные настроения крымчан, иметь здесь, на территории полуострова, какой-то действенный инструмент, который, как им казалось, мог бы контролировать ситуацию на этой территории. И в качестве такого инструмента всегда использовался, так называемый крымско-татарский фактор. То есть, они прекрасно понимали, что вот эта система сдержек и противовесов, при которой, с одной стороны эти самозахваты, про которые мы говорим, не согласовываются, но в то же самое время на официальном уровне выражается постоянная поддержка крымско-татарскому народу. Вот эти рычаги всё время оказывали помощь держать данную ситуацию в этом вот подвешенном и контролируемом для украинских властей состоянии. Потому что люди, которые не имеют чётких гарантий, не имеют чёткого понимания своего будущего, вот такими людьми всегда проще манипулировать», — отметил Дмитрий Полонский.

Полонский также помог вспомнить, что при всех вышеперечисленных обстоятельствах, так называемая верхушка в лице запрещенного в России меджлиса крымско-татарского народа, получала и имела абсолютно все блага и преференции.

«Также, этой же верхушке было отдано право откровенной незаконной торговли землями, которые были заняты самозахватами, под гарантии того, что если прибудет и попросит тот же Джемилев, то, конечно же, любой земельный участок может быть оформлен. И если вы знаете данную ситуацию, то по большому счёту, представители этой верхушки, которая на сегодняшний момент позорно сбежала в Киев, они все, члены их семей, жёны и так далее, все имели в своей собственности легализованные земельные участки и не по одному. Все имели квартиры, которые распределялись точно таким же способом, как и земельные участки – в закрытом кругу. Они имели дома и прочие преференции и, конечно же, властные должности. Ведь главное, что просил и требовал запрещённый в России меджлис – это быть над всем этим ресурсом, иметь гарантированные квоты в органах власти, однозначный контроль над тем же государственным комитетом по делам национальностей. Это была вот такая, специально образованная, выстроенная система. То есть никто абсолютно не думал о рядовых гражданах, об обычных, простых крымских татарах, все исключительно занимались своими интересами, а за этими интересами всегда стояли большие деньги, большая политика»,- сказал Полонский.

Глава Госкомитета по межнациональным отношениям республики Крым Ленур Абдураманов, вспоминая напряжение, которое искусственно создавалось на территории полуострова на протяжении двух десятков лет, полагает, что отношение к людям в тот промежуток времени, было недопустимым.

«Очень хорошо, когда у тебя есть с чем сравнить. Если сравнить тот промежуток времени, когда Крым находился в составе Украины и сегодняшние меры, которые предпринимаются властью республики и федеральными органами власти, и президентом – Владимиром Владимировичем Путиным, то это конечно же, сразу показывает отношение к обычным гражданам. Ранее вопрос выделения земель был предметом спекуляций и торга, были всё время какие-то интриги вокруг этих земельных участков, которые активизировались во время предвыборных кампаний. Но по итогу – бывшие лидеры получали на этих нереализованных обещаниях дивиденды, а обычный народ бедствовал. Сегодня, с первых дней, как только Крым стал российским, сразу были приняты главные нормативные акты, которые чётко урегулировали и всё расставили на свои места, а главное –наконец-то восторжествовала справедливость в отношении прав. Сегодня чётко глава государства нормативным актом – указом от 21 апреля 2014 года, в первую очередь, восстановил историческую справедливость в отношении народов Крыма и, разумеется, определил вектор развития и дальнейшего обустройства всех народов», — отметил Абдураманов.

С апреля 2014 года крымские татары в частности увидели конкретные действия и совершенно иной подход в российском Крыму – забота и равные права для всех граждан без исключения. И это сняло с Крыма тот политический гнёт и напряжение, которое продолжительное время применяло украинское правительство

«Этот указ он всех уравнял и при этом речь шла ведь не только о крымско-татарском народе, речь в указе идёт и о иных народах, которые ранее были депортированы с территории республики Крым. То есть, установлен новый политический порядок, который, который конечно же серьёзным образом благоприятствует, влияет на межнациональный мир, согласие и стабильность на территории Республики Крым», — сказал в комментарии корреспонденту Крымского информационного агентства Дмитрий Полонский.

Ленур Абдураманов – глава Госкомнаца РК уверен, что любые процессы и задачи, которые ставятся, выполнимы тогда, когда есть диалог и воля, воля у государства, у правительства, у руководства республики.

«У нас сейчас есть всё это, тут только сплочённой командой на всех уровнях власти от законодательной, до исполнительной можно было справиться с решением вопроса. Оперативно в Крыму был дан старт реализации данного указа. Сразу же были сделаны первые шаги. В рамках реализации этого указа, например, началось возрождение культурного, экономического, социального развития народов. Также, один из основных блоков, который реализует наш комитет — это возведение социально-важных объектов: школы, детские сады, дороги, проведение газа, света, воды в микрорайоны компактного проживания крымских татар», — отметил глава Госкомнаца.

Ленур Абдураманов также помог вспомнить, что уже в 2019 году будет завершено возведение крупнейшего в Крыму религиозного объекта – Соборной мечети, которая в украинские времена также была предметом спекуляций и торга. И только в 2014 году, когда крымский муфтий обратился за помощью в решении этого вопроса к Владимиру Путину и получил мгновенную положительную реакцию, возведение мечети на полуострове стало не просто проектом.

Так Крым начал новую жизнь в совершенно иных реалиях, оперативно решая старые проблемы, копившиеся десятилетиями. И что не маловажно — без разделения по национальному признаку, без исключения, всем уделяется должное внимание.

Но, наверное, самой сложной из поставленных задач, была реабилитация доверия, утраченного в паутине бесконечных обещаний украинских властей и запрещенного в России меджлиса.

«Например, простые люди не верили, в то, что если они уйдут с этих «полян протеста», то они получат от государства земельные участки, что они смогут на законных основаниях, находясь в честной очереди, получать те же квартиры, которые сейчас в достаточно большом количестве строятся в рамках программы, направленной как раз-таки на восстановление прав депортированных граждан. И не забывайте, что на «полянах протеста» были не только простые граждане, которые отстаивали свои права. Там были как раз все, назовём их так – распорядители землёй, которые были назначены запрещенным на данный момент в России меджлисом, и которые состояли ещё ко всему в различных экстремистских религиозных организациях. Они брали все это под контроль, брали с простых граждан деньги под обещания того, что эти земельные участки будут когда-то узаконены и переданы простым гражданам. По этой причине за это время сложилось полное недоверие как к действующей власти, так и к самопровозглашённым органам самоуправления крымских татар. По этой причине конечно же, первый этап был сложным, но, мне кажется, результат был достаточно успешно преодолён честностью, открытость, прозрачностью и абсолютно понятной межнациональной политикой на территории республики. Только правдой, открытостью, конкретными делами удалось вернуть доверие», — вспоминает Заместитель Председателя Совета министров Республики Крым.

О том, что у людей был страх остаться ни с чем, вспоминает и глава Госкомнаца Ленур Абдураманов.

«Люди к моменту возвращения Крыма в состав России на практике уже утратили всякую надежду на то, что их не обманут. Тогда Сергей Валерьевич Аксёнов, глава нашей республики, уже с первых дней определил, что ни какие права граждан, например, тех, кто определился с земельными участками, нарушаться не будут. Единственным и главным приоритетом в российском Крыму стали справедливость и честность. По этой причине сразу же были приняты несколько важных постановлений, был создан реестр. На сегодняшний день этот реестр существует и конечно же, согласно ему, выделяются земельные участки», — отметил он.

По данным государственного комитета по межнациональным отношениям, в Крыму в общей сложности было 60 «полян протеста», из них около 12 – только в столице Крыма. На данный момент порядка четырёх тысяч семей, имеющих статус реабилитированных, получили земельные участки и сейчас идёт процесс оформления этих земель в частную собственность.

«По жилью – ежегодно в рамках нашей государственной программы выделяются средства на выкуп жилья для реабилитированных граждан. В тех районах, где выкупа жилья нет, идёт активное возведение домов для нуждающихся. По нашей программе с 2014 года порядка 460 семей обеспечены жильём. И это очень актуальная тема, ввиду того, что немногие вообще сегодня имеют возможность гордиться тем, что ежегодно люди получают ключи от квартир. Так в 2014 году жильё получили 92 семьи, в 2015 – 72, в 2016 году – 236 семей, в 2017 – 60 и в этом году также примерно столько же мы желаем. Также, мы также оказываем помощь в завершении строительства индивидуальных жилых домов, и это очень большая помощь. Это те меры, которые эффективно реализуются в Крыму благодаря историческому указу президента. Материальная помощь – такого раньше даже не было и люди представить себе не могли, что это возможно», — добавил Ленур Абдураманов.

Тем не менее стоит также отметить, что граждане, отнесенные к депортированным, которые стоят в очереди и претендуют на жильё — это не все очередники в Крыму. Есть ещё большое количество категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, или в получении нового жилья. Это и социально-незащищенные категории, инвалиды, сироты, другие льготные категории граждан.

«Тут самое важное, чтобы был равный подход. Мы же не можем допустить, чтобы жильё строилось только для тех, кто стоит в очереди депортированных граждан и при этом не выделялось жильё всем остальным. По этой причине здесь также важно соблюсти равенство, равные права. Это процесс, в котором абсолютно все граждане равны и не следует выделять кого-то», — подчёркивает Дмитрий Полонский.

В Крыму никто сейчас людей не делит по национальности или интересам. Крымская власть и власть федеральная демонстрируют равный подход и равное отношение ко всем гражданам, проживающим на территории нашей республики. Также растёт уровень поддержки президента России на полуострове – это подтверждается как социальными опросами, так и крымскими результатами выборов президента России.

Но, разумеется, самыми важными показателями заботы о своих гражданах, являются конкретные выполненные обещания. Например, жительница Симферополя Улькер Сеттарова, сказала корреспонденту Крымского информационного агентства, что получения собственного жилья она ждала 20 лет.

«Получила новую однокомнатную квартиру 10 декабря 2016 года. Мне вручили ключи, которых я ждала целых 20 лет, а ведь стояла в очереди с июня 1996 года. Учитывая то, что я педагог, имела право на льготы, все эти 20 лет ничего не происходило. Пока Крым был в составе Украины мы уже не надеялись на то, что это произойдёт, потеряли надежду. Я была несказанно рада, поскольку, когда долгое ожидание увенчалось успехом, это принесло мне особую радость. Помню этот день – мне позвонили и сказали, чтобы утром следующего дня я приехала получать ключи от квартиры. Требуется было просто видеть выражение моего лица (смеется).  Так нам вручили ключи, а уже дней через 20 я уже поселилась в новой квартире. Там уже были и свет, и горячая с холодной вода, газ чуть позже нам дали. В нашем доме – это район 7-й горбольницы 190 квартир – это семьи, которые так же, как мы, получили жильё», — радуется Улькер Сеттарова.

А вот симферополец Эскендер Асанов получил материальную помощь на завершение строительства частного дома.

«Материальную помощь получил год назад. Это была значительная сумма. Разумеется, большую часть средств в самом начале строительства пришлось потратить из своих средств, но деньги, выделенные государством, стали хорошим подспорьем, поскольку, если бы не эта помощь, возведение затянулось бы ещё примерно на год. На тот момент уже был дом с крышей, окнами, пустой стоял. Сейчас мы переехали сюда с семьей, родителей перевёз. Очень доволен», — поделился радостью Эскендер.

Сегодня активным образом развивается вся социальная инфраструктура как в местах компактного проживания крымских татар, так и в целом на территории республики Крым. Заметьте, что не проходит не то что года, — месяца, когда открываются новые детские сады, школы, ремонтируются больницы, строятся новые дороги, в не газифицированные сёла ведут газ. Эти конкретные дела заставляют людей задумываться над тем, насколько честны со своим народом были бывшие правители.

Со слов Заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Дмитрия Полонского, все эти программы, ставшие вероятными благодаря указу президента России, действуют и на данный момент и будут продолжены в дальнейшем.

«Нужно понимать, что за четверть века нерешенные проблемы мы семимильными шагами решаем за эти неполные пять лет в составе России. И количество решенных проблем превышает количество тех, что остались на сегодняшний день нерешенными. Самое главное — люди, которые относят себя к репрессированным, они видят, что нет какого-то исключительного отношения к кому-то конкретному, к какому-то народу, национальности. Есть процесс общего восстановления экономики, социальной сферы в Крыму, который неукоснительно идёт вперед, и мы показываем рост абсолютно во всех отраслях. И по этой причине порядок, который наводится в республике, он вселяет в людей веру в то, что все эти проблемы рано или поздно будут решены», — уверен Дмитрий Полонский.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля