Алексей Вакуленко, корреспондент регионального подразделения МИА «Россия сегодня» в столице Крыма
Об этом сообщило издание «РИА Крым».
Зачем Евпаторийскому дому-интернату для престарелых и инвалидов 170-летний армяно-григорианский храм Святого Николая и храмовые сооружения, в том числе построенное по проекту видного архитектора Павла Сеферова дореволюционное здание армянской церковно-приходской школы? Для чего объекты религиозного назначения учреждению, чьи уставные цели никак не связаны с богослужебной деятельностью? Ответы на эти вопросы искал корреспондент сайта РИА Новости Крым Алексей Вакуленко.
На исповедь по паспортам
Эка невидаль: путь к храму лежит через пропускной пункт! Вход в святое для крымских армян место, а значит, и проведение там богослужений, напрямую зависит от политической воли, директора дома-интерната.
В России с 2010 года действует федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В этом документе, в частности, подчеркивается, что «государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными её уставом». «Невозможно отрицать, что и церковь и располагавшиеся (и расположенные по сей день) на её территории храмовые сооружения построены нашими предками и должны принадлежать армянской религиозной общине. Кроме того, это — достопримечательности города!« — говорит зампред местной религиозной организации »Церковь Сурб Никогайос» (Святого Николая) Анаит Исраелян.
В том, что храм должен жить полноценной церковной жизнью, убеждена и глава комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Госсовета Крыма Нина Пермякова. «Я считаю, что данный храм очень ценный для истории, для нас», — считает депутат. По мнению парламентария, он не должен находиться в оперативном управлении у дома престарелых, будучи объектом туристического маршрута «Малый Иерусалим» наряду с соседними действующими храмами, как, в частности, мечеть Джума-Джами, синагога Егия-Капай или православный собор Святого Николая. И если вход в последние – беспрепятственный (каким, впрочем, и должен быть, согласно исповедуемым исламом, иудаизмом и православием принципам), армяно-григорианский храм по нелепому стечению обстоятельств уже десятилетия остается в плену массивных ворот Дома престарелых.
После Великой Отечественной войны церковь вместе с храмовыми сооружениями, в том числе церковно-приходской школой и домом настоятеля, передали советскому «предшественнику» дома-интерната. В храме устроили склад. После распада Советского Союза евпаторийские власти позволили местной общине Армянской апостольской православной церкви использовать храм и здание школы по назначению. Кроме того, в 1999 году владевший тогда церковью горсовет согласился передать её в собственность общине. Позже Севастопольский апелляционный суд отменил регистрацию права собственности на храм и храмовые сооружения за Евпаторийским горсоветом, далее объекты зарегистрировали как собственность Республики.
Со слов директора дома-интерната Ольги Аджимуллаевой, обеспечить абсолютно свободный доступ к храму она не может. «Никто ж не отменял закон об антитеррористических мероприятиях. Дом-интернат — это учреждение закрытого типа, у нас охрана», — поясняет она.
При этом руководитель подчёркивает, что вопрос о доступе в храм экскурсионных групп решен. «Данный вопрос был оговорен на самом высоком уровне: гид предъявляет свой паспорт (охраннику на пропускном пункте — авт.) и говорит, сколько человек к нам заводят на экскурсию. Все эти моменты наше муниципальное начальство должно было довести до туристических фирм, которые заинтересованы в этих объектах. Пусть заходят. Мы никому не препятствуем, целый день ходят и индивидуальные люди, вне экскурсий. Показали какой-нибудь документ — пусть это будут водительские права, паспорт, удостоверение какое-то служебное, — на проходной записали, зашли — и смотрите, пожалуйста».
Такие же требования предъявлены прихожанам храма. Им директор организации благосклонно позволяет проводить в здании богослужения. «Мы же не можем всех (прихожан — авт.) знать в лицо, а у меня сто пятьдесят человек лежачих людей и сто двадцать сотрудников на объекте!» — признается Аджимуллаева.
Время возвращать задолженности
В январе 2015 года по поручению главы Крыма Сергея Аксенова мэр Евпатории Андрей Филонов обсудил с представителями местной армянской религиозной общины возвращение ей «армянского подворья, куда входят армянская церковь Сурб Никогайос, воскресная школа, дом настоятеля». Тогда же Филонов отметил, что и помещения, которые сейчас занимает дом-интернат, и само армянское подворье требуется передать армянской религиозной общине. «Храм Сурб Никогайос входит в туристический маршрут »Малый Иерусалим". Дальнейшее развитие маршрута невозможно без возвращения религиозной общине всего подворья", — отметил он.
Невзирая на это, спустя десять месяцев Совет министров РК передал в оперативное управление Дому-интернату и сам храм, и бывшее здание армянской церковно-приходской школы, и дом настоятеля, в котором сейчас находится администрация учреждения. Чем было продиктовано это решение, неясно. Но на вопрос о том, для чего гериатрическому интернату армяно-григорианский храм, директор уклончиво отвечает: «Это не ко мне вопрос».
Со слов Ольги Аджимуллаевой, нахождение храма и храмовых сооружений в оперативном управлении у дома-интерната до воссоединения Крыма с Россией в 2014 году в 2015-м было попросту перерегистрировано в российском правовом поле. Впрочем, директор дома престарелых не скрывает, что объекты религиозного назначения её учреждение никак не использует. На вопрос о том, почему более двух лет они обесточены, Аджимуллаева с предельной откровенностью риторически замечает: «А на каком основании там должно быть электроснабжение?..« И тут же поясняет: »Дом-интернат не использует сейчас эти здания. Все, вопрос закрыт».
В итоге уже более двух лет прихожане не имеют возможность включить в храме электрообогреватели (централизованной системы отопления в здании нет). Сырость и холод внутри церкви вряд ли соответствуют оптимальным условиям содержания, о чем красноречиво свидетельствует трескающаяся и осыпающаяся штукатурка. По закону, охранное обязательство по содержанию объекта культурного наследия возложено на дом престарелых. Со слов директора учреждения, средств на содержание построенного в середине XIX века храма пока нет. «Все должно выделяться из бюджета Республики Крым, поскольку мы республиканское учреждение. Пока (средства на содержание храма — авт.) не выделяются», — поясняет она.
Тем временем прихожанам храма, которых около полутысячи, остается только надеяться на решение проблемы. «И председатель Евпаторийского городского отделения Крымского армянского общества и председатель Армянской религиозной общины Евпатории Армянской апостольской церкви много раз обращались к властям Республики с призывом решить вопрос о передаче религиозной общине зданий, исторически входящих в Армянское подворье, — говорит замглавы местной религиозной организации «Церковь Сурб Никоайос» в Евпатории Анаит Исраелян. — Мы обратились в Министерство имущественных и земельных отношений РК с требованиями о передаче этих зданий религиозной общине. Но там потребовали предоставить доказательства того, что прежний адрес указанного выше церковного комплекса, который государством 20 января 1930 года был изъят у религиозной организации, соответствует современному адресу её местонахождения. Но в Государственном архиве Крыма, как говорит прихожан, подтвердили, что сегодняшняя улица Интернациональная, где зарегистрированы храм и храмовые сооружения, ранее носила название Свято-Николаевской».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции