Объект исторического наследия Манитра, который был найден при строительстве Крымского моста, названный по бытующему названию расположенной рядом горы Макитра, представляет из себя комплекс археологических памятников. Про это сообщает пресс-служба Института археологии РАН, пишет издание «Крымское информационное агентство».
«Его составляют существовавшие одновременно сельское поселение, примыкающие к нему круглые загоны для скота и некрополь жителей поселения. По предварительной информации, комплекс датируется концом V — началом III века до н. э.
», — говорится в сообщении.
Археологи рассказывают, что поселение имело прямоугольную форму и было довольно большим: в нем было около 10 дворов и 40 помещений, а площадь превышала 5000 квадратных метров, что намного больше обычной площади сельских усадеб Боспора. Всю её занимала сплошная застройка: мощеные парадные и хозяйственные дворы, окруженные жилыми и хозяйственными постройками, примыкающими друг к другу. Наружу выходили только глухие стены. Как отмечают учёные, такая замкнутая планировка и группировка помещений вокруг внутренних дворов характерна для античных сельских усадеб. Главный, хорошо вымощенный двор находился в западной части комплекса, он был окружен галереями и, возможно, колоннадой. В восточной части комплекса, скорее всего, располагались хозяйственные дворы и помещения. Все постройки были крыты черепицами боспорского производства, на некоторых из них стояли клейма местного мастера.
Как отмечают исследователи, усадебный комплекс неоднократно перестраивался, что существенно затрудняет понимание памятника. Не исключено, что в какое-то время первоначально единая очень крупная вилла была разделена на две смежные усадьбы.
Лучше иных сохранились конструкции позднего периода. Более ранние стены и вымостки частично разбирались при перестройках, а все обстановка и «оборудование» из усадьбы выносились. На сегодняшний день археологи смогли определить функции только поздних помещений. Так, в двух комнатах были открыты остатки алтарей — видимо, они являлись небольшими молельнями. В предполагаемой хозяйственной части в трёх помещениях сохранились небольшие давильные площадки-тарапаны, использовавшиеся для изготовления домашнего вина, ещё в одном были открыты две вкопанные глиняные бочки-пифосы, среди которых хранили запасы. В некоторых помещениях, где были найдены каменные кормушки, могли содержать молодняк домашнего скота. Производство не было крупным, оно носило «домашний характер», и продукция предназначалось не для продажи, а для удовлетворения нужд жителей поселения.
Как полагают учёные, в основе поселения лежал хорошо продуманный план, который предусматривал высокий уровень благоустройства. Все помещения были построены с учетом розы ветров, чтобы в помещениях всегда свежий воздух. Раскопки открыли сложную разветвленную систему водостоков: постройки находятся на довольно крутом склоне, и отвод ливневых стоков видимо, был важной проблемой для жителей. Они удачно с ней справились, соорудив единую для всего комплекса сложную систему водостоков и накопительных цистерн, что дало возможность отводить ливневую воду за пределы застройки.
«Уникальность этого поселения — в его сложной структуре и очень высоком уровне строительного дела. Памятник находится на Керченском полуострове, в западной части Боспорского царства. Это далекая окраина эллинского мира, однако здесь мы видим в самом лучшем проявлении опыт античного градостроительства — планировки, качества кладок, интерьеров. Аналогов сельской усадьбы такой площади, сложности и такой хорошей сохранности нет не только на территории Крыма, однако и во всем Причерноморье», — отметил заведующий отделом полевых исследований ИА РАН, доктор исторических наук Александр Масленников.
При раскопках поселения было найдено множество столовой и кухонной керамики — кувшины, миски, тарелки, рыбные блюда, кастрюли, среди них и импортные аттические чернолаковые сосуды.
Однако основной объём находок приходится на фрагменты и целые формы амфор главных эгейских и малоазийских греческих центров, экспортировавших свою продукцию на Боспор в позднеклассическое и эллинистическое время: Хиоса, Фасоса, Книда, Коса, Пепарета, Синопы и Гераклеи Понтийской.
Также были выявлены металлические изделия — гвозди, фрагменты ножей, сельскохозяйственных инструментов. Особо интересны найденные свинцовые гирьки с клеймами, подтверждающими их вес, кроме того, около 300 медных монет, как правило боспорской чеканки. В помещениях археологи также выявлены два небольших клада, состоящих из медных боспорских монет: 25 в одном и около 60 в другом кладе. Клады найдены недавно, и пока ещё нельзя точно определить все монеты.
На востоке и западе от усадьбы были найдены две круглых каменных загородки диаметром 55-60 метров. Вероятно, это были загоны для скота.